А. Погорельский «Лафертовская маковница»
Часть I
Часть II
Антоний Погорельский (1787-1836) известен нам, в первую очередь, как автор волшебной повести для детей «Черная курица или Подземные жители» (1829). Однако Погорельский был не только писателем. До своей литературной славы он был государевым служащим в Сенате, имел степени доктора философских и словесных наук, был прекрасным переводчиком (в частности перевел «Бедную Лизу» Карамзина на немецкий язык), а его авторские лекции по ботанике даже были изданы отдельным тиражом. С началом войны 1812 года Погорельский не смог оставаться в стороне от исторических событий и ушел добровольцем защищать Родину. В составе русских войск он дошел до Лейпцига, после победы России остался на территории Германии и служил в Дрездене. Именно там Антоний Погорельский всерьез увлекся немецкой романтической литературой (особенно сказками Эрнста Теодора Гофмана, автора знаменитого «Щелкунчика»), что, конечно, повлияло и на стиль письма самого Погорельского.
Повесть-быличка «Лафертовская маковница» (1825) была литературным дебютом Погорельского. Дебют оказался удачным, и именно эта повесть считается «первым в русской литературе опытом фантастического повествования романтического типа». Об этой повести восторженно отзывался Пушкин, в одном письме признаваясь брату, что пытается ходить и выгибать спину, как один из героев «Лафертовской маковницы». Более того, в своей повести «Гробовщик» Пушкин даже процитировал эту повесть Погорельского.
В конце 18 века у Проломной заставы в Лафертовской (Лефортовской) части Москвы стоял дом, в который переехал жить почтальон Онуфрич с женой Ивановной и дочкой Марьей. Дом этот раньше принадлежал его тетке, про которую говорили, что она зналась с нечистой силой. Жизнь его тетки и правда была странной: днем она ходила торговать маковыми лепешками, но редко когда их продавала, а просто раздавала солдатам по пути домой. А вот с наступлением вечера Маковница принимала гостей, которым и карты раскидывала, и на кофе гадала. Это и было ее настоящее ремесло. Однажды, 20 лет назад, Онуфрич попросил тетку бросить свои гадания, ведь это и на его семью бросает тень, но тетка выгнала его из дома, а племяннице сказала: сидеть теперь тебе в девках, коли отец сует нос, куда не надо! И вот спустя 20 лет жена Онуфрича решила помириться с теткой, ведь Марье самое время для замужества пришло, а женихов не видать…