Д. Мережковский «Пётр и Алексей»
Часть I
Часть II
Роман Дмитрия Мережковского «Пётр и Алексей» (1905) имеет полное название «Антихрист. Пётр и Алексей» и является завершающим произведением его историософской трилогии «Христос и Антихрист», включающей в себя романы «Смерть богов. Юлиан Отступник» (1895) и «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1900).
Трилогия стала фантастически популярна за рубежом, что принесло Мережковскому европейскую славу, и русская критика тут же обозначила его как исключительно «европейского писателя», хотя роман «Петр и Алексей» - исключительно русский и по теме, и по посылу, и по подаче материала.
К слову сказать, европейская слава не принесла Мережковскому денег. А в эмиграции Мережковский и Гиппиус и вовсе жили в глубокой нищете, спасаясь, зачастую, банкетами и зваными вечерами. Гонорары за его публикации и лекции были мизерными и постоянно задерживались. Платить европейцы никогда не любили, предпочитая выражать свою признательность почестями: Мережковского 8 раз(!) выдвигали на Нобелевскую премию по литературе, но, в результате, он всегда оставался без нее.
Несмотря на то, что исследуемые Мережковским философские темы были созвучны читающей рублике, он сам всегда был этой же публике неприятен. Так было в России, так сложилось и в Европе. «Мережковского почти "замолчали", потому что о нём нельзя говорить, не касаясь самых основных, самых жгучих и "проклятых"вопросов земного бытия» - писал о нем поэт Григорий Адамович.
Роман «Пётр и Алексей» писался на сломе эпох, во времена, когда уходил старый мир и надвигался новый. В воздухе витали идеи революции - «до основанья, а затем…». Но это только ожидало страну, а до того не было в России более яркой и противоречивой эпохи перемен, чем царствование Петра I. И фигуры Петра I, который олицетворял все новое и рушил законы бытия и церкви, и его сына Алексея, символизировавшего собой старый, спокойный уклад жизни и веры, как нельзя более подходили на образы Христа и Антихриста. А их история – история Отца, пожертвовавшего своим Сыном, во имя высшей цели, была сродни библейскому сюжету.
1715 год. В Петербурге царевич Алексей слушает проповедь, предвещающую приход Антихриста, и обещает проповеднику, что при нём все будет иначе, по-старому. Его отец, Петр I, тем временем пирует в Летнем саду у статуи обнаженной Венеры и развенчивает так называемые церковные чудеса, показывая всем плачущую икону, в которой скрывается механизм вытекания слез. Начинается буря.
В это же время на другом берегу Невы сидит компания отбросов общества, обсуждая и осуждая царя-Антихриста и возлагая надежды на смиренного агнца Алексея.
Во время грозы икону, которую демонстрировал Петр, бросают, кто-то наступает на нее, и она раскалывается. Это приводит Алексея в ужас, ведь в этом символическом акте он увидел и будущее России, и свое будущее.