«ЖКХ - чья забота?»
07.08.2009, 16:50 Открытая студия
Роман Герасимов: Давайте начнём с цифр. Износ котельных – 55%, коммунальных сетей и водопровода – 65%; канализации и теплосетей – 63%; водопроводных насосных станций – 65%. Это некоторые цифры, которые относятся к довольно пугающей некоторых из нас аббревиатуре ЖКХ. Сейчас эта система становится частной, её реформируют. Станет ли нам от этого легче или, может, мы сами должны что-то сделать, для того, чтобы система ЖКХ заработала лучше? Обо всём этом в нашей сегодняшней программе.
Гости студии в Петербурге:
– главный редактор журнала «Economix» Владимир Петрович Грязневич;
– председатель Жилищного комитета Санкт-Петербурга Юнис Халитович Лукманов.
Гость студии в Москве: заместитель председателя комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищной политике Олег Борисович Алексеев.
Роман Герасимов: Сегодня мы задаём вам вопрос, кто должен навести порядок в сфере ЖКХ? 3 варианта ответа: государство, частные компании, сами граждане. А начать предлагаю с опроса. Его для нас провела Варвара Перова. Итак, мнение петербуржцев. Не очень много оптимизма услышали мы на улице. Юнис Халитович, а приходят ли хорошие менеджеры в сферу ЖКХ? Вы чувствуете, что ваше хозяйство, по крайней мере в Петербурге, всё в большей мере становится частным?
Юнис Халитович Лукманов: Конечно, мы это чувствуем. Я думаю, что это чувствуют и наши жители, потому что сегодня в сфере управления жилищным фондом работает около 50 частных компаний, причём достаточно успешно. Не скажу, что всё гладко. И среди частных компаний есть достаточно проблемные. Порядка 25% жилищного фонда управляется именно частными компаниями. Мы даже прикладываем усилия, чтобы осуществить продажу контрольных пакетов некоторых жилкомсервисов частным компаниям для того, чтобы увеличить долю жилфонда, который управляется частным бизнесом. Есть у нас и иностранный бизнес, например, очень большая литовская компания вошла в бизнес. Мы создаём конкурентную среду, и среди жилкомсервисов сегодня есть достаточно устойчивые сильные компании, которые не уступят частному бизнесу в качестве обслуживания. Мы должны сегодня, учитывая необходимость всё-таки обеспечить необходимые гарантии в обслуживании жилфонда, особенно в условиях нашего отопительного сезона зимой, когда частника не загнать работать бесплатно, а государственную службу можно заставить поработать и бесплатно, и в долг, и т.д. Мы думаем о том, чтобы больше 50, а, может, и ближе к 70% жилфонда управлялось частными компаниями, но определённый процент нашей государственной компании должен быть, чтобы сохранялось ощущение устойчивости, особенно в обслуживании аварийного ветхого фонда и в условиях прохождения отопительного сезона. Мы – уникальный мегаполис, самый северный, с очень тяжёлой зимой. Это всё-таки сказывается.
Роман Герасимов: Владимир Петрович, вы пишете на тему ЖКХ больше 10 лет. С конкуренцией получается у нас на ваш взгляд?
Владимир Петрович Грязневич: На российском фоне, я считаю, что получается, потому что во многих других регионах ситуация не сравнимо хуже, чем в Петербурге, особенно в мелких городах. Судя по качеству услуг, конкуренция недостаточная.
Роман Герасимов: А как, на ваш взгляд, сами граждане с оптимизмом воспринимают то, что теперь появляются частные компании?
Владимир Петрович Грязневич: Судя по тому, что товарищества собственников жилья честные у нас образуются, и честные собрания по выбору управляющих компанией иногда случаются, некий энтузиазм у горожан есть. Хотя, конечно, доля энтузиастов, на мой взгляд, мала. Очень большая часть населения либо не верит в частный бизнес, либо просто не хочет утруждаться.
Роман Герасимов: Олег Борисович, скажите, какова ситуация по России, вы контролируете эту сферу по стране? Страна готова отдать ЖКХ в частные руки?
Олег Борисович Алексеев: Сказать, что я это контролирую – это сильное преувеличение.
Роман Герасимов: Как эксперт.
Олег Борисович Алексеев: Скорее, как член Общественной палаты. Я хочу сказать, что ситуация не однозначная. С одной стороны, мы имеем островки демонстрации высокого качества частных услуг в коммунальной сфере, а с другой стороны, имеем широкое пространство, где частной инициативе, развитию конкуренции поставлен по существу запрет. И граждане, и управляющие компании, если они не опираются на административный ресурс, не могут отстаивать свои интересы и реализовывать их через силовые структуры, суды и т.д. Я считаю, что жилищная сфера сегодня одна из тех острых зон абсолютного бесправия и отсутствия возможности повышать эффективность деятельности в этой сфере благодаря общему такому коррупционному и административному контексту.
Роман Герасимов: Вы сказали «бесправие». Нам не хватает законов в этой сфере?
Олег Борисович Алексеев: Нет возможности их реализовывать. Жилищный кодекс имеет очень серьёзные провалы.
Роман Герасимов: А кто тормозит?
Олег Борисович Алексеев: Я думаю, что есть общее отношение. С одной стороны, мы очень хорошо понимаем, что действительная реформа жилищно-коммунальной сферы невозможна без серьёзной трансформации и экономических, и социальных, и правовых отношений в этой области. Мы понимаем, что это невозможно сделать без широкого жилищного самоуправления и, одновременно, привлечения частного бизнеса на конкурентной основе. Но с другой стороны, мы понимаем, что для некоторых групп людей, которые контролируют ситуацию в городах и районах, поддержание монопольного положения и противодействие всякому контролю и всякому жилищному самоуправлению – это путь к высоким доходам. Эти 2 логики сталкиваются, и пока ещё мы политически ещё не сделали этого выбора, не смотря на то, что сегодня разрабатывается дорожная карта реформы ЖКХ, и в ней по-прежнему делается упор и ставка на развитие частной инициативы и широкого жилищного самоуправления.
Роман Герасимов: ЖКХ – это прибыльный бизнес?
Олег Борисович Алексеев: Несомненно.
Роман Герасимов: Юнис Халитович, вы кому отдаёте предпочтение: ТСЖ или управляющим компаниям? С кем легче работать?
Юнис Халитович Лукманов: Ответ неоднозначный. Но прежде я хочу поприветствовать Олега Борисовича, мы с ним познакомились года 3 назад. Нам позитивные воспоминания, есть возможность вспомнить: когда мы были на Конюшенной в ТСЖ, люди реально показали, что могут жители. За 5 лет превратили дом, который был в предаварийном состоянии, в уникальный дом, который посетил, например, генеральный консул Швеции в Петербурге. Он просто сказал, что таких домов в Швеции нет. Это пример того, что могут граждане реально в рыночных условиях.
Олег Борисович Алексеев: Но вы знаете, что с этим ТСЖ большие проблемы: судебные органы, прокуратура, по-моему, учинила процесс по ликвидации этого ТСЖ .
Юнис Халитович Лукманов: Уже нет, всё в порядке. Мы будем поддерживать это ТСЖ. Если говорить о ТСЖ и управляющих компаниях, здесь есть 2 момента. Если дом новый, в хорошем состоянии, если граждане инициативны.
Олег Борисович Алексеев: По-моему, автоматом сегодня каждый новый дом становится ТСЖ.
Юнис Халитович Лукманов: Надо создавать ТСЖ и не надо заниматься договорными отношениями с управляющими компаниями. Надо заниматься самообслуживанием: надо нанять лифтовую компанию, нанять электрика, который имеет допуски соответствующие, нанять организацию, которая будет вывозить отходы. И этого достаточно для того, чтобы нормально грамотно и экономно управлять домом.
Олег Борисович Алексеев: Знаете, что часто бывает так, что жителей душит жаба.
Юнис Халитович Лукманов: Могу привести массу примеров, что жаба душит, но учиться надо на примерах, когда люди приходят в такое ТСЖ и видят, что они платят в 2-3 раза меньше, чем работая с управляющей компанией. И другая ситуация: если дом предаварийный, старый. И возникает ситуация, когда, к сожалению, может, даже за счёт квартирной платы не поднять всех тех проблем, которые есть в этом доме. Это, может быть, самая большая проблема для Петербурга – это недоремонт жилого фонда. Представьте себе, в городе 17 миллионов жилплощади построены в дореволюционные времена, и только 6,5 миллионов прошли капремонт. Более 10 миллионов кв. м жилплощади не проходили никогда капитального ремонта, а ставки жилищных услуг рассчитываются исходя из нормативного состояния жилфонда. Мы не делаем коэффициентов надбавок.
Олег Борисович Алексеев: При этом люди годами платили за отчисления на капремонт.
Юнис Халитович Лукманов: Это очень большая проблема. Вот здесь надо думать о том, что надо всё-таки работать с управляющими компаниями, надо работать с государством, и государство обязано эти проблемы решать.
Олег Борисович Алексеев: Вспомним крупного оператора европейского по управлению жилым фондом компанию «Питер Дусман», в общем, она потерпела фиаско. Вы упомянули в своём выступлении, что ещё крупный оператор теперь – литовский, а работает в Петербурге. Это говорит о том, что ответственные компании с серьёзным капиталом должны приходить в эту сферу. Очень важно, чтобы это были не только маленькие компании, а чтобы это были крупные компании со своими стандартами качества. Я очень часто встречаюсь с представителями управляющих организаций, спрашиваю: а вы провели стандартизацию или сертификацию своей деятельности по международным стандартам качества. Нет, конечно, они этого не знают и не умеют, поэтому часто их отношения с жильцами не прозрачны.
Юнис Халитович Лукманов: Согласен. Могу сказать, что в Петербурге мы, может быть, первые в России создаём саморегулируемую организацию среди тех, кто обслуживает жилфонд управляющих организаций, организацию, в которую будут входить именно жилищные организации. В других регионах, как правило, жилищные организации входят в строительную составляющую.
Олег Борисович Алексеев: Я рассчитываю на то, что на 2-ом российском совещании управляющих компаний 2 и 3-го числа в рамках форума в Петербурге мы встретимся и обязательно это обсудим. Согласился участвовать в работе форума Дмитрий Николаевич Казак, который курирует эти вопросы в правительстве. Роман, вы начали нашу беседу с привычной страшилки - в ЖКХ плохо. Мы всегда говорим: дайте нам деньги, впереди зима и т.д. Нам сейчас, действительно, важно перейти к примерам, которые показывают, что при другом типе организация отношений возможен серьёзный рывок.
Роман Герасимов: Кто сегодня должен прописать заново эти стандарты обслуживания? Раньше существовали какие-то ГОСТы советского времени. А сейчас?
Олег Борисович Алексеев: У нас эта сфера сейчас регулируется законом о саморегулируемых организациях. Есть требования к объединению управляющих организаций, и уже нельзя будет вести деятельность, это такая своеобразная форма лицензирования, не будучи членом саморегулируемой организации. А сама такая организация как бы тестирует своих членов на приверженность определённому качеству управления и распространяет стандарты этого управления. Я надеюсь, что со временем у нас появятся федеральные такие объединения, которые будут озабочены разработкой и реализацией таких стандартов.
Роман Герасимов: Владимир Петрович, а ТСЖ такими же правилами будут руководствоваться? Нормами обслуживания? Если я живу в ТСЖ, я не участвую в этих процессах, плачу исправно. Стандарты того, как меня должны обслуживать, кто задаёт?
Владимир Петрович Грязневич: Вы путаете 2 вещи: стандарт и обслуживание – это вещь нормативная. Насколько я знаю, их в России нет, но в Петербурге они есть уже несколько лет. Стандарты качества услуг, а когда речь идёт о саморегулируемых организациях, там не это имеется в виду. Там профессиональные стандарты компании. Для того чтобы компания имела право обслуживать жилой фонд, она сама должна удовлетворять некоторым стандартам.
Роман Герасимов: Это уже относится к самой компании, понятно.
Владимир Петрович Грязневич: Это принятый в мире способ оценки менеджмента, управления, количества квалифицированных специалистов, что очень важно, потому что много жуликов в этой сфере.
Роман Герасимов: В нашей программе примет участие эксперт, председатель Ассоциации ТСЖ Центрального района Владимир Александрович Семёнов. Владимир Александрович, скажите, как живётся ТСЖ сегодня? Сначала ваш комментарий к тому, что прозвучало в первой части программы. На ваш взгляд, помогает вам реформа?
Владимир Александрович Семёнов: Реформа, наверное, вещь замечательная, если она имеет результаты. Дело в том, что сегодня ТСЖ живётся не очень просто, особенно в старом фонде. Я бы хотел отвечать за Центральный район.
Роман Герасимов: Мы понимаем, что и в других городах России центр города – это старый фонд.
Владимир Александрович Семёнов: Действительно, проблема недоремонта – это основная проблема, и ради этого был создан фонд содействия реформированию ЖКХ, для того, чтобы собственники нежилых помещений, приняв соответствующее решение о долевом участии в капитальном ремонте, могли реализовать те возможности, которые предоставляет государство. С 2005 года, когда был введён жилищный кодекс, по 2009 год, в принципе, каждое ТСЖ решало эту проблему самостоятельно, если оно не попадало в адресную программу субъекта федерации. Сегодня существует такая программа софинансирования. Что интересно: когда раньше говорили, что если ТСЖ, то будет увеличиваться стоимость эксплуатационных расходов в доме, и это была основная страшилка для жителей многоквартирных домов, то когда сейчас принимались решения на участие в этой программе, в подавляющем большинстве домов жители как раз проголосовали за то, чтобы участвовать своими финансами. Это замечательный результат.
Роман Герасимов: Напомню зрителям: сейчас же, по-моему, прекрасная ситуация – государство даёт 95% денег, и всего 5% нужно собрать с жильцов. Причём подавайте заявки, будут ремонтировать. Мы все должны сказать: аллилуйя! Наконец-то! Скажите мне, если я не прав.
Владимир Александрович Семёнов: Ну, наверное, сказать хотелось бы, но, к сожалению, пока это не так. Заканчивается 2009 год, а мы ещё эту программу на себе не ощутили, потому что в домах ещё не начался ремонт, денег в ТСЖ, участвующих в программе, не поступило. Заявка была подана в 2009 году, в феврале мы получили соответствующее предложение от администрации районов, чтобы провести общие собрания собственников в домах, чтобы участвовать в этих программах. Хотя всё это нужно было сделать ещё в 2008 году. И вот с этого времени по сегодняшний день мы всё ещё оформляем эти документы. Конечно, председатели правлений ТСЖ и жители домов прошли сейчас через горнило. На сегодня мы получили колоссальный опыт по взаимодействию с органами исполнительной власти по реализации этого федерального закона. В чём заключается проблемы, с которыми мы столкнулись, и которые пришлось решать? Первое: ТСЖ, участвуя в этой программе, должны собрать соответствующие средства.
Роман Герасимов: Люди-то готовы средства сдавать?
Владимир Александрович Семёнов: Готовы. Но сегодня установлены ограничения: до 1 декабря 2009 года должны быть собраны все деньги и произведены расчеты. А деньги стали собираться только в мае. Собрать на сегодняшний день всю сумму, а стоимость достаточно высокая, есть дома, где необходимы десятки миллионов рублей, потому что там всё в запущенном состоянии. Естественно, ТСЖ встали перед проблемой: как эти деньги получить и где?
Роман Герасимов: То есть вы хотите сказать, что 5% тоже трудно собрать, это достаточно большие деньги?
Владимир Александрович Семёнов: Если бы этим начать заниматься в 2008 году, то в течение года эти деньги можно собрать. А вот в таком пожарном порядке, как это сейчас решается – это, конечно, непросто.
Роман Герасимов: Это главная ваша проблема сейчас – добиться капремонта по этой программе, правильно?
Владимир Александрович Семёнов: Реализовать.
Роман Герасимов: Олег Борисович, как вы считаете, кто держит деньги и почему так плохо здесь спланировано?
Олег Борисович Алексеев: Я, честно говоря, не очень понимаю, где плохо спланировано? В самой организации капремонта, вы имеете в виду?
Роман Герасимов: Был брошен камень в их огород, потому что они начали поздно планировать, это нужно было делать ещё в 2008-ом.
Олег Борисович Алексеев: Понимаете, была заложена определённая концепция при создании Фонда по содействию реформированию ЖКХ и разворачиванию программы капитального ремонта. Во главе угла должны были быть поставлены ТСЖ, т.е. те граждане, которые по месту своего проживания проявили высокую степень самоорганизации и самоуправления, следовательно, деньги, которые придут к ним из федеральных фондов, будут использованы наилучшим образом. Это чистая правда. Второе: предполагалось, что граждане должны приучиться участвовать в финансировании капремонта, поскольку, да, это проблема государства, однако, сколько бы денег государство не давало, всё равно ясно, что в течение бесконечного времени этот капремонт за средства государства осуществляться не может. Люди должны привыкнуть платить за капремонт. Начали теперь реализацию, оказалось, что требования по участию в программе по капремонту не такие простые. Регионы не имеют сегодня необходимой доли ТСЖ на жилом фонде. И началась политика действий по профанации создания ТСЖ. И второе: оказалось, что не у всех людей дома, действительно, находятся в очень серьёзно запущенном состоянии, требуются серьёзные средства, их так быстро не собрать. Эта организационная ситуация пока никак фондом по содействию реформированию ЖКХ не разрешена. Руководство знает об этой ситуации, старается на неё как-то влиять, но пока проблема остаётся. При этом суммы капитального ремонта по регионам сильно разнятся.
Роман Герасимов: И при этом фонд будет действовать только до 2011 года, у нас не так много времени.
Юнис Халитович Лукманов: Не снимая остроты проблем, связанных с людьми, которые должны собрать деньги и организоваться, создать ТСЖ, хочу сказать, что 185 закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ предполагает необходимость выполнения субъектами федерации 42-х требований, связанных с развитием реформы в сфере ЖКХ. Эти требования достаточно острые, необходимые, они, действительно, служат тому, чтобы продвинуть реформу в рамках развития рынка. Это требования к субъектам федерации. В первую очередь сложность этих требований заключается, например, в проблеме субсидирования. Не все субъекты федерации сегодня перешли, а мы перешли, к 100%-й оплате жилищных услуг в Петербурге ещё 2 года назад. А есть ещё проблема, связанная с субсидированием не только жилищных, а ещё и коммунальных услуг, услуг монополистов, например, для Петербурга это пока проблема. Сегодня жители по монополистам оплачивают порядка 70% стоимости услуг, при этом это компенсируется тем, что для других абонентов, не жителей, тариф увеличен в большую сторону для того, чтобы всё-таки соблюдалась социальная составляющая, связанная с тем, что наше население пока на это не способно, мы это чувствуем. Но, тем не менее, к 2011 году мы должны перейти на 100% оплату и услуг монополистов жителями. Это очень серьёзное требование. Я, например, могу сказать, что есть 2 города, субъекта федерации, Петербург и Москва, и только Петербург взялся за то, чтобы выполнить все 42 требования. А это ещё и проблема с межеванием и кадастрированием всех земельных участков тех домов, которые включаются в федеральную программу, связанную с финансированием капитального ремонта. А это ещё и требования, связанные с монетизацией льгот. Льготы не должны предоставляться в натуральном виде, как прописано некоторыми федеральными законами, например, законом о ветеранах, о статусе героев соцтруда и т.д.
Роман Герасимов: В общем, выделены сотни миллиардов, но до них не так просто добраться.
Олег Борисович Алексеев: Хочу обратить ваше внимание на то, что Москва не участвует в этой программе именно по этой причине.
Юнис Халитович Лукманов: Москва отказалась, потому что для неё эти требования не нужны, они опасны.
Роман Герасимов: Владимир Александрович, благодарю вас за участие. Мы несколько забежали вперёд: этот капремонт не так близок, как нам хотелось бы.
Интернет-мнение из Новокузнецка: Ну какая конкурентная среда, какая прибыль может быть при нормальной работе в ЖКХ. ЖКХ – это сфера, которая должна находиться в ведении государства.
Владимир Петрович Грязневич: Заметьте, что никому в голову не приходит, что это состояние связано с государственным управлением этой сферой.
Интернет-мнение из Петербурга: Тем, кто всерьёз изучал экономику, известно, что процветание любой фирме, в том числе и ЖКХ, приносит не собственник, а управляющий. В городских многоквартирных домах собственником должно быть государство, признавать здесь преимущества частной собственности – это от лукавого.
Звонок телезрителя из Салехарда: У нас дом под снос, в 2002-м году не сделали капремонт, дом угробили. За содержание мы платим так же, как и в капитальном исполнении, правильно ли это? И ещё, как определяется статус коммунальной квартиры? Вот меня выселяют в коммунальную квартиру. Я нигде не нашла закона, чтобы узаконена была коммунальная квартира. Уже на улице 21-й век, а старушку выселяют в коммунальную квартиру.
Юнис Халитович Лукманов: К сожалению, могу сказать, что Салехард – это другой субъект федерации, другой регион. Для Петербурга таких проблем не существует. Если дом идёт под снос, если он аварийный – жители освобождены от платы, которая идёт на ремонт данного фонда. Это же касается людей, которые проживают в общежитиях, в коммунальных квартирах, в хрущёвках. Второе, по поводу коммунальной квартиры. Если говорить о расселении аварийных домов, то при угрозе обрушения человек может быть переселён на равноценную площадь, даже коммунальную. Но в Петербурге действует норма: если человек, который проживает в этой квартире, нуждается в улучшении жилищных условий, т.е. является городским очередником, который не менее 10 лет прожил в городе, то мы его переселяем в квартиру, которую уже можно назвать жильём, снимающим необходимость улучшения. Это у нас прописано в законе о жилищной политике, это петербургский закон. К сожалению, женщина, живущая в Салехарде, имеет дело с другой законодательной базой. И ещё надо знать, кто собственник этой квартиры. Потому что, если собственник, то он переселяется в равноценную квартиру.
Роман Герасимов: Владимир Петрович, почему по сообщениям наших зрителей, я зачитал далеко не все, они так стремятся в лоно государства в этом вопросе?
Владимир Петрович Грязневич: Это отдельные люди, и это по привычке. Это люди с советским менталитетом. Прошло уже 20 лет, а они до сих пор считают, причём они не верят государству и правительству, но когда доходит до практического дела, у них срабатывает советский рефлекс, и они опять предпочитают идти под крыло государства. Недаром Моисей 40 лет водил евреев по пустыне. Пока поколение не сменится, эту болезнь мы не преодолеем.
Роман Герасимов: Я хотел бы вам возразить. Вот если сейчас качество услуг будет определять сам бизнес в саморегулирующихся организациях?
Владимир Петрович Грязневич: Качество услуг определяет не бизнес, а покупатели услуг. Качество колбасы, которую вы едите, зависит не от магазина, а от вас.
Роман Герасимов: Это когда есть 200 или 20 сортов колбас, тогда да. А изначально, когда сейчас у нас очень мало этих компаний?
Владимир Петрович Грязневич: Достаточно. У нас проблемы не в малом количестве компаний, а в нежелании потребителей услуг этих компаний выбирать и требовать от этих компаний. Вот у нас меняется, уходит жилкомсервис, приходит управляющая компания в Петербурге – жильцы относятся к ним одинаково равнодушно. Многие даже не знают, что у них сменилась управляющая компания. И вот это самая большая беда всей реформы ЖКХ. Если покупателю услуги наплевать на то, что он покупает, то никаких улучшений не будет никогда.
Олег Борисович Алексеев: Во-первых, сегодня довольно часто мы задаём вопросы, посещая квартиры своих друзей, знакомых, если нам нравится, как выглядит этот дом, двор, о том, кто обслуживает, какая форма управления принята. Нам это уже не безразлично, поскольку наши расходы на содержание своего жилья растут довольно стремительно. Мы ищем пути контролировать эти расходы. Второе: граждане имеют довольно серьёзные бюрократические барьеры по отстаиванию своих прав. Это не так просто, выбрать управляющую компанию, когда тебе её власти навязывают. А если вы живёте в доме, в котором 250–300 или 500 квартир? Где вы можете собраться, принять решение? А ведь именно к этому нас призывают сегодня соответствующие статьи ЖК.
Роман Герасимов: Технология не отработана.
Олег Борисович Алексеев: Не технология, просто мы не понимаем этого процесса. Такое впечатление, что готовившие этот кодекс исходили из идеального представления.
Юнис Халитович Лукманов: Для Петербурга таких проблем сегодня не существует: ни где собраться, ни как провести, ни как узнать, что нужно сделать. Убеждён, что сегодня, помимо недоремонта, есть вопрос о том, как раскачать людей. В Питере нам всё понятно.
Роман Герасимов: Но мы говорим всё-таки в целом про страну.
Юнис Халитович Лукманов: Относительно ЖК. Мы относимся к тем людям, может, это питерский менталитет, мы всё равно будем работать, с таким жилищным кодексом всё равно будем работать.
Олег Борисович Алексеев: Вы занимаете руководящую позицию, вы – государственный чиновник, поэтому я вас хорошо понимаю и ценю ваши усилия. Но поскольку мы обсуждаем не только ситуацию в столицах, а в России, то там очень много вопросов уходит на волю чиновников. Сколько таких людей, как Юнис Халитович Лукманов, у которого есть идеи реформирования ЖКХ и улучшения отношений в жилищной сфере?
Роман Герасимов: Нам нужно поговорить о том, что зависит от нас. Оказывается, мы должны требовать, и мы должны влиять.
Интернет-вопрос из Петербурга: Как добиться ремонта в подъезде? У нас очень страшный подъезд, но делать там ремонт никто не собирается.
Звонок телезрителя из Петербурга: Вот человек с прекрасными руками, профессионал, допустим, он хотел бы работать сантехником, но с лицензией, организовать индивидуальное предпринимательство. Представьте себе, что для сантехника лицензия стоит 50 000 рублей. Вот как вы представляете, где обыкновенному сантехнику взять такие деньги?
Звонок телезрителя из Брянского района: Я добровольно 4 года не оплачиваю коммунальные услуги.
Роман Герасимов: Что значит «добровольно»?
Ответ телезрителя: Не по своей вине, такая проблема по всей России. Есть города, а есть пригороды, районы. Так вот там тоже есть 5-ти этажные дома, горячая вода и всё прочее. 4 года назад я сказал: нет, потому что не приходят извещение и квитанция. Я должен дать денег, не оплатить, а дать. Этого я не хочу делать. Да, суды, туда меня не приглашают, но когда я спросил судью, как вы оплачиваете, он сказал, что приходит извещение. А нам? Нет. Так что вы от меня хотите, я даже не знаю, сколько стоит горячая вода и вывоз мусора. И никто не знает. И это по всей России в пригородах
Роман Герасимов: Объясните ситуацию: к вам во весь дом не приходят квитанции вообще? Потому что вы живёте в пригороде, так?
Ответ телезрителя: Нет, приходят за газ и электроэнергию, как положено. А за коммуналку нет. Деньги на руки, расписался и пошёл.
Роман Герасимов: Я понял, спасибо за звонок.
Юнис Халитович Лукманов: У нас в Питере такое невозможно. Может, Олег Борисович ответит?
Роман Герасимов: Олег Борисович, как поступать, если дворник или сантехник приходит к тебе за деньгами на руки?
Олег Борисович Алексеев: Конечно, не дворник или сантехник, а управляющая компания, навязанная административно, как правило. Вот она пришла. Договор с жильцами, собрания не провела, т.е. её легитимность нулевая, договор с жильцами не заключает, стоимость своих услуг не объявляет, а деньги хочет собирать и класть себе в карман. Я думаю, что второй этап, который мы наблюдаем сегодня – прихода уже современных управляющих компаний с гарантиями, с серьёзным капиталом – это расчистка этого рынка. Те ситуации, когда управляющие компании навязывались жильцам незаконно, они должны уйти в прошлое. Но звонивший был прав в одном - что суд не на его стороне. Как бы не сложилась ситуация, мы все имеем обязательства по оплате коммунальных услуг. Я знаю, что не он один сопротивляется такому положению дел, но, к сожалению, суды становятся не на сторону жильца, который добивается реализации своего права на ясные договорные отношения.
Роман Герасимов: Я коротко дам реплику из Интернета: по поводу отношения властей пишут нам из Колпино: а вы видели, на каких машинах они ездят и какие загородные дома имеют? О чём вы говорите, мафия – однозначно! Всех под суд!
Владимир Петрович Грязневич: Ну, это понятно. У нас, к сожалению, независимой судебной системы нет, и суды контролируются исполнительной властью, как правило, но бывают и исключения. Например, известная история с уплатой НДС одним ТСЖ. Эта федеральная проблема, ей лет 5, та вот, по моей информации, сейчас в кризис ситуация такая: поскольку бюджет у нас провален, как федеральный, так и региональный, налоговая инспекция делает всё возможное и невозможное при поддержке Минфина, естественно, чтобы этот НДС брать. А высший арбитражный суд принял решение, что нет – ТСЖ являются представителями жильцов, некоммерческой организацией и НДС платить не должны. И суды категорически выносят решения в пользу ТСЖ. Это пример редкий, но всё-таки.
Роман Герасимов: Посмотрите, что нам пишут из Томска по поводу смены управляющей компании: в Томске пробовали поменять одну. Она просто не отдавала документы и присылала квитки по-прежнему. Второе, пишет человек: чиновники города и области настолько заработались, что по программе реформы ЖКХ не выделено ни рубля городу в этом году на капремонт. Вот такие ситуации у нас в регионе происходят.
Олег Борисович Алексеев: Вообще, с капремонтом проблемы большие. Сегодня, например, в «Российской газете» напечатано интервью с гендиректором этого фонда Константином Цыциным. Так вот он сказал, что 50 миллиардов рублей, которые выделены его фонду на капремонт в этом году, он вернёт государству, потому что они не будут использованы. То есть регионы тотально не готовы. Там 42 требования, но, насколько я знаю, минимальные 12 требований надо выполнить, чтобы эти деньги освоить.
Роман Герасимов: А фонд с какого времени работает, почему не отработать эти технологии? С этого года только?
Юнис Халитович Лукманов: Там только приложений – 24!
Олег Борисович Алексеев: Так вот, 50 миллиардов он вернёт по требованию Минфина, поскольку кризис. На самом деле у нас региональные чиновники очень плохо себя ведут. Опять безответственность чиновников, сняли бы несколько губернаторов за такие штуки.
Роман Герасимов: Они чувствуют свою ответственность перед ЖКХ?
Олег Борисович Алексеев: Они чувствуют свою ответственность перед администрацией президента, причём по другим позициям.
Роман Герасимов: Вы знаете, что касается Фонда содействия реформирования ЖКХ, я был ошарашен, когда проверяла генпрокуратура их и выяснилось, вот вы вспомнили г.Цыцина, он заработал за год, сам себе выписал 16,5 миллионов рублей в качестве премий и бонусов.
Олег Борисович Алексеев: Не сам себе, нет, это искажение информации. Не так всё было. Дело в том, что это государственная корпорация, у неё есть высший орган управления, и все решения о премировании принимает он.
Роман Герасимов: Ну, хорошо, это решение было одобрено, и такие деньги были выплачены директору, разве нет?
Олег Борисович Алексеев: Ну, так что же? Это ничуть не больше, чем в других госкорпорациях.
Роман Герасимов: Это к вопросу, сколько здесь зарабатывают чиновники.
Звонок телезрителя из Липецкой области, г.Елец: Я хотела бы узнать. На наш дом капитальный написано объявление, нас приглашали, собрание провели не со всеми жильцами. Сказали, капитальный ремонт фасада дома. Я хотела бы знать, что входит в этот капитальный ремонт фасада дома?
Роман Герасимов: А что вам сделали, скажите? Как сделали?
Ответ телезрителя: Нам его не оштукатурили, у нас оштукатуренный кирпичный дом. Он сыпется постоянно. Штукатурку не оббили, просто замазали, ошпаклевали и покрасили, и покрасили нам старые рамы.
Роман Герасимов: Вот видите, мы возвращаемся к вопросу стандартов. По ходу разговора мы всё больше понимаем, что это в значительной степени наша ответственность, мы должны здесь за что-то бороться. Но, Владимир Петрович, коротко, самые главные проблемы людей сегодня?
Владимир Петрович Грязневич: Я считаю, что есть 2 главные проблемы. Первая: по личному опыту, а я 3 месяца угробил на создание ТСЖ в собственном доме и потерпел фиаско по вине жильцов: сосед невменяемый, другой пьяница, третьему на всё наплевать. И вот эта безответственность людей, владеющих квартирами, которые стоят сотни тысяч долларов, это первая беда. Есть и вторая: справедливо говорили, что те энтузиасты, которые пытаются организовать обслуживание своего дома, натыкаются на кучу всяких бюрократических препон, и не только бюрократических. Вина властей, конечно, огромна. Перед передачей я беседовал с председателями ТСЖ по поводу капремонта. Так вот, были массовые жалобы на Администрацию Петербурга, что они с этими федеральными деньгами поступили так же, как они всегда поступают с городским заказом: деньги, которые нужно освоить в течение года, они тянут до последнего момента. А там процедура большая: надо конкурсы провести, сметы составить, там куча бумаг. Это всё делается в последний момент, когда времени уже нет, прибегают, говорят: вот, мы вас включили на капремонт, давайте быстро-быстро, завтра, вот бумаги, подпишите быстренько. Председатель смотрит и говорит: да тут такая белиберда написана, вы собираетесь мне ремонтировать крышу, а мы её вчера отремонтировали, нужно трубы ремонтировать. В ответ: а, неважно, подпишите, мы всё сделаем. Вот это жуть! Низкая административная культура – это основная проблема у жильцов, и у председателей ТСЖ. И Администрация Петербурга, к сожалению, может быть, лучше, чем в других регионам России, но, в общем, неудовлетворительно работает.
Олег Борисович Алексеев: Но скажем честно, что это общая конструкция прохождения федеральных денег. Это касается не только ЖКХ. Везде такая ситуация.
Роман Герасимов: А почему так? Ведь это же из года в год это планирование? Минфин не выделяет деньги в начале года?
Олег Борисович Алексеев: Такова процедура. Сначала долго Минфин выделяет деньги, затем вступает в действие закон о государственном муниципальном заказе, и так всё тянется до конца года.
Юнис Халитович Лукманов: Принимаю критику Владимира Петровича и думаю, что чиновникам есть ещё , о чём подумать, есть проблемы и кадровые, и, конечно же, систему надо выстраивать очень аккуратно, чтобы люди страдали в меньшей степени. Не снимаю с себя ответственности за происходящее, но, тем не менее, из года в год у нас количество жалоб падает. И граждане сами начинают решать свои проблемы, это тоже сказывается на количестве жалоб. И люди, может не так быстро, как бы этого хотелось, но приходят к тому, что мы называем рыночными отношениями в жилищной сфере. Первая проблема – человеческое равнодушие – преодолевается со временем. И второе: для Петербурга очень важная проблема – это недоремонт.
Олег Борисович Алексеев: Реализация жилищных прав должна перестать быть подвигом, а должна стать обычным делом. Я за это.
Роман Герасимов: Что ж, общий итог программы сегодня: граждане, будьте активнее, требуйте. Сегодня мы должны понимать, что приходит в сферу ЖКХ конкуренция, у нас становится больше возможностей и больше прав. Изучайте свои права и возможности и боритесь за них. Благодарю всех.