«Мигранты»

03.04.2008, 14:45 Открытая студия

Кому в России выгоден приток мигрантов? Какие права есть у тех, кто приезжает жить и работать к нам в страну? Зачем Евросоюз делится опытом с Россией в отношении работы с мигрантами? Обсуждаем миграционную политику России.

В нашей программе принимают участие:
- директор Федеральной миграционной службы РФ генерал-полковник милиции Константин Олегович Ромодановский
- начальник Управления федеральной миграционной службы по Петербургу и Ленобласти полковник милиции Юрий Николаевич Буряк.

Ника:
Как подсчитывается количество мигрантов, если учитывать тот факт, что большинство из них не зарегистрированы?

Ромодановский Константин Олегович:
В прошлом году в РФ въехало 25 миллионов человек, в том числе и туристов. И более 8 миллионов встало на миграционный учёт. Это новая уведомительная система, которая позволила охватить прибывающее к нам население. Примерно треть или половина приезжает к нам для работы. В прошлом году разрешение на работу получили 2,5 миллиона человек. Эта тенденция указывает на то, что новое миграционное законодательство – правильное, и оно принято своевременно, разве что с небольшим опозданием. Мы сейчас видим рост числа лиц, которые встают на миграционный учёт. Система ещё дорабатывается, идут изменения в законодательстве. Но почти 20%-ный рост показателей по сравнению с прошлым годом зафиксирован.

Ника:
Страна заинтересована в людях, которые приезжают?

Буряк Юрий Николаевич:
Иммигранты сегодня нужны, из-за демографического кризиса трудовые ресурсы государства не способны справляться с ростом экономики.

Ромодановский Константин Олегович:
Число приезжающих к нам людей определяется ростом экономики. Конечно, люди не должны здесь болтаться без дела, месяцами стоять в Москве на Ярославском шоссе и т.п. Они должны приезжать, получать работу и место жительства и зарабатывать деньги. Простая схема. Схема, к которой мы идём, – это система организованного привлечения к труду. То есть человек ещё до отъзда знает, куда и зачем он поедет. За год сложно создать такую систему, и именно такой вариант должен работать.

Вопрос телезрителя:
Я как коренная жительница Петербурга вижу эту проблему снизу. У меня вопрос к Константину Олеговичу. Они видят эту проблему только по сводкам, а нам приходится общаться постоянно и с дворниками, и с мелкими розничными торговцами на рынках. Нельзя ли как в прошлые времена набирать по оргнабору? И второе: есть ли какие-нибудь разработки по выявлению криминогенных элементов? Это ведь вопрос безопасности.

Вопрос телезрителя:
Есть ли биржа труда для мигрантов? Если нет, то будет ли она? У меня зять - мигрант. Он получил разрешение на работу, но устроиться официально, к сожалению, нереально, потому что налоги, которые должен платить работодатель, никто платить не хочет.

Ника:
Что такое оргнабор, о котором говорит зрительница?

Ромодановский Константин Олегович:
Она предлагает абсолютно правильную вещь, о которой я только что говорил: это система организованного привлечения, когда человек, уезжая из своей страны, уже знает, где он будет жить и работать. Действительно, это система важная, нужная, эффективная. Это работа не одного дня, но эффективные шаги в этом направлении делаются. И вчера, сегодня в Петербурге проходит Совет руководителей миграционных ведомств, один из вопросов – создание этой системы.

Ника:
Когда мы говорим о мигрантах, встаёт вопрос о криминале. Я понимаю, что мы валим в кучу все проблемы. Реально отследить людей, с какой целью они сюда едут? И есть ли такая задача, может ли демократическое государство подозревать кого-то в чём-то?

Буряк Юрий Николаевич:
Подозревать необоснованно не может, но вопрос в другом. Цель въезда отмечается миграционной картой. Но насколько она соответствует реальности? При нынешнем объеме въезжающих проверить это сложно, да и нет такой необходимости. Но в случае возникновения необходимости мы можем это сделать. Я только не согласен с тем, что мы не видим эту проблему снизу. Ведь мы общаемся с теми же дворниками и пр. Наши сотрудники ездят по стройкам, общаются с приехавшими. Я бы не стал утверждать, что пострадала безопасность. Цифры говорят о том, что процентное соотношение преступлений, совершаемых иностранцами, составляет всего лишь 1% от общей массы преступлений, например, в Петербурге. И такой же процент и в отношении к иностранным гражданам. Он колеблется в разные периоды от 1% до 2 %, но не выше.

Ника:
И 2-й вопрос: имеет ли право руководитель не брать на работу мигрантов, потому что за него надо дополнительно платить. И за что надо платить, если у него есть официальная регистрация?

Ромодановский Константин Олегович:
В данном случае вопрос связан с тем, что работодатель не хочет платить налоги.

Ника:
Он что, какие-то особые налоги платит за мигранта? Они так за любого работника платит налоги, так?

Ромодановский Константин Олегович:
Дело в том, что, узаконивая статус мигранта, заключая с ним договор, работодатель попадает в особое налоговое поле, и это очень важный аспект нашей деятельности. Если работодатель строит большой объект, а заявляет, что он строит сарай, и привлекает для строительства 100 человек мигрантов, то, не выходя из кабинета, можно понять, что здесь дело нечисто. То есть это другой объём работы и другие налоги. Именно обращение и мигрантов, и работодателей в налоговое поле –важнейшая задача, которую мы срочно должны решить. Вопрос мне понятен. Я бы хотел добавить по криминальной статистике. Впервые в прошлом году процент совершения преступлений, совершаемых иностранными гражданами, снизился. Большее количество преступлений совершают иногородние, а не иностранные граждане, и не надо их путать. К нам приезжают из бывших союзных республик в основном законопослушные граждане. Они приезжают заработать денег, и всё.

Ника:
Может человек, имеющий регистрацию, обратиться на биржу труда, как все остальные граждане, так?

Ромодановский Константин Олегович:
В Москве есть специальные структуры, которые организовали московские власти, куда иностранный гражданин может прийти и получить перечень предприятий и учреждений, где нужна рабочая сила. Это уже дело правительства региона.

Буряк Юрий Николаевич:
Для мигрантов из стран СНГ подойдёт обычная биржа, потому что сейчас не требуется особого разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. А из визовых стран люди въезжают под конкретное рабочее место, для них такой проблемы не существует.

Вопрос телезрителя:
Скажите, если мои друзья или я нанимаем для строительства приезжие бригады, какие документы они должны иметь, чтобы мы не попали в затруднительное положение, не привезли какую-нибудь заразу или нас не оштрафовали?

Буряк Юрий Николаевич:
Если мы нанимаем людей, например, для дачного строительства, то должен быть заключён договор с конкретным лицом или с бригадой, этот договор подлежит регистрации в местных органах, там оговаривается зарплата, налоги и т.д. Иностранный работник, как и на другом предприятии, должен иметь разрешение на работу. Если оно есть, значит, он прошёл медицинское обследование.

Ника:
Я правильно поняла, что все проблемы у нас с людьми, которые едут из стран, с которыми у нас безвизовый обмен? Может, это такая проблема, что пора уже вводить визы? Где у нас наиболее нарушаемые границы?

Ромодановский Константин Олегович:
У нас проблемные территории – это границы с Украиной и с Казахстаном. Это практически сито. Люди свободно перемещаются туда - обратно, создают для нас определённые сложности.

Ника:
Насколько эта проблема серьёзна?

Ромодановский Константин Олегович:
Мы эту проблему видим, определённое усиление нашей работы в этом направлении существует, активно работают подразделения миграционного контроля, они с 1 января увеличены на 4 500 человек по стране.

Ника:
На днях накрыли в подвале ночлежку нелегальных эмигрантов, вызвали ОМОН. Вам в таких случаях надо звонить, или с этим разбирается милиция?

Буряк Юрий Николаевич:
Надо. Если структура, получившая сообщение, не занимается данным вопросом, она обязана переслать информацию в структуру соответствующей компетенции. Весь блок, касающийся трудовой миграции, относится к ведению миграционной службы.

Ромодановский Константин Олегович:
Мы привлекаем к ответственности за незаконное привлечение к работе, и в прошлом году сумма штрафов составила 4,5 миллиарда рублей. Штраф за незаконное использование труда мигранта доходит до 800 000 рублей за каждого человека, но это не значит, что на всех налагается такой штраф, это зависит от региона, от размера фирмы и т.п. В Москве размер штрафа средний – 226 000 рублей за человека, в Пензе – 25 000 рублей. Мы хотим заставить работодателя соблюдать закон.

Вопрос телезрителя:
Может, надо устранять не причину, а следствие. Зачем депортировать граждан за наши деньги, если можно потратить средства, чтобы наши российские граждане шли на заводы, стройки, в магазины, и пусть людей высылают за счёт работодателя, а не за наш счёт.

Вопрос телезрителя:
Мы забыли о трудовых мигрантах внутри страны, которые являются гражданами РФ, приезжают в Петербург работать, требуется регистрация по месту жительства. Но если жильё снимаешь, ни один собственник не будет регистрировать, и приходится сразу же обращаться в липовые агентства. Почему такое неуважение к своим гражданам, а на чужих мы тратим деньги?

Буряк Юрий Николаевич:
Существует такое явление – внутренняя миграция, если рассматривать это понятие как перемещение. Правила, которые относятся к гражданам РФ, говорят о том, что гражданин имеет право находиться в любой точке РФ 3 месяца без регистрации. В государстве существует определенная система – это закон учёта населения, который связан и с налоговой, и с правоохранительной составляющей. Без этого учёта, я считаю, было бы сложнее. Второй вопрос, о регистрации. Владелец, который сдаёт жильё, должен платить налоги. По поводу денег, которые платятся на выдворение, речь идёт не о депортации, которая не носит массового характера – меньше 1000 человек было выдворено в прошлом году, это совершенно не цифра. И в последнюю очередь это осуществляется за государственный счёт. В основном - за счёт работодателя, личных средств, средств диаспоры. Административное выдворение осуществляется по решению суда, следует учесть, что это крайний случай, но эта мера есть.

Ника:
Интересно, а государственная политика какова? «Вот нелегальные иммигранты понаехали, еще и платить ничего не хотят?» Так, ваша задача – их легализовать или их выставить? Государство заинтересовано в них?

Ромодановский Константин Олегович:
Конечно, чем больше легальных мигрантов, тем меньше нелегальных. Мы должны идти цивилизованным путём к тому, чтобы эти люди имели возможность просто спокойно определить свой правовой и трудовой статус в России, и приносить пользу и своим родственникам, и российской экономике. Хочу добавить два слова. Мы выдворили из России за счёт бюджета 2% .

Ника:
Вы выдворяете людей, которые не должны быть на территории страны?

Ромодановский Константин Олегович:
Касательно нарушителей, пребывание которых в РФ нецелесообразно, решение принимает суд. Депортация – это аналогичный процесс перемещения, но он осуществляется решением 1-го человека – моей властью. Но мы депортировали в прошлом году всего менее 50 человек.

Ника:
А людям, которые выдворены, поставлена какая-то чёрная метка, запрещающая въезд в Россию?

Ромодановский Константин Олегович:
Да, 5 лет.

Вопрос телезрителя:
Каковы сроки рассмотрения вида на жительство и гражданство? И какие нужны документы для получения всего этого? Есть ли льготы для граждан, рождённых в СССР?

Буряк Юрий Николаевич:
Есть сайт ФМС, на который я советую обратиться и там найти массу ответов на самые конкретные вопросы.

Ника:
Для граждан, родившихся в СССР, были какие-то льготы, я помню? Упрощённые сроки и пр. Она ещё существует?

Ромодановский Константин Олегович:
Да, действует.

Буряк Юрий Николаевич:
Там много нюансов, поэтому давайте не будем сейчас категорично отвечать. В каждом конкретном случае нужно разбираться.

Ника:
Скажите, люди работают в нашей стране, им тут нравиться. Велик ли процент тех из них, кто хочет получить российское гражданство? И приветствует ли государство массовый приток людей уже в виде граждан страны?

Ромодановский Константин Олегович:
Есть два потока иностранных граждан, которые направляются в РФ. Первый поток –трудовая миграция, люди, которые приезжают к нам без оседания. Второй – те люди, которые желают стать гражданами РФ. Здесь есть определённые отношения с государством, с РФ, есть права и обязанности, и они готовы в эту схему вписаться. Порядка 350 000 в прошлом году получили гражданство, пик у нас был в 2006 году – около 500 000 получили гражданство, сейчас – 350 -370 тысяч ежегодно. У нас также действует государственная программа содействия добровольному переселению соотечественников. Но работа идёт тяжело, приехало примерно 1500 человек. Вопрос в том, что человек должен приехать не абы куда, а попасть в те условия, которые лучше тех, что у него были. Мы даём ему выбор, мы никого не подталкиваем, не перемещаем. Если человека устраивают предложенные условия – он переезжает, и государство ему помогает с транспортировкой, с компенсациями, выплачивает небольшое пособие. Регионы, где основной объём работы, предоставляет ему место работы и место жительства. Сейчас у нас действует 12 пилотных регионов, куда люди таким образом могут приехать. Главное, что мы в правовом плане создали механизм перемещения человека, детально всё просчитали и прописали.

Ника:
У этих людей льготные права на получение гражданства?

Ромодановский Константин Олегович:
Да, у этой категории есть преференции, у нас есть система упрощённого получения гражданства, по времени эта процедура займет порядка полугода. В данном случае мы примерно вдвое сокращаем срок, всемерно нацелены на содействие данной категории.

Вопрос телезрителя:
Студентки спрашивают о перспективах изменения паспортов и контроля на границе: Скажите, когда на российских границах будет введено снятие отпечатков пальцев, потому что во многих странах это уже практикуется?

Ромодановский Константин Олегович:
Мы ещё к этому не готовы. Биометрические параметры получают в посольствах при получении визы, но они не требуются для паспортов или для виз. Они требуются для идентификации личности.

Ника:
Девочки имели в виду паспорт заветный, который некоторые стремятся получить, хотят быть на острие моды. Можно ли его сегодня получить в любой точке страны, например, в Петербурге?

Ромодановский Константин Олегович:
Его можно получить, я думаю, в любой точке страны, во всяком случае, в Петербурге можно. Надо или нет, скажу так: оба паспорта сегодня равнозначны, дают одинаковые возможности. У нас пока не принято решение о внесении в паспорт этого чипа, но он разработан. Сейчас у нас идёт переходный период. Если Вы завтра получите паспорт, то он будет действовать весь тот срок, на который Вы его получили, и Вы будете выезжать и въезжать в РФ. Определять документы, по которым осуществляется въезд и выезд – это наше право, право РФ, не Англии, не Франции, никого другого. Если мы выдаём сейчас такие документы – мы за них отвечаем. Никакой паники не должно быть. Биометрические паспорта выдаются сегодня в 75-ти субъектах федерации. На сегодняшний день мы уже получаем документы для оформления практически на 6 500 – 7 000 человек в день.

Вопрос телезрителя:
При существующем уровне коррупции на всех уровнях , что уже признаётся в открытую, так называемые мигранты, недавно приехавшие, а также получившие гражданство, имеют ли право покупать жилплощадь и квартиры в нашем городе? В таком случае о какой толерантности может идти речь, испытала на собственном опыте, коренная петербурженка, ветеран труда.

Вопрос телезрителя:
Я бы хотела узнать, почему так долго решаются вопросы о переселении соотечественников: прошли первый тур, затем второй, но очень долго. Мы едем из Таджикистана в Тверскую область, как нам обещали, но теперь мы не уверены. Всё идёт очень долго, мучительно.

Ромодановский Константин Олегович:
Вопрос с коррупцией странно поставлен: любой гражданин имеет право приобрести собственность.

Буряк Юрий Николаевич:
И не только граждане РФ.

Ника:
А наличие недвижимости облегчает людям путь к получению гражданства и каких-то прав?

Буряк Юрий Николаевич:
Да. Человек, претендующий на гражданство, должен иметь место для проживания, или своё, или ему предоставляют родственники, у кого есть возможность, но не временное, а постоянное.

Ромодановский Константин Олегович:
Это не тема миграции, нравится нам это или нет, но таковы реалии. Понимаю вопрос, понимаю озабоченность, но больше ничего здесь сказать не могу.

Ника:
Теперь по поводу соотечественников из Таджикистана. Более полугода из Таджикистана в Тверскую область едут.

Ромодановский Константин Олегович:
Каждый случай надо отдельно рассматривать, скорее всего, идёт вопрос согласования с регионом. Подходит человек данному региону, данному работодателю – это тоже вопрос, его тоже нужно решить. Требуется время на решение вопроса с проживанием и т.п. Но я готов разобраться в данном случае.

Вопрос телезрителя:
Спрашивают, будут ли в этом году ещё квоты на постоянное место жительства по Калужской области.

Буряк Юрий Николаевич:
Скорее всего, речь идёт о квотах на разрешение на временное проживание.

Ромодановский Константин Олегович:
Разрешение на временное проживание, так называемое РВП. Это нужно смотреть документы, я не готов сейчас сказать, что там по Калужской области, и что имеется в виду – дополнительные квоты или что-то другое.

Ника:
Квоты эти растут? Если, например, взять Петербург?

Ромодановский Константин Олегович:
Квоты определяет регион в том числе.

Буряк Юрий Николаевич:
Квоты объявляются постановлением Правительства РФ, заявку на это подают органы исполнительной власти субъекта. Федеральная миграционная служба является соучастником этого процесса, но не является инициатором. К примеру, по Петербургу и по Ленинградской области – это 2 разные квоты. Квоты на 2008 год были заявлены Правительствами города и области идентично квотам 2007 года. Они закончились в марте. Если Администрация считает, что больше нет необходимости, мы их только отрабатываем, т.е. мы оформляем документы, отдаём человеку, условно – нам выдали билеты, мы их продали. Бывает ещё разрешение вне квот на временное проживание, по различным правилам, есть несколько векторов, по которым происходит оформление. Правительство не пересматривает и не добавляет квоты в течение года, надо дожидаться следующего года.

Ника:
Будет ли повышена зарплата тем людям, которые занимаются регистрацией, выдачей паспортов и т.д.?

Буряк Юрий Николаевич:
Мы не против.

Ромодановский Константин Олегович:
Мы этот вопрос немного позже обсудим. Наверное, здесь нужно подумать и в другом направлении: в принципе, искать варианты повышения зарплаты не только за счёт бюджета, нужно искать и иные формы, и мы их ищем, дабы суметь повысить зарплату тем, кто оказывает услуги населению. У нас, к сожалению, велико количество посреднических структур, которые просто паразитируют на этой области: паспортов, загранпаспортов. Я думаю, через какое-то время мы переведём это в цивилизованное русло, может быть, через создание государственно-унитарного предприятия, за счёт этого повысим зарплату сотрудникам.