Лев Толстой «Хаджи-Мурат»

Звучащая библиотека

Часть I

00:00
ПоделитьсяFacebookHTML-код

Читает Народный артист России Иван Краско. Звукорежиссер — Ирена Степанова. Запись произведена в студии Радио «Петербург» в 2014 году.

Часть II

00:00
ПоделитьсяFacebookHTML-код

Часть III

00:00
ПоделитьсяFacebookHTML-код

Часть IV

00:00
ПоделитьсяFacebookHTML-код

Часть V

00:00
ПоделитьсяFacebookHTML-код

Часть VI

00:00
ПоделитьсяFacebookHTML-код

Часть VII

00:00
ПоделитьсяFacebookHTML-код

Часть VIII

00:00
ПоделитьсяFacebookHTML-код

Часть IX

00:00
ПоделитьсяFacebookHTML-код

Часть X

00:00
ПоделитьсяFacebookHTML-код

Часть XI

00:00
ПоделитьсяFacebookHTML-код

Часть XII

00:00
ПоделитьсяFacebookHTML-код

Часть ХIII

00:00
ПоделитьсяFacebookHTML-код

Часть ХIV

00:00
ПоделитьсяFacebookHTML-код

Часть ХV

00:00
ПоделитьсяFacebookHTML-код

Часть ХVI

00:00
ПоделитьсяFacebookHTML-код

Часть ХVII

00:00
ПоделитьсяFacebookHTML-код

Часть ХVIII

00:00
ПоделитьсяFacebookHTML-код

Часть ХIX

00:00
ПоделитьсяFacebookHTML-код

Часть XХ

00:00
ПоделитьсяFacebookHTML-код

 

Повесть «Хаджи-Мурат» — одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого — писалась в период с 1896 по 1904 год, когда Толстой уже был известен и признан не только в России, но и в Европе. Несмотря на то, что повесть была закончена за 6 лет до смерти писателя, при его жизни она ни разу не публиковалась. Это было решение самого Толстого. Первая публикация «Хаджи-Мурата» состоялась лишь в 1912 году, уже после ухода писателя. В том же году также она была издана в Берлине.

На фоне больших романов Толстого повесть «Хаджи-Мурат» не кажется особо значимым произведением писателя, но она бесспорно является жемчужиной его позднего творчества, ведь писал её автор, окончательно определившийся со своей жизненной позицией и убеждениями. За плечами Толстого к этому времени были и служба на Кавказе, и осада Севастополя, и мощный душевный перелом, и создание собственного учения, которые и превратили его в того Толстого, которым восхищается весь мир.

Замысел повести возник у Льва Николаевича летом 1896 года, когда он случайно обратил внимание на искорёженный репей. Этот наполовину раздавленный, но не погибший куст, который отчаянно цеплялся за жизнь, напомнил писателю реального исторического персонажа — аварца Хаджи-Мурата, который волею судьбы попал в водоворот войны на Кавказе и был раздавлен этой войной.

Если говорить о темах, поднимаемых в повести «Хаджи-Мурат», то можно смело сказать, что Толстой исследует здесь три основные темы — войну, как бессмысленную и никому не нужную, кроме амбициозных правителей, авантюру; национальность и национально-религиозную культуру как основу поступков и решений личности; и высшую ценность семьи в жизни любого человека. Именно ради семьи, говорит Толстой, можно отказаться и от долга, и от жизни. К такому выводу пришел в конце жизни умудрённый опытом великий Лев Николаевич Толстой.

1851 год. Отважный и смелый аварский воин Хаджи-Мурат, правая рука Шамиля, рассорившись с лидером горцев, вынужден перейти на сторону русских, чтобы просить их спасти его семью — мать, двух жен и пятерых детей, которых удерживает в заложниках Шамиль. Унизительное для горца состояние просителя, намеренное затягивание решения его просьбы, нахождение в чуждой ему среде, приводят Хаджи-Мурата к единственному выводу — спасать своих придется без чьей-либо поддержки. В одиночку.


Звучащая библиотека

«Звучащая библиотека» — это подборка лучших литературных записей, сделанных в разные годы в студиях Ленинградского радио.

ВСЕ ВЫПУСКИ


Смотрите также

Радиоспектакль по трагедии А. Толстого «Смерть Иоанна Грозного»
Радиоспектакль по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «История города Глупова»
Ф. М. Достоевский «Игрок»
«И смех, и слёзы». Радиоспектакль по рассказу П. Романова «Дружный народ»
Роман Кумов «История одной любви»
Ф. М. Достоевский «Крокодил»
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (июль–декабрь)
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя». 1876 год (январь–июнь)