Д. Мережковский «Пётр и Алексей»

Звучащая библиотека

Часть I

Читает Родион Приходько. Запись произведена в студии Радио «Петербург» в 2017 году.

Часть II

 

Роман Дмитрия Мережковского «Пётр и Алексей» (1905) имеет полное название «Антихрист. Пётр и Алексей» и является завершающим произведением его историософской трилогии «Христос и Антихрист», включающей в себя романы «Смерть богов. Юлиан Отступник» (1895) и «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1900).

Трилогия стала фантастически популярна за рубежом, что принесло Мережковскому европейскую славу, и русская критика тут же обозначила его как исключительно «европейского писателя», хотя роман «Петр и Алексей» - исключительно русский и по теме, и по посылу, и по подаче материала.

К слову сказать, европейская слава не принесла Мережковскому денег. А в эмиграции Мережковский и Гиппиус и вовсе жили в глубокой нищете, спасаясь, зачастую, банкетами и зваными вечерами. Гонорары за его публикации и лекции были мизерными и постоянно задерживались.  Платить европейцы никогда не любили, предпочитая выражать свою признательность почестями: Мережковского 8 раз(!) выдвигали на Нобелевскую премию по литературе, но, в результате, он всегда оставался без нее.

Несмотря на то, что исследуемые Мережковским философские темы были созвучны читающей рублике, он сам всегда был этой же публике неприятен. Так было в России, так сложилось и в Европе. «Мережковского почти "замолчали", потому что о нём нельзя говорить, не касаясь самых основных, самых жгучих и "проклятых"вопросов земного бытия» - писал о нем поэт Григорий Адамович.

Роман «Пётр и Алексей» писался на сломе эпох, во времена, когда уходил старый мир и надвигался новый. В воздухе витали идеи революции - «до основанья, а затем…». Но это только ожидало страну, а до того не было в России более яркой и противоречивой эпохи перемен, чем царствование Петра I. И фигуры Петра I, который олицетворял все новое и рушил законы бытия и церкви, и его сына Алексея, символизировавшего собой старый, спокойный уклад жизни и веры, как нельзя более подходили на образы Христа и Антихриста. А их история – история Отца, пожертвовавшего своим Сыном, во имя высшей цели, была сродни библейскому сюжету.

1715 год. В Петербурге царевич Алексей слушает проповедь, предвещающую приход Антихриста, и обещает проповеднику, что при нём все будет иначе, по-старому. Его отец, Петр I, тем временем пирует в Летнем саду у статуи обнаженной Венеры и развенчивает так называемые церковные чудеса, показывая всем плачущую икону, в которой скрывается механизм вытекания слез. Начинается буря.

В это же время на другом берегу Невы сидит компания отбросов общества, обсуждая и осуждая царя-Антихриста и возлагая надежды на смиренного агнца Алексея.

Во время грозы икону, которую демонстрировал Петр, бросают, кто-то наступает на нее, и она раскалывается. Это приводит Алексея в ужас, ведь в этом символическом акте он увидел и будущее России, и свое будущее.


Звучащая библиотека

«Звучащая библиотека» — это подборка лучших литературных записей, сделанных в разные годы в студиях Ленинградского радио.

ВСЕ ВЫПУСКИ


Смотрите также

Радиоспектакль по трагедии А. Толстого «Смерть Иоанна Грозного»
Радиоспектакль по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История города Глупова»
Ф. М. Достоевский «Игрок»
«И смех, и слёзы». Радиоспектакль по рассказу П. Романова «Дружный народ»
Роман Кумов «История одной любви»
Ф. М. Достоевский «Крокодил»
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (июль–декабрь)
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (январь–июнь)