Иван Тургенев «Затишье»
Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Часть V
Повесть «Затишье» была написана Тургеневым в период с 25 января по 23 июня 1854 года. И, хотя сам писатель говорил, что писал её «с большими промежутками», можно сказать, что для написания полноценного большого литературного произведения пять месяцев — небольшой срок. Исследователи творчества Тургенева сходятся в том, что, приступая к написанию этой повести, автор уже имел чёткий план произведения, потому и писал практически начисто.
«Затишье» — ранняя повесть Тургенева, однако её название стоит запомнить хотя бы потому, что именно в ней впервые возникает образ «тургеневской девушки» — провинциальной особы, ждущей сильной и страстной любви и идеального избранника. И первым номером в галерее «тургеневских барышень» стала главная героиня повести «Затишье» — Марья Павловна. Изначально этот образ у Тургенева был выведен слегка грубоватым (оно и понятно, ведь прототипом Марьи Павловны была простая девушка из Малороссии, которую Тургенев знал в молодости). Но, впоследствии, писатель несколько раз перерабатывал повесть, добавляя в неё сцены с Марьей Павловной и смягчая её образ.
Само название «Затишье» заранее наводит на мысль о том, что в повести нас ждут серьёзные жизненные коллизии. Ведь в природе затишье обычно бывает перед бурей. Так и в повести Тургенева спокойное существование жителей округи деревни Стасово, в которую приехал по делам хозяин — Владимир Астахов, лишь видимое. Однако манящая размеренная жизнь русской провинции и настоятельные приглашения в гости от уездных дворян-соседей заставляют его на некоторое время остаться в своем имении — отдохнуть и развеяться. Сам того не желая, Астахов сначала становится возмутителем спокойствия души Марьи Павловны, прочитав на вечере вслух пушкинский «Анчар». А потом — камнем раздора между местной роковой красоткой Надеждой Веретьевой и Стельчинским, решив станцевать с Веретьевой мазурку. И тогда Астахов начинает понимать, что затишье, царящее в этом провинциальном обществе, мнимое. А внутри тихой непримечательной жизни царят страсти, достойные пера Шекспира.