Эразм Роттердамский «Похвала глупости»
Часть I
Часть II
Небольшое сатирическое произведение «Похвала глупости» было написано Эразмом Роттердамским (1469-1536) в 1509 году во время путешествия из Италии в Англию, когда он гостил в доме своего друга Томаса Мора. Можно даже сказать, что появлением этого литературного шедевра мы обязаны именно Томасу Мору, который восхищался литературным талантом Э. Роттердамского и всячески подталкивал его к литературному творчеству. Сам же Эразм к писательству относился с некоторой долей пренебрежения, а свою «Похвалу» до конца жизни считал литературной безделицей. Но вот что удивительно, философские и теософские труды Эразма Роттердамского сейчас мало кто вспомнит, а сочинённая скорее от безделья, чем от желания высказаться, «Похвала глупости» стала визитной карточкой автора и до сих пор любима и востребована читателями.
«Похвала глупости» — сатирическое подражание модным в эпоху Возрождения античным авторам как по жанру, так и по затрагиваемым темам: она написана в форме энкомия (хвалебной песни) и содержит критику общественной и частной жизни человека. Но в этом небольшом юмористическом эссе мудрейший Эразм Роттердамский, которого называли «оракулом Европы», сумел кратко и точно высмеять практически все людские пороки.
Рассказ ведется от лица самой Глупости, являющейся собирательным образом всех человеческих пороков. В каждой из глав Глупость восхваляет себя в связи с той или иной ситуацией и доказывает, что именно благодаря ей человечество до сих пор живет и процветает. Вскормили Глупость две прекрасные нимфы — Опьянение и Невоспитанность. В ее свите Лесть, Лень, Наслаждение, Чревоугодие, Разгул и Непробудный сон. Именно благодаря свите Глупость подчиняет себе весь род людской и отдает приказы самим императорам.
Без Глупости не проживёт ни один человек — благодаря Глупости женщины нравятся мужчинам, друзья не обращают внимания на недостатки друзей, супруги мирятся после ссоры. Глупость создает власть, суды и религию. Войны — это тоже игрушки Глупости. Отдельно Глупость высмеивает актёров, музыкантов и певцов. Большинство из них лишены таланта, но переполнены тщеславием, и Глупость резюмирует, что «чем бездарней такой человек, тем больше у него почитателей». Достанется от Глупости и властителям, и юристам, и монахам, и даже младенцам.