«Советские фетиши. Автомобили»

20.04.2014, 0:50 Живая история

«Советские фетиши. Автомобили»

В советском государстве было не принято выделяться. Здесь действовал принцип всеобщего равенства. Однако существовали фетиши, о которых в тайне мечтали почти все. Одним из таких фетишей был — автомобиль.

На автомобили, как правило, существовали многолетние очереди: так, записавшиеся в 1959 году на «Волгу» могли выкупить её лишь в 1966-ом. Исключение составляла первая половина 1980-х, когда автомобили можно было купить без очереди, и 50-е годы, когда можно было купить без очереди ЗиМ, однако спрос на него был ничтожен из-за высокой цены. Другие автомобили в 50-х годах стоили дешевле, но на них были очереди. В 1970-е, несмотря на рост производства автомобилей, очереди выросли до 10 лет, и почти все автомобили стали распределяться по месту работы.

Из-за дефицита автомобиль из «вторых рук» стоил в 2-3 раза дороже нового, при этом покупатель часто «кидал» продавца, зная, что тот не обратится в милицию, боясь обвинения в спекуляции. Это резко сокращало рынок автомобилей из «вторых рук».

Почти все автомобили были советского производства. Сколько-нибудь масштабные закупки ограничивались социалистическими странами (ГДР, Чехословакия), а с середины 1960-х — не производились вообще, и нет свидетельств, что даже эти чешские и немецкие автомобили продавались частным лицам. Тем не менее, в пользовании некоторых граждан СССР имелось ограниченное число иномарок.