Александр Вельтман «Иоланда»

Звучащая библиотека

Александр Вельтман «Иоланда»

Читают Игорь Дмитриев, Марина Ордина, Антон Олейников, Эрнст Романов, Ирина Савинкова, Владимир Таренков, Борис Улитин. Запись произведена в студии Ленинградского радио в сентябре 1995 года.

Имя Александра Фомича Вельтмана сегодня известно разве что, историкам — ведь он был в числе первых авторов, наряду с В. А. Жуковским, кто создал современный ритмизованный перевод «Слова о полку Игореве».

Меж тем, Вельтман был известнейшей фигурой своего времени и его многочисленными талантами восхищались все современники: историк, картограф, археолог, этнограф, лингвист, прозаик и поэт — все это Александр Вельтман. К тому же, он был директором Оружейной палаты, членом-корреспондентом Российской академии наук и участником русско-турецкой войны 1828–1829 гг. Вельтман был добрым другом Пушкина и именно под его влиянием начал серьезно писать, до того считая свои литературные опусы несовершенными. Его произведения положительно оценивали Белинский и Чернышевский, о его творчестве, впоследствии, с большой симпатией отзывались Достоевский и Толстой. А одно из самых известных произведений А. Вельтмана, стихи «Песня разбойника», положенные на музыку А. Варламова, стали известным романсом.

Рассказ А. Вельтмана «Иоланда» был впервые напечатан в журнале «Московский наблюдатель» в 1837 году. Сюжет произведения основан на вере в чародейство, бытовавшей в средние века. Она связана с искусством церопластики, о котором Вельтман написал специальное примечание. В нем говорилось: «Церопластика — искусство ваяния из воску. В средние времена в Западной Европе, вероятно в подражание древним, лики святых делались из воску, бюстами или восковой живописью. Но неизвестно, в которое время явилось чарование. Имея начало свое в язычестве, это мнимое средство порчи и убийства в XII веке было в большом употреблении во Франции. Мщение, чтобы не подвергать себя большим хлопотам и опасностям, делало восковую фигуру, совершенно похожую на врага своего или соперника, и, исполнив над ним все установленные обряды церкви, начинало его терзать, воображая, что живой человек, изображение которого мучат, чувствует эти муки даже за тридевять земель».

Церопластик Гюи Бертран находился на грани отчаяния — церковь запретила ему заниматься творчеством, заподозрив его жену в чаровании. За ослушание теперь ему грозит костер. Но, когда в доме Гюи появился незнакомец и попросил сделать восковую фигуру по портрету, Гюи согласился, ведь на что-то надо было жить. Тогда Гюи не знал, что изготавливает фигуру соперницы для своей несчастной дочери.

Знатный Раймонд завел роман с простолюдинкой Иоландой, дочерью Бертрана. При этом Раймонд собирался жениться на знатной Санции. Узнав о предательстве возлюбленного, Иоланда решается на колдовской ритуал: она заказывает восковую копию соперницы и вонзает в нее кинжал. Но для Святой инквизиции нет тайн, и, вскоре Иоланду призывают к ответу.


Звучащая библиотека

«Звучащая библиотека» — это подборка лучших литературных записей, сделанных в разные годы в студиях Ленинградского радио.

ВСЕ ВЫПУСКИ


Смотрите также

Радиоспектакль по трагедии А. Толстого «Смерть Иоанна Грозного»
Радиоспектакль по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История города Глупова»
Ф. М. Достоевский «Игрок»
«И смех, и слёзы». Радиоспектакль по рассказу П. Романова «Дружный народ»
Роман Кумов «История одной любви»
Ф. М. Достоевский «Крокодил»
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (июль–декабрь)
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (январь–июнь)