А. П. Чехов «Попрыгунья»

Звучащая библиотека

А. П. Чехов «Попрыгунья»

Читает Мария Григорьевна Петрова. Перезапись произведена в студии Радио «Петербург» в мае 2008 года.

Рассказ Антона Павловича Чехова «Попрыгунья»,  который сам он называл «маленьким чувствительным романом для семейного чтения», сразу после выхода в 1892 году наделал много шума среди читающей публики Москвы. И немудрено, ведь главные герои повествования имели реальных прототипов -  семью врача Кувшинникова и художника Исаака Левитана.

Вся Москва обсуждала пылкий роман жены Кувшинникова Софьи и уже известного к тому времени пейзажиста, но Чехов пошел дальше и вынес эту интрижку на страницы рассказа, добавив ко всему еще и описание всей творческой, как бы сейчас сказали, «тусовки» того времени. В богемном обществе, к которому так стремилась главная героиня рассказа Ольга, явно угадываются известные завсегдатаи светских салонов того времени –оперный певец Лаврентий Донской, режиссер Александр Ленский, писатель Евгений Гославский и многие другие. Немудрено, что вся столичная знать после публикации стала обвинять Чехова в пасквиле. Левитан даже хотел поначалу вызвать Чехова на дуэль, а потом на протяжении трех лет не разговаривал с писателем. Режиссер Ленский не общался с Чеховым 8 лет, а Кувшинникова отказалась от общения с Антоном Павловичем на всю оставшуюся жизнь.

Однако весь этот скандальный ореол, окружавший рассказ, остался в прошлом, а сама же «Попрыгунья» и ее главные герои остались в русской литературе навсегда. Ведь Чехов не преследовал цели рассказать светские сплетни, он, в свойственной ему манере, как доктор, исследовал особенности человеческой натуры. Чехов искренне недоумевал, как умный и способный муж Ольги мог до такой степени любить эту поверхностную и пустую бабенку, что забыл и про свою гордость, и про стыд, и, главное, вместо того, чтобы заниматься наукой, он искал вечные подработки, чтобы удовлетворить прихоти своей жены. Именно о глубине самоотречения и был написан Чеховым рассказ «Попрыгунья».

Ольга Ивановна была на 9 лет младше своего мужа, Осипа Степановича Дымова. Разница в возрасте и разница в интересах проложили глубокую пропасть между молодыми супругами. Ольга с утра до вечера занималась тем, что ездила по гостям, портнихам и театрам, разбавляя эти визиты музицированием или рисованием. Осип Степанович же трудился, чтобы обеспечить Ольге эту легкую жизнь. Казалось, что Дымов совсем забыл про себя и свою гордость и живет лишь любовью к своей Оленьке. Только любовь ли это? Может, это не любовь, а впитанное с кровью матери благородство, не позволяющее устраивать сцены и мещанские разборки? Но сможет ли Ольга оценить эту глубину благородства, и к чему может привести такое самоотречение?


Звучащая библиотека

«Звучащая библиотека» — это подборка лучших литературных записей, сделанных в разные годы в студиях Ленинградского радио.

ВСЕ ВЫПУСКИ


Смотрите также

Радиоспектакль по трагедии А. Толстого «Смерть Иоанна Грозного»
Радиоспектакль по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История города Глупова»
Ф. М. Достоевский «Игрок»
«И смех, и слёзы». Радиоспектакль по рассказу П. Романова «Дружный народ»
Роман Кумов «История одной любви»
Ф. М. Достоевский «Крокодил»
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (июль–декабрь)
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (январь–июнь)