Максим Горький «Дачники»

Звучащая библиотека

Максим Горький «Дачники»

Радиопостановка по пьесе М. Горького. Режиссер записи — А. Морозов. Постановка Б. Бабочкина. Исполняют: артисты А. Богдановкий, А. Жуков, О. Казико, В. Кабардина, Е. Копелян, Л. Ковылин, Б. Рыжухин и др. Ведущий — С. Карнович-Валуа. Запись произведена в студии Ленинградского радио 10 мая 1949 года.

В конце XIX — начале XX века в России наблюдался невиданный интерес к театру. На волне успеха Чехова и его новой современной драматургии многие писатели тоже стали сочинять пьесы на «злобу дня». Оказался в числе драматургов и Максим Горький (1868-1936), ранее сочинявший лишь прозу. Всего за четыре года, в период с 1901 по 1905 гг., из-под его пера вышли несколько великолепных пьес, среди которых «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905) и «Варвары» (1905), которые не сходят с театральных подмостков и по сей день.

«Дачники» — третья пьеса в череде горьковских театральных шедевров — считается одним из самых нетипичных произведений писателя. В «Дачниках» едва ли можно угадать слог «буревестника революции». Это, скорее, чеховская история про вечно ноющих никчемных интеллигентов, неспособных и нежелающих работать, а лишь жаждущих тихого буржуазного жизненного спокойствия. Сам Горький так описывал своих героев: дачники — та часть интеллигенции, которая «стоит одиноко между народом и буржуазией без влияния на жизнь, без сил, она чувствует страх пред жизнью, полная раздвоения, она хочет жить интересно, красиво, и — спокойно, тихо. Она ищет только возможности оправдать себя за позорное бездействие…».

В своей пьесе Горький так «пропечатал» представителей богемы, что многие из модного тогда объединения «Мир искусства», узнав себя в героях, намеревались сорвать премьеру спектакля, проходившую в Петербурге в Театре В. Комиссаржевской 10 ноября 1904 года. Однако «зашикать» «Дачников» им не удалось, ведь зал был наполнен не только модными персонажами от искусства, но и простыми зрителями, которые с восторгом приняли и пьесу, и автора, присутствовавшего на премьере. Модной публике пришлось удалиться из зала под победные возгласы простых зрителей.

Действие пьесы происходит на даче адвоката Басова, населенной его ближайшими родственниками и знакомыми разных мастей. Все они интеллигенты в первом поколении, вышли из народа и лишь волею судеб, везением, не самым большим трудом, не самыми порядочными делами или удачным замужеством перешли в стан в меру успешных людей. Однако мир простого народа их стал тяготить, они жаждут покоя и предпочитают прятаться на даче в надежде на тихую буржуазную жизнь, которую, как они думают, они вполне заслужили.

Дача Басова — неуютная, неосновательная, продуваемая всеми ветрами, темная и непонятно спроектированная, выглядит как и ее обитатели, которые, оторвавшись от корней, так и не нашли своего призвания и места в жизни. Все они недовольны своим существованием, но сделать его лучше не могут и не хотят, лишь жалуются друг другу на свои «беды». Их неспособность созидать и работать проявляется даже в домашнем спектакле, который из-за скуки дачники затеяли сыграть. Но и тут кто-то не приходит на репетицию, кто-то опаздывает, кто-то бросает дело на полпути. Даже спектакль они уже не состоянии поставить.

Однако все это мелкобуржуазное болото будоражит Влас — брат жены Басова. Он не хочет жить, как эти мертвые душой дачники и решительно рвет с этим окружением.


Звучащая библиотека

«Звучащая библиотека» — это подборка лучших литературных записей, сделанных в разные годы в студиях Ленинградского радио.

ВСЕ ВЫПУСКИ


Смотрите также

Радиоспектакль по трагедии А. Толстого «Смерть Иоанна Грозного»
Радиоспектакль по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История города Глупова»
Ф. М. Достоевский «Игрок»
«И смех, и слёзы». Радиоспектакль по рассказу П. Романова «Дружный народ»
Роман Кумов «История одной любви»
Ф. М. Достоевский «Крокодил»
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (июль–декабрь)
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (январь–июнь)