«Праздник Троицы»

16.06.2008, 14:45 Открытая студия

А вы знаете, что Троица – третий по важности религиозный праздник для православных россиян? Ей уступают только Пасха и Рождество. Что этот день значит для нас? Какие традиции празднования до сих пор существуют в России, а какие забыты?

Об этом в программе «Открытая студия».

В нашей программе принимают участие:
- заместитель председателя Научно-методического совета Общества «Знание» по религиоведению, старший научный сотрудник Государственного Русского музея Валерий Михайлович Ахунов;
- настоятель Храма Всех святых в Красном селе (Москва), преподаватель Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Союза писателей России протоиерей Артемий Владимиров.

Статистика:
Если верить опросам, то по количеству отмечающих праздник Троицы – на 10-м месте: Новый год, затем собственный день рождения, Пасха, 8 Марта, дни рождения членов семьи, День Победы, Рождество, 23 февраля, Старый Новый год и, наконец, на 10-м месте Троица. А потом 1 мая и День святого Валентина. Из тех, кто отвечал на эти вопросы, 60% считают себя православными, 29% - неверующие, 11% относят себя к другим религиям.

Ника:
То, что Троица на 3-ем месте после Пасхи и Рождества, Вам кажется справедливым?

Ахунов Валерий Михайлович:
Просто так сложилось, что 70% населения нашей страны вообще никаких праздников не отмечали, кроме праздников, установленных Советской властью. На самом деле Троица – это один из самых знаменитых праздников. Троица – это одновременно день рождения всей христианской церкви. Люди, кстати, часто спрашивают, откуда название «Пятидесятница». Это не только 50-й день после Пасхи, этот праздник еще до Пасхи ещё так назывался. Он знаменовал 50-й день после выхода древних евреев из Египта, когда на горе Синай Бог дал Моисею 10 заповедей. Первоначально это иудейский праздник. И вот на этот иудейский праздник пришли ученики Иисуса Христа к той самой горнице Иерусалимской, где была тайная вечеря. Вот в чём глубочайший смысл этого праздника. Как раз во время тайной вечери была установлена заповедь евхаристии, а во время Пятидесятницы снизошёл Дух Святой на апостолов. И это знаменовало единство Отца, Сына и Святого Духа, и это положило начало новому вероучению. Все христиане всего мира прекрасно знают, что Пятидесятница – это день рождения христианской церкви.

Ника:
И поскольку мы здесь вспоминали язычество, у меня вопрос к отцу Артемию: как Вы относитесь к тому, что мы вспоминаем язычество?

Артемий Владимиров:
Язычество вспоминают только на каналах телевидения, которое ещё не осознало своей роли нравственного просвещения человечества. И как бы ни были уважаемы наши историки, но говорить о том, что Троица – по происхождению языческий праздник, это значит, сравнивать балет с кузнечным ремеслом. Из того, что были Перуны, Велесы, Даждьбоги, а в Индии какие-нибудь Тримурти, вовсе не следует, что праздник Троицы имеет свой генезис из обычных человеческих представлений. А вот знаете ли вы, дорогие телезрители, такое выражение: все мы единым миром мазаны. О чём идёт речь? Именно о том, что в таинстве крещения все мы приняли благодать Святого Духа, которая в праздник Святого Духа обновляет наши сердца. И в этой благодати, нравственной силе, исходящей от Бога – вся соль. Если я интересуюсь только русалками, ведьмами, если меня интересуют только магические обряды, о том, как приворожить любимого, благодать Божья загнана Вами за Можай, и Вы ещё находитесь в подвале дремучего пионерского неведения.

Ника:
Русалок мы тоже должны обсуждать, потому что язычество – это часть культуры российской. И в этом смысле мы к этому и обращаемся.

Вопрос телезрителя:
Хочу спросить у отца Артемия, является ли Духов день нарушением какого-то канона: если будешь работать в этот день, это грех?

Вопрос телезрителя:
Тема сегодняшней передачи перекликается с темой недавней передачи: нужно ли преподавать основы православия в школе. Хочу сказать, что страна, в которой по официальным данным переписи более 80% составляет славянский народ, православие является частью славянской культуры. И я считаю, что это необходимо – преподавание православия в школах, во-первых. Во-вторых, мы изучаем не какую-то религию, а историю нашего народа, а за время советской власти многое было утеряно, я лично сама испытываю недостаток этих знаний. И если бы нам сейчас начали преподавать, если бы мы знали эти основы, у нас бы не возникало вопросов, типа: а Троица – это языческий праздник или православный?

Ника:
Нет, Вы поймите нас правильно: у нас вопросов по этому поводу вообще не возникает Просто как многие праздники у нас похожи по периоду наступления. Что касается той нашей программы, которая была посвящена проблеме введения основ православной культуры в школе, я считаю, что , во-первых, знания доступны и за рамками школы, во-вторых, со 2-го по 11-й класс 2 раза в неделю – это многовато, это больше, чем общее изучение математики или всемирной истории. Теперь о взрослых. Что Вы посоветуете: где эти знания получить взрослым?

Ахунов Валерий Михайлович:
Во-первых, сейчас при каждом храме православном существуют воскресные школы не только для детей, но и для родителей. Такие школы существуют и при других христианских храмах. Сейчас выходит огромное количество учебников.

Ника:
А по поводу Духова дня был вопрос? Не грех ли работать в этот день, спрашивают. Чем этот день особенный, что надо соблюдать в этот день?

Артемий Владимиров:
До революции, конечно, этот день был не рабочим. Наше патриархальное крестьянство считало, что в Духов день земля освящается, и поэтому особенно перекапывать её не нужно на земле работать лучше уже завтра, на 3-й день Троицы. А в этот день просвещённое человечество, которому уже надоели русалки в рекламах, идёт в Божий храм. И там есть возможность принять благодать Святого духа. Ведь многие наши телезрители страдают от депрессии, подавленности, отличаются немотивированной раздражительностью, очень уязвимы, самолюбивы, обидчивы.

Ника:
Вот Вы принесли букет, в чём смысл и символика?

Ахунов Валерий Михайлович:
Символика здесь самая простая. С давних времён на день Троицы, в Духов день было принято приходить с цветами, в основном, с полевыми. Я утром был в Казанском соборе, многие люди были с цветами, освящали их, уносили домой. Весь храм украшен берёзами. Это символ весны, прежде всего, радости, возрождения жизни. Не все знают, что в букетах присутствовали символы Троицы: белый цвет как символ Святого Духа, красный – символ крови Христа, голубой как символ Отца небесного – это цвета нашего российского флага, который не что иное как Отец, Сын и Святой Дух, также как, кстати, многие другие флаги христианских государств. Эти символы имеют такую древнюю традицию, что трудно сказать, где кончается их традиция, связанная со славянским прошлым, с нашей тысячелетней историей, которую не надо забывать.

Ника:
Отец Артемий, Ваш храм украшен сегодня полевыми цветами?

Артемий Владимиров:
Вы знаете, изобилуют лилии, розы. В День Святого духа сердца каждого из нас должны как сад израстить из себя живые соцветия: белый цвет – цвет целомудрия и чистоты; багряный цвет – это цвет крови христовой и, конечно, образ любви, милосердия; зелёный – цвет жизни. А вот попробуйте по мне определить, к какому духовенству я принадлежу, белому или чёрному? Белое – это женатое духовенство, а чёрное – монашествующее.

Ахунов Валерий Михайлович:
Ну конечно, к белому, раз уж Вы священник.

Артемий Владимиров:
Тест разгадан, 5 баллов.

Интернет-вопрос:
Что значит «символ веры»? Что это такое?

Интернет-вопрос:
Почему иконы «Сопрестолье» и «Отечество» около 300 лет назад на большом московском соборе их не рекомендовали в храмы? Что эти иконы означают, и почему принято было такое решение?

Интернет-вопрос:
Почему «Троица» Рублёва висит не в храме, а находится в музее, в Третьяковской галерее?

Ахунов Валерий Михайлович:
Я лично никогда в документах никаких не видел слова «запрещение». По крайней мере в 1551 году был тот самый Стоглавый собор, где было установлено писать икону «Троица» как писал её Андрей Рублёв и знаменитые греческие иконописцы. Это та самая «Троица», которая отправляет нас к ещё ветхозаветным временам, где рассказывается о явлении 3-х ангелов к Аврааму и Саре. Все же события Нового завета должны иметь своё обоснование в Ветхом завете. Слово «Троица» нигде ведь не упоминается: ни в Ветхом, ни в Новом завете. Есть такая книга, которая называется «Симфония», что означает «согласие», «созвучие», где упоминаются абсолютно все те слова и термины, которые употребляются во всех книгах Библии, так вот там слова «Троица» нет. Но есть те термины, которые выражают суть Троицы, т.е. это единство Бога-Отца, Сына и Святого Духа. Спросили о Символе веры, так вот Символ веры в православной церкви признают Никео-цареградский символ веры. Суть в том, что именно на 4-ом, так называемом Халкедонском соборе, окончательно установлен был культ Троицы. Но некоторые христианские церкви себя считают дохалкедонянами, они постановления Халкедонского собора не приняли. Например, Коптская церковь в Египте: они считают себя монофизитами и дохалкедонянами. Есть и современные протестантские церкви, которые не признают Троицы, тем не менее, они остаются церквями христианскими. Они признают, прежде всего, Иисуса Христа. Икона Андрея Рублёва – это величайшее достояние России и мировой культуры и, естественно, требует особых условий хранения. Но при Третьяковской галерее существует храм, и во время больших праздников эта икона иногда перемещается в этот храм. Я согласен с теми, кто считает, что все иконы должны находиться в храмах. Но, учитывая то, что эти иконы являются особым достоянием, они помещены в специальные условия, а в храмах на этом месте находятся ничуть не менее значимые их так называемые списки. Это даже не копии, это списки, иногда сделанные даже в то же время, кстати, и очень близкие. Мы знаем, что «Троица» Рублёва была специально написана для Троицкого собора Троице- Сергиевой лавры. Сейчас там в иконостасе, с правой стороны от Царских врат, находится прекрасная копия более позднего времени, это такой список с иконы «Троица».

Ника:
Я знаю, что Вы, Валерий Михайлович, читаете курс по символике «Троицы», очень хочется найти время и послушать. Отец Артемий, если «Троица» как таковая признана не всеми христианскими церквами, может ли идти речь о том, что это вещь неоднозначная?

Артемий Владимиров:
По моему суждению, едва лишь человек, именующий себя христианином, скажет, что предметом его веры не является единый Бог, прославляемый в 3-х ипостасях: Отец, Сын и Святой Дух, то от его христианства как бы ничего не останется. Другое дело, что святая православная церковь сохраняет Символ веры, о котором мы сейчас говорим, в целости и неприкосновенности. Кстати, в Символе веры сказано: верую во единую соборную апостольскую церковь. А ведь много нынче деноминаций, исповеданий на Востоке, на Западе, которые потеряли уже это целостное учение. Если бы меня спросили, почему не рекомендуется на основании Стоглавого собора изображение «Троицы», где Отец представлен в образе ветхозаветного с белыми сединами старца, то потому, что он, Отец, никогда не являл себя, но Сын Божий Иисус Христос, Спаситель, воплотился и родился от Марии девы как человек, его видели и осязали своими руками апостолы. Иисус Христос и открывает нам невидимого Отца, свидетельствуя о его благости, вечности, правосудии. И не случайно сказал Христос: тот, кто видел меня, видит и Отца, я и Отец – одно. Мне кажется, маленькое методическое пожелание нам – не углубляться в терминологию и произносить много учёных слов, что наши зрители могут почувствовать себя немного растерянными.Слава Богу, мы не говорим сегодня о леших и домовых, которые не очень относятся к нашей культуре. Давайте спустимся на землю, и в нравственном аспекте будем продолжать наш разговор.

Ника:
Хочу Вас утешить и даже обрадовать, что у нас очень умный зритель. К вопросу о том, насколько мы видим образ Отца. Ведь, если я не ошибаюсь, даже Вольтер говорил, что придумал образ отца, как ему казалось, это удобнее. Ведь никто не сказал, что он выглядел так. Это всё равно гипотеза, домысел, так?

Артемий Владимиров:
Вольтер, когда умирал, находился в страшном состоянии отчаяния и кричал: мало света, дайте света! Говорят, что он сделал для разрушения христианских государств больше, чем все революции, вместе взятые. Вольтер немножко иное говорил: даже если бы Бога не было, нужно было бы его придумать, ибо это полезно для нравственности. Вольтер был агностиком. Ну а мы с вами, зная, что есть над нами Бог, гром грянет – мужик и перекрестится по русской пословице, таки понимаем, что Бог невидим, неосязаем, он выше нашей мысли и всякого представления о нём. Однако 2 000 лет тому назад в Вифлееме от Девы Марии явился Бог как чудный младенец, так что в одном лице Христа 2 природы – невидимая, божественная и, подобная нам во всём, кроме греха, человеческая.

Вопрос телезрителя:
Что было бы, если бы Иисус Христос был женщиной, тогда какой вид имела бы икона «Троица»? И что символизирует цифра 3?

Ахунов Валерий Михайлович:
В христианстве, как и в других религиях, есть своя цифровая символика. Наверное, не случайно апостолов было именно 12, и не случайно Бог творил 7 дней. И почему «Бог любит троицу»? Дело в том, что это народное такое название, потому что чаще всего трудно удавалось любое дело, люди начинали его не раз и не два, и, действительно, как-то так сложилось, что с 3-го раза мог человек что-то совершить. Это поговорка на основе опыта. Есть в ней ещё некоторый иронический смысл.

Ника:
Я понимаю, что первый вопрос прозвучал провокационно, но, в принципе, учение создавали мужчины. У нас 3 мужских образа, если бы Богом была женщина, как бы это выглядело?

Артемий Владимиров:
Позвольте мне сначала поблагодарить за прекрасный ответ моего коллегу. Что касается мужских образов, сказать, что Отец – это мужчина, то же самое, что сказать, что учение новозаветной Троицы имеет свой генезис в лике Маркса, Энгельса и Ленина. Отец – это не мужчина, и Дух Святой – это тоже не мужчина. Сами существительные - мужского рода, но не будем переносить внутрисемейные отношения на непостижимую тайну божества. Нет, в христианстве нет мужского засилья, потому что Бог, как человек, явился от Девы Марии. И тот, кто когда-нибудь взирал на лик Богородицы, посмотрите на икону Владимирскую. В этом образе вечная женственность, абсолютная чистота, красота. Бог явился на земле от Девы, таким образом, женщина превознесена, в отличие от языческих культов, на недосягаемый пьедестал. Но Христос пришёл в этот мир, дабы взойти на крест. Христос взял на себя грехи всего мира, он явил себя истинным учителем, первосвященником, пророком. И это, конечно, мужеское дело. Другое дело, что в христианстве все различия: мужчина или женщина, скиф ты или эллин, взрослый или ребёнок – второстепенны, главное – твоя личность.

Вопрос телезрителя:
Я пока вас слушала, смотрела, прошло больше 20 минут. У меня произошла переоценка ценностей, я хотела задавать вопросы батюшке, теперь я хочу выразить огромное уважение вашим редакторам, которые соединяли меня и держали на линии. У меня, наверное, дурацкий вопрос. Почему мало народа звонит сегодня, в такой день, по поводу религиозных вопросов?

Ника:
Вы не правы, поясняю: у нас многоканальная связь и, к сожалению, звонки висят так долго, я не успеваю их выдавать, потому что надо же объяснять. Мы хотим ещё поговорить о Петербурге, который был создан в день Троицы.

Вопрос телезрителя:
Хочу спросить про молитву о чинах. Там есть фраза: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Разве Бог может вводить в искушение? По-моему, вводит в искушение только сатана?

Вопрос телезрителя:
У Пушкина есть: «он улетел, усталая Мария подумала, вот шалости какие, один, два, три, как это им не лень! Могу сказать, перенесла тревогу, досталась я в один и тот же день лукавому, архангелу и богу». А в другом стихотворении, к декабристу Давыдову, он называл Христа сыном птички и Марии. В письме к Чаадаеву Пушкин писал, что религия чужда нашем мыслям и нашим привычкам, но не следовало этого говорить вслух. Что по этому поводу скажут наш учёный и батюшка?

Вопрос телезрителя:
Многие люди в день Троицы ходят на кладбище, поминают усопших, правильно ли это, обязательно ли?

Вопрос телезрителя:
Предлагает подытожить программу фразой: человек любит Троицу, и Троица любит человека.

Ахунов Валерий Михайлович:
По поводу Пушкина я могу сказать однозначно, что Пушкин жил в 19 веке. 19 век – это век Просвещения и, конечно, те новые идеи Французской революции, идеи Вольтера, Дидро, они, конечно, коснулись и русской интеллигенции. Если до определённого времени в Европе не было другой идеологии, другой философии, кроме как философии религиозной и идеологии религиозной, то, естественно, начиная с 18 века, начинается новый этап развития. И, конечно, Александр Сергеевич, как человек светский, никогда не был, естественно, связан какими-то глубокими узами с церковью. Да, в его поэмах, и вы все прекрасно знаете его ранние стихи, его «Гавриилиаду», «Царя Никиту» и другие произведения, где достаточно откровенно какие-то вещи высказывались. Но я считаю, что великий человек в этом плане имел право на свою точку зрения, по крайней мере. Как, кстати, и Лев Николаевич Толстой, который, как известно, был отлучён от церкви, и до сих пор это остаётся в силе, несмотря на обращение его родственников. Он имел на это право, и у нас в стране, как известно, сейчас есть люди верующие, есть люди, которые отрицают бога, и они пользуются абсолютно равными правами.

Ника:
Почему церковь не хочет вернуть себе Льва Толстого?

Артемий Владимиров:
Потому что он сам этого не хочет, если бы хотел, то покаялся при жизни, правда? Но давайте вернёмся к светлой памяти Александра Сергеевича Пушкина. Я, как учитель русского языка и литературы, преподающий детям исторический литературный процесс, не хотел бы в Москве здесь слышать мнение петербуржцев, что Пушкин был вольтерьянец. Как человек умирал, в какой глубокой искренности он оплакал грехи юности своей! А кто из нас в молодые годы, подростковые, школьные, не творил всяких гадостей и пакостей! Не сжигал кнопки в лифтах, не называл химичку дурой и пр. Но мы же уже давно стали разумными людьми. Венчавшись со своей супругой, Пушкин благоговейно имя Христа святил в своих произведениях: «Отцы –пустынники и жёны непорочны…». Мне кажется, что позвонивший нам зритель как раз не слишком внимательно слышал слова: «избави нас от лукавого» и вот не избавил нас от него, от такого вопроса. Давайте будем понимать, что язык Священного писания имеет свои особенности. «Не введи нас во искушение» - понимаем так: Господи, не попусти нам свершить таких действий и произнести таких слов, которые обернутся для нас стыдом, грехом. Мы как малые дети пред тобою, а Ты, Господи, держишь нас в своих руках. Не выпускай нас из своих рук, но избави нас от лукавого. Священное писание требует вдумчивого отношения, и не нужно по буквальному обороту речи строить неправильное построение мысли.

Ника:
Ещё вопрос про родительскую субботу.

Артемий Владимиров:
Накануне праздника Святой Троицы свершается поминовение всех скончавшихся наших родственников «Отец, братья, сестер наших от Адама и доныне». И это свершается накануне Троицы, потому что в самый праздник народ в храмах молится Троице, дабы божья благодать своими светлыми лучами посетила не только наш мир, нашу землю, но и мир духовный, невидимый, чтобы все наши усопшие были помянуты Богом.

Ника:
То, что Петербург был основан в Троицу, можно ли считать, что это может нас как-то от чего-то защитить?

Ахунов Валерий Михайлович:
Я абсолютно уверен, что у Петербурга своя собственная история, уникальная история. Тот праздник города, который мы отмечаем, 27 мая 1703 года выпал на воскресенье, и самое удивительное, что это было 250 лет спустя после гибели Византийской империи.

Ника:
Ну, это совпадение.

Ахунов Валерий Михайлович:
Совпадение – это тот саамы язык, на котором с нами разговаривает Бог. Случайностей, на самом деле, не бывает, всё закономерно в этом мире.

Ника:
Мы живём в 21 веке, мы выращиваем стволовую клетку, расщепили атом, на Марс летаем и т.д. Почему по-прежнему, Троица остаётся одним из самых труднопостигаемых учений. Как можно очень просто, маленькому ребёнку, объяснить, что это такое?

Ахунов Валерий Михайлович:
Маленькому ребёнку я бы объяснил так: как ребёнок видит воду, лёд и пар одновременно, так же он видит Бога-Отца, Сыны и Святого Духа одновременно, это единое всё.

Ника:
Как мы сейчас с Вами живём в прошлом, настоящем и будущем.

Ахунов Валерий Михайлович:
Да, но уловить этот момент невозможно.