Александр Куприн «На покое»

Звучащая библиотека

Часть I

Читают Евгений Важенин, Александр Иовлев и Игорь Романов. Запись произведена в студии Ленинградского радио 27 марта 1995 года.

Часть II

 

Рассказ Александра Куприна «На покое» был написан всего за месяц, в июле 1902 года, и был впервые опубликован в журнале «Русское богатство» осенью того же года. За три месяца после написания рассказ успел претерпеть изменения: во-первых, после получения пробного оттиска своего произведения, Куприн сам захотел исправить некоторые затянутые диалоги и переписать сон одного из персонажей в конце рассказа, т. к. он чувствовал, что описал реальную персону и опасался (как это не раз бывало с Куприным), обвинений в свой адрес. К этому также добавились и правки А. П. Чехова, которому Куприн отправил экземпляр, желая узнать мнение признанного писателя. Чехов похвалил рассказ, но указал на отсутствие новаторства в описании актерской среды: «Пять определенно изображенных наружностей утомляют внимание и в конце концов теряют свою ценность. Бритые актеры похожи друг на друга, как ксендзы, и остаются похожими, как бы старательно Вы ни изображали их».

Читающая публика и критика встретила рассказ благосклонно, подчеркивая правдоподобность повествования. И это было неудивительно, ведь актерский мир, который описывал в своем рассказе Куприн, был ему знаком: когда-то он сам выступал на подмостках и насмотрелся на стареющих актеров и закулисную жизнь. Но главное, в этом небольшом произведении Куприн сумел сконцентрировать все свои грустные мысли по поводу быстротечности и бессмысленности жизни и сделал это, как всегда, блистательно.

«Убежище для престарелых немощных артистов, имени Алексея Ниловича Овсянникова» находилось в глухом провинциальном городе. Организовал его купец 1-й гильдии Нил Овсянников, сын которого когда-то ради лицедейства покинул дом и был проклят отцом. Но после окончания беспутной жизни сына отец, в годовщину его смерти, решил загладить свою вину и открыл этот приют для выброшенных на обочину жизни артистов. На момент повествования в «убежище» помимо служащего Тихона, ответственного за все происходящее в доме, проживало пять человек: опереточный тенор Лидин-Байдаров, старый суфлер «Стаканыч», старый трагик Меркурий Славянов-Райский, Николай Николаевич по прозвищу «Дедушка» и бывший комик Исакий Михаленко.

Дни в «убежище» проходили однообразно, развлечений не было, и все они сводились к воспоминаниям о своей актерской жизни и игре в карты. Но даже в таких условиях старые актеры ругались, скрытничали и, как положено в театре, старались друг друга уязвить. «Удивительнее всего было то, что все они не переставали верить в свое будущее: пройдет сама собою болезнь, подвернется ангажемент, найдутся старые товарищи, и опять начнется веселая, пряная актерская жизнь. Поэтому-то они и хранили, как святыню, в глубине своих спальных шкафчиков старые афиши и газетные вырезки, на которых стояли их имена».


Звучащая библиотека

«Звучащая библиотека» — это подборка лучших литературных записей, сделанных в разные годы в студиях Ленинградского радио.

ВСЕ ВЫПУСКИ


Смотрите также

Радиоспектакль по трагедии А. Толстого «Смерть Иоанна Грозного»
Радиоспектакль по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История города Глупова»
Ф. М. Достоевский «Игрок»
«И смех, и слёзы». Радиоспектакль по рассказу П. Романова «Дружный народ»
Роман Кумов «История одной любви»
Ф. М. Достоевский «Крокодил»
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (июль–декабрь)
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (январь–июнь)