Николай Лесков «Очарованный странник»

Звучащая библиотека

Часть I

Читают Заслуженная артистка РСФСР Наталья Данилова и Народный артист России Иван Краско. Запись произведена в студии Радио «Петербург» в 2007 году.

Часть II

Часть III

Часть IV

Часть V

Часть VI

Часть VII

Часть VIII

Часть IX

Часть X

Часть XI

Часть XII

Часть ХIII

Часть ХIV

Часть ХV

Часть ХVI

Часть ХVII

Часть ХVIII

Часть ХIX

Часть ХХ

 

Повесть «Очарованный странник» была написана Николаем Лесковым (1831-1895) в 1872–1873 годах под впечатлением от поездки на остров Валаам. Повесть входит в цикл «Праведники» и по жанру представляет собой некое соединение традиционного русского сказа с описанием жития святого. Смысл названия повести заключается в способности главного героя не только видеть окружающий его мир, но и уметь восхищаться, очаровываться им. Роль же странника без дома и семьи была уготована ему судьбой, а от судьбы, как известно, не уйдешь.

Несмотря на серьезность заявленной темы, «Очарованный странник» писался очень быстро и легко. Препятствие возникло лишь при издании повести: главный редактор журнала «Русский вестник» М. Н. Катков отказал Лескову в публикации, выдвинув в качестве претензий сырость материала и странное название, которое изначально дал автор своей повести — «Чернозёмный Телемак». Оно совсем не вязалось с содержанием книги и особенно с образом главного героя — истинно православного человека, которого в первоначальном названии Лесков сравнил с сыном Одиссея, отправившегося на поиски отца. Писатель внял совету, изменил название на «Очарованный странник» и отнес рукопись уже не Каткову, а в газету «Русский мир», где повесть и была впервые напечатана в августе-сентябре 1873 года.

Повесть делится на 20 глав, первая из которых — некий пролог, в котором мы знакомимся с главным героем, остальные же главы — это небольшие законченные истории без определенной хронологии, повествующие о пути праведника в поисках своего предназначения; о жизненных обстоятельствах, которые вынуждали совершать тот или иной добрый или неблаговидный поступок, и рассказ о внутреннем перерождении, происходившем с героем после каждого нового испытания. Ведь праведник по Лескову, это не безгрешный человек, а человек, понимающий необходимость осознания своих ошибок и покаяния в них.

Среди светских путешественников, следующих на пароходе на Валаам, возникает разговор о самоубийцах, которых не отпевают, и за которых никто не молится после смерти. Тогда к разговору присоединяется человек в черной монашеской рясе, представившийся Иваном Северьяновичем Флягиным. Он рассказывает об одном попике, служение которого и состоит в том, чтобы молиться о самоубийцах. Тем самым Флягин говорит: у каждого своя судьба и не нам их судить. Огромный рост и богатырская внешность Ивана Северьяновича никак не вяжутся с монашеским одеянием, в которое он одет. И тогда Флягин начинает рассказ о своем пути к Богу. Пути сложном, полном испытаний и неизбежного выбора между добром и злом.


Звучащая библиотека

«Звучащая библиотека» — это подборка лучших литературных записей, сделанных в разные годы в студиях Ленинградского радио.

ВСЕ ВЫПУСКИ


Смотрите также

Радиоспектакль по трагедии А. Толстого «Смерть Иоанна Грозного»
Радиоспектакль по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История города Глупова»
Ф. М. Достоевский «Игрок»
«И смех, и слёзы». Радиоспектакль по рассказу П. Романова «Дружный народ»
Роман Кумов «История одной любви»
Ф. М. Достоевский «Крокодил»
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (июль–декабрь)
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (январь–июнь)