Александр Герцен «Былое и думы». «Рассказ о семейной драме»
Часть I
Часть II
Часть III
Работу над своей автобиографической хроникой «Былое и думы» Александр Герцен (1812-1870) начал вскоре после смерти жены Натальи Александровны, отдав написанию более полутора десятков лет (с 1852 по 1868 годы) и посвятив её Н. Огарёву.
«Былое и думы» — череда очерков об отечественной и европейской жизни середины XIX века — похожа на художественную панораму, однако сам автор характеризовал её как исповедь. Произведение признано вершиной литературного творчества Герцена и одним из ключевых произведений русской литературы XIX века.
Главы романа-хроники «Былое и думы» печатались в Лондоне в альманахе «Полярная звезда» и выходили, порой, с разницей в несколько лет, но всегда были ожидаемы русским читателем. Особенно шумный успех имели первые части исповеди (про юношескую клятву на Воробьёвых горах, университетские годы и т.д), ведь в них Герцен обнажал перед читателем свои личную жизнь, не прикрываясь чужими именами и не пряча свои личные трагедии, чувства и переживания за художественным вымыслом.
Советский литературовед Я. Эльберг писал: «Былое и думы» — …это роман… о человеке со всеми его личными особенностями, исканиями и заблуждениями, победами и поражениями, со всеми противоречиями его внутреннего мира, это повествование и об его личной жизни, любви, увлечениях и страстях». В дальнейшем, к рассказу о своей и жизни, Герцен прибавил и глубокие личные наблюдения о природе человека, его поступках и их мотивах и о том, как события истории влияют на личность человека и меняют её. «Былое и думы», говорил он, это «отражение истории в человеке, случайно попавшемся на её дороге».
Пожалуй, самой известной главой романа Герцена «Былое и думы» стала глава «Рассказ о семейной драме», повествующая о некоторых моментах тяжелых и странных взаимоотношений семьи Герценов и семьи Георга Гервега, немецкого поэта, демократа и публициста, с которым, по неточным данным, у жены Герцена Натальи Александровны была любовная связь. Герцен явно презирает эту чету, особенно жену Гервега — Эмму, простовато-наглую дочь купца, и всячески в своих наблюдениях старается задеть эту пару, не преминув заметить как ведут себя Гервеги (особенно Эмма) в момент так называемой «весны народов» — череды революций, покатившихся по европейским государствам в 1848–1849 гг.