Н. Кукольник «Максим Созонтович Березовский»

Звучащая библиотека

Часть I

Читает Борис Улитин. Режиссер — Д. Александрийский, звукооператор — И. Стеркина. Запись произведена в студии Ленинградского радио в мае 1992 года.

Часть II

Часть III

Нестор Кукольник (1809-1968) — русский прозаик, поэт, переводчик и драматург. Наиболее известен как автор либретто к операм М. И. Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан Людмила», а также текстов к романсам Глинки «Жаворонок», «Попутная песня» и «Сомнение».

В основу историко-биографической повести Кукольника, впервые опубликованной в 1844 году, легла трагическая судьба русского композитора Максима Березовского (1745-1777), Почётного члена Болонской филармонической академии и одного из родоначальников русской хоровой музыки.

В России почти не сохранилось нот его сочинений, а партитура лучшего хорового концерта М. Березовского «Не отвержи мене во время старости» хранится в Британии. Ноты его произведений всплывают то в Париже, то в Ватикане, и неудивительно, что именно загадочная и яркая личность композитора Максима Березовского послужила прообразом композитора Павла Сосновского, поиском которого занимается герой в фильме А. Тарковсого «Ностальгия».

Максим Березовский родился в малороссийском городе Глухове, где получил образование в Глуховской певческой школе. Потом каким-то удивительным образом (по легенде — при помощи К. Разумовского) он оказывается при дворе в Петербурге, поет в Ораниенбаумской опере и его даже выделяет будущий император Петр III. Березовский начинает писать музыку. Его произведения исполняются в императорских покоях. Точно известно, что один из его концертов исполнялся в Янтарной комнате 22 августа 1766 года. Впоследствии, Березовский был направлен на учебу в Болонскую филармоническую академию, где с успехом себя зарекомендовал и получил звание Почетного члена академии. Кстати, за год до него это звание получил юный Моцарт.

Березовский был обласкан европейскими музыкальными критиками и надеялся на успешную богатую жизнь. В Италии он пишет свою единственную оперу «Демофонт», по слухам, заказанную ему графом А. Орловым. На премьере оперы присутствовала княжна Тараканова, и поговаривают, что Березовский был причастен к ее похищению и вернулся в Россию вместе с эскадрой Орлова. Но возвращение в Россию было несвоевременным, и, оказавшийся не у дел талантливый композитор кончает жизнь самоубийством, перерезав себе горло. Хотя, по другим источникам считается, что он умер от горячки.

Биография Максима Березовского ярка и необычна даже для нашего времени, для XVIII века она и вовсе казалась фантастической. Однако обилие удивительных фактов не помешало Кукольнику еще более мифологизировать жизнь композитора. Поэтому, его повесть нельзя считать чисто биографической. Это, скорее, сочетание фактов и легенд, связанных с личностью композитора. Это авторское прочтение Кукольником жизни непризнанного гения, но от этого повесть не становится менее интересной и не теряет своей художественной и информационной ценности.


Звучащая библиотека

«Звучащая библиотека» — это подборка лучших литературных записей, сделанных в разные годы в студиях Ленинградского радио.

ВСЕ ВЫПУСКИ


Смотрите также

Радиоспектакль по трагедии А. Толстого «Смерть Иоанна Грозного»
Радиоспектакль по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История города Глупова»
Ф. М. Достоевский «Игрок»
«И смех, и слёзы». Радиоспектакль по рассказу П. Романова «Дружный народ»
Роман Кумов «История одной любви»
Ф. М. Достоевский «Крокодил»
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (июль–декабрь)
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (январь–июнь)