«Работа ЖКХ»

24.03.2008, 14:45 Открытая студия

Вы всё ещё надеетесь, что тарифы ЖКХ станут демократичнее, а сами коммунальные службы добросовестнее? К сожалению, в сфере ЖКХ в каждом регионе свои достижения и провалы. В чём причина такой разницы?

В нашей программе принимают участие:

Гость в Петербурге: первый заместитель председателя Жилищного комитета Санкт-Петербурга Владимир Тарасович Гайдей

Гость в Москве: президент Международной академии ипотеки, депутат Госдумы РФ, заместитель председателя Комитета по энергетике Госдумы Иван Дмитриевич Грачёв

Ника:
Может быть, «жилищного апокалипсиса» и нет? Просто своей чередой идет нормальная жизнь, как это и было раньше? Может, мы просто меньше внимания обращали на жилищную политику?

Гайдей Владимир Тарасович:
Правильнее сказать, что апокалипсиса нет, но и рая пока тоже. Есть реальные процессы, которые происходят на данный момент: это – изменение ситуации, которая сложилась за долгие годы. И это изменение необходимо, потому что меняются и взаимоотношения, и юридические нормы, и экономические взаимоотношения. Так или иначе, это уже данность, факт, который нужно принять.

Ника:
Иван Дмитриевич, не считаете ли вы, что, может, мы излишне консервативны или у нас нет оптимизма, ведь, когда мы говорим о жилищной политике, мы сразу начинаем все ругать. Мы любим ругать ГАИ и любим ругать все, что связано с жильем. Может быть, такая традиция у нас?

Грачёв Иван Дмитриевич:
Я думаю, что люди всегда видят факты. Если доступность жилья снизилась в полтора раза за последние 8 лет, исходя из роста цен, то люди это видят, и говорят, что это неправильно. Это не соответствует провозглашенным лозунгам. Кроме того объемы ветхого жилья, разрушения инфраструктуры продолжают расти в стране. Понятно, что это прямо касается, прежде всего, Сибири, Дальнего Востока, где чрезвычайно много ветхого жилья. А происходит это потому, что правительство не хочет четко и ясно на многие вопросы отвечать. Например, говорится о том, что люди сами должны отвечать за жилье, за его содержание. Нужно тогда прикинуть, а, в принципе, денег-то у людей хватает на это или нет? Ответ будет отрицательный, потому что стоимость обслуживание примерно 6% от рыночной стоимости жилья. Если рыночная стоимость в крупных городах перевалила за пол миллиона долларов, то при нынешних зарплатах и налогах это невозможно. Это означает, что государство должно взять на себя, по крайней мере, инфраструктурные вопросы.

Гайдей Владимир Тарасович:
Я хотел бы добавить: не очень понятно, почему по всем вопросам государство сваливает все проблемы на собственников, на жильцов. Если мы реально посмотрим, что происходит у нас, то вопросы, которые связаны с капитальным ремонтом, серьезно решаются именно на региональном уровне. У нас только на капитальный ремонт, по сравнению с 2004 годом, увеличились расходы в 7 раз. Это более 15 миллиардов рублей. И следующее: в Законе о бюджете на текущий год сказано, что не менее 30% тех средств, которые выделяются ан капитальный ремонт, должны направляться на дома, которые выбрали способ управления. По факту, это цифра значительно больше в процентном выражении. То есть не надо говорить ни про апокалипсис, ни про рай. Сложилась некая ситуация, и мы имеем с ней дело.

Вопрос телезрителя:
Скажите, зачем гражданам брать на себя ответственность? Вот, по Бульвару Новаторов, дом 2, находятся пятиэтажные «хрущевки», и жители даже не знают, пойдут ли они на снос, будут ли реконструироваться, будет ли капитальный ремонт… Что они должны организовывать? И зачем им это? Информации нет. Никто никому ничего не отвечает ни в одной инстанции.

Гайдей Владимир Тарасович:
Так или иначе, по всем нормативным документам, в том числе, по жилищному кодексу, должны быть обозначены решения, связанные с капитальным ремонтом, с реорганизацией, с реконструкцией входят в обязанности собственников данного многоквартирного дома. Естественно, мнение людей в этом случае должно быть превалирующим при решении определенных видов вопросов. Такова ситуация.

Ника:
В Петербурге проходит акция: давайте построим скворечники для птиц, весна начинается. И мне понравился лозунг этой акции «Каждому скворцу доступное жилье». Иван Дмитриевич, может быть, вы со мной согласитесь, что людей смущает часто то, что, когда мы приватизировали квартиру, мы четко понимали, что происходит. Очень многие люди реализовали свое право на приватизацию, мы теперь собственники жилья. А затем выясняется, что это такая головная боль... Мы приватизировали скворечник, некий воздух, помещение между этажами и пока не решена проблема с землей, полной уверенности в том, что ты до конца собственник, нет.

Грачёв Иван Дмитриевич:
Мне кажется, дело не в этом. Надо четко отвечать на некоторые вопросы. Коллега сказал, собственность обязывает, это, действительно, принцип на котором построен жилищный кодекс, но дальше возникает вопрос, а у людей денег хватает на то, чтобы обслуживать этот 5-этажный дом или нет? Возможно ли это при их нынешней зарплате? Ответ – нет. Невозможно.

Гайдей Владимир Тарасович:
А я считаю, что возможно. Давайте посмотрим. Существует региональный стандарт проживания. Не более 18% от совокупного дохода семьи должно направляться на обслуживание жилищного фонда. В том случае, если стоимость обслуживания больше, чем 18% от совокупного дохода семьи, у нас в Петербурге вступает в силу действие субсидий, которые направлены на компенсацию этих расходов. Следующая ситуация. Существует ряд категорий населения, ряд жильцов, у которых доходы достаточно низки, но у нас принят закон о компенсации отдельным категориям граждан, это серьезный закон. В случае, если среднедушевой доход семьи 1,3 т прожиточного минимума, то вступает в силу закон о компенсациях и люди платят от 50 до 100 рублей, все остальное компенсирует государство.

Ника:
Этих денег реально хватает на то, чтобы все оплатить, все починить, все помыть, мусор вывезти, все сделать?

Гайдей Владимир Тарасович:
Если вести нормально хозяйство, то, я думаю, хватает. Все-таки, это экономически обоснованный тариф и когда я сказал, что не хватает денег, речь шла о том, что собственникам не хватает денежных средств. Но в том случае, если доходы превышают и если жители не могут платить в соответствии со своими доходами, то тут вступает уже государство, которое должно компенсировать превышение расходов. В Петербурге эта система очень серьезно развита. По компенсациям у нас 167 тысяч семей, а по субсидиям порядка 120 тысяч семей, не говоря уже про льготы, когда носителями льгот является миллион петербуржцев и порядка 1 700 000 вместе с членами семей.

Ника:
Достаточно стройная система.

Грачёв Иван Дмитриевич:
Я с этим, конечно, не соглашусь. Я думаю, что этих платежей хватает на текущее обслуживание, но не на серьезную реконструкцию инфраструктуры… Как эта задача выглядит в стиле собственность обязывает? Есть 3 миллиарда квадратных метров жилья в стране примерно. Они стоят порядка 3 триллионов долларов. В них инфраструктуры порядка 30% и там же трубы тоже по рыночным стоимостям придется покупать. Это значит, порядка триллиона долларов в стране инфраструктуры. Ее износ 50%. То есть, порядка 500 миллиардов долларов нужно вложить, чтобы привести ее в норму. понятно, что ничего похожего люди сами собрать не могут, а бюджеты также похожих цифр пока не выделяют. Это означает, что инфраструктура в целом по стране будет ветшать и дальше, пока. Пока мы честно не ответим на такие вопросы… Сто миллионов м/кв ветхого жилья в стране, в том числе, и в Петербурге его достаточно. Эта задача стоит примерно 100 миллиардов долларов. Есть такие деньги в бюджетах в Петербурге, в Федерации или у людей, которые живут в этих домах? Нет. Значит, задача не будет решена.

Ника:
А Дума как-то думает на эту тему?

Грачёв Иван Дмитриевич:
Ну, в Думе я, например, то, что в моих силах стараюсь делать. Я уверен, что с финансовой точки зрения без закона о стойсберкассах не будет жилье доступным. Я его провожу через сопротивление борюсь. Я уверен, что инфраструктурные вопросы ни сами регионы, ни люди в регионах без федерального бюджета решить не могут. Значит, я пытаюсь концепцию федеральной целевой программы на эту тему провести. Что-то, конечно, мы делаем. Но четкости здесь нет, вот задача, она столько стоит, давайте начнем выделять.

Вопрос телезрителя:
Такая в Москве сейчас обстановка. У меня не приватизированная квартира. Ей более 50 лет, еще пленные немцы после войны строили эти дома. За это время не было капитального ремонта. Так вот сейчас государство изобрело аферу, пытается на нас ветхое жилье переложить, чтобы взяли мы его. по-моему, надо вносить изменения в жилищное законодательство о том, что не подлежать приватизации ветхое жилье до тех пор, пока государство наше любимое не приведет это жилье в порядок. Поймите правильно, мы с вами переселяемся в эту квартиру, становимся собственниками и все это ложится на нас. а как с нашей пенсией это можно сделать?

Вопрос телезрителя:
Если мы идем под расселение, старый фонд, я хотела бы поподробнее знать закон, который защищает собственников жилья, что мы можем попросить у государства, потому что у нас не много населенная квартира. У меня 1 соседка, у меня 3 комнаты, которые меня устраивают, рядом инфраструктура, здесь садики, школы и все прочее. Я хотела бы знать, имеем ли мы право попросить тот же район, чтобы нам не менять место жительства и садик, и школу…

Ника:
А вам уже точно сказали, что вы под расселение, и инвестор есть?

Вопрос телезрителя:
Нет. У нас пока этого нет, но рядом с нами Крестовский остров, это абсолютно точно очень скоро будет. И второе, не дадут ли нам жилье меньшей площади жилой?

Гайдей Владимир Тарасович:
Меньшую площадь не предоставят. Ее должны предоставлять не менее той площади, которая существует на данный момент. По поводу места расположения, здесь несколько сложнее, но, естественно, этот вопрос нужно решать уже на уровне… Это вопрос переговорный.

Ника:
Но собственник имеет больше прав на требование.

Гайдей Владимир Тарасович:
Да, это в том случае, если он, действительно, является собственником.

Ника:
Комментарий к московскому звонку по поводу того, что, давайте мы вообще не будем называть меня собственником. Сначала сделайте мне все хорошо, а потом я приватизирую.

Гайдей Владимир Тарасович:
Во-первых, это уже не реально, потому что процесс приватизации идет уже давно. Во-вторых, давайте посмотрим, что мы в этой ситуации делаем? Я даже не говорю о приватизации, я говорю о выборе способа управления многоквартирным домом. Когда говорят, что, если мы выберем способ управления, то все проблемы, которые существуют в данном многоквартирном доме повесят на этих собственников, которые там живут. Давайте посмотрим разницу с точки зрения собственника, с точки зрения несения бремени ответственности за данный многоквартирный дом. Выбрали вы ТСЖ или не выбрали – это едино. потому что ты уже собственник. Ты уже по законодательству несешь бремя ответственности за ту часть общего имущества, которая у теяб есть. Он может и не приватизировать, это его право, но я говорю сейчас о той ситуации, когда говорится о выборе способа управления. Говорят, когда выбираешь – все проблемы твои. Мы выходим из этого так, когда выбирается способ управления составляются дефектные ведомости, в которых прописываются те проблемы многоквартирного дома, которые существуют.

Ника:
А есть уже закрытые ведомости, где все сделано и вы подписались…

Гайдей Владимир Тарасович:
Конечно, есть такое. Это идет сложно, потому что, конечно, существую на этом процессе спорные вопросы, поэтому и заказываются независимые экспертизы, которые увязывают проблемы между собственниками и той организацией, которая передает нам. Естественно, что это не происходит за один год, есть проблемы, которые надо решать постепенно. Но после составления такой дефектной ведомости надо понимать, что те виды работ, которые требуют вложения государства – они будут сделаны. Поэтому этот процесс мы стараемся вести в городе.

Ника:
А есть в Москве такое понятие, как дефектные ведомости?

Грачёв Иван Дмитриевич:
Абсолютно прав пенсионер, когда говорит, что на его пенсию полное обслуживание этих домов, то есть, соответствие принципу собственность обязывает, оно невозможно. но, к сожалению, в нынешнем законодательстве не приватизация дома и квартиры, она ему тоже ничего хорошего не даст. Оно так устроено, что он платить меньше не будет. Относительно петербургского вопроса, по жилищному кодексу гарантии получить в натуре такую же площади нет. Там зафиксирован принцип, что может быть предоставлена рыночная стоимость этого строения. Что такое рыночная стоимость строения – вопрос тоже неизвестный. Есть рыночная стоимость недвижимости. В этом смысле жилищный кодекс нуждается в коррекции. Вполне возможно, что в Петербурге регионально законодательство чуть-чуть эту ситуацию корректирует. В Москве, в частности, есть такая коррекция.

Вопрос телезрителя:
Меня интересует рост тарифов, который у нас идет постоянно. Нас все время пугают стопроцентной оплатой тарифов, с 1990 года. Рост тарифов у нас постоянен, в последнее время по 2 раза в год, непонятны эти колебания, чем они обоснованы. Мне кажется, за такой период лет, 18 лет, мы уже давно имеем возможность платить 100%, пускай хотя бы нам объяснят, что такое 100% или сумму назовут. Это для нас очень важно.

Вопрос телезрителя:
Какая разница между региональными и федеральными бюджетниками? Дочка у меня стоит на городской очереди 25 лет. она у меня федеральный бюджетник, на что ей надеяться? Ее дочке, моей внучке исполнится 18 лет. И почему, если члену семьи исполняется 18 лет, его уже из очереди убирают и вынуждают вставать на очередь самостоятельно. И таким образом очередь исчезать не будет, она будет расти бесконечно.

Вопрос телезрителя:
Почему в Москве власти помогают горожанам и не соглашаются, чтобы те оплачивали 100% стоимости коммунальных услуг. Чем другие регионы хуже, почему для Москвы делается исключение?

Ника:
Я с дамой абсолютно согласна. Я тоже не знаю, сколько процентов мы платим? Мне когда приходит счет, я по 100% плачу?

Гайдей Владимир Тарасович:
Нет. Потому что у вас существуют определенные льготы, компенсации…

Ника:
У меня есть льготы?

Гайдей Владимир Тарасович:
Надо, конечно, посмотреть ваш счет.

Ника:
То есть, мы не платим 100%.

Гайдей Владимир Тарасович:
Давайте посмотрим, какая у нас существует разница в тарифах на оплату тепла. У нас есть единый тариф для населения. Есть разная стоимость тарифов для разных поставщиков коммунальных услуг. Вот эту разницу в тарифах несет на себе город.

Ника:
Чтобы всем жителям в результате была одна сумма.

Гайдей Владимир Тарасович:
Да. Вот и получается уже не 100% оплата за жилищные коммунальные услуги. Существуют определенные вещи, которые именно таким образом можно смотреть и видеть. В счете мы это видим, там есть несколько столбиков, что начислено, что фактически оплачивается столбиком. Надо смотреть это по ситуации, которая непосредственно у женщины, которая задавала этот вопрос.

Ника:
А вы точно знаете, что вы не 100% платите?

Грачёв Иван Дмитриевич:
Я то уверен, что я 100% плачу. более того, я думаю, что, на самом деле, мы 150% платим, потому что…

Ника:
Мне кажется, что все думают, что это уже не мало, а вот 100% как придет, так мы тут все умрем.

Грачёв Иван Дмитриевич:
Есть оценки федеральные общие, что население не такой плахой плательщик. Оно платит примерно 80% - 90% примерно. Но при этом, вот в эту полную цифру входят все потери, которые по дороге в этой самой разрушенной инфраструктуре происходят, протечки воды и т.д. Мы же их все оплачиваем, если говорить о 100%. Соответственно, тогда правильно решение – разобраться с инфраструктурой, чтобы там был потери поменьше и вполне возможно, что тех денег, которые мы сегодня платим, будет более чем достаточно. Опять же на текущие платежи, а не на реконструкцию труб и всего остального.

Гайдей Владимир Тарасович:
Есть достаточно четкие мероприятия, которые необходимо делать для того, чтобы эти потери, которые по пути, они каким-то образом не выливались на жителей. мы говорим, мы последнее время проводим очень серьезную политику, связанную с приборами учета. Те потери, которые идут по пути, они собственников не должны касаться.

Грачёв Иван Дмитриевич:
Но в тариф-то их заложили.

Гайдей Владимир Тарасович:
Секундочку, если у меня стоит прибор учета, общедымовой, то он стоит. То он стоит… Здесь надо смотреть, как составлялся этот тариф, я не уверен, что туда целенаправленно закладывали… Вы же знаете, что тарифы экономически обоснованы. Давайте дальше посмотрим, что у нас с теплом, точно так же тепловые счетчики необходимо ставить и после того, как мы стали проводить политику массовой установки счетчиков, мы видим, насколько реально изменяются расходы населения. Но, прошу прощения, мы говорим об изменении федерального законодательства, мы многократно писали о том, что необходимо вносить изменения в то же самое 307 постановление правительства. В конце года по 307 постановлению необходимо произвести пересчет тех платежей, которые осуществляются за коммунальные услуги. Если мы ставим приборы учета по лизинговым схемам, эти схемы сейчас очень распространенные, введем, тогда в конце года необходимо произвести пересчет, но окупаемость счетчика несколько более, чем год. Возникают определенные проблемы. Для того, чтобы они не возникали, необходимо проводить общие собрания, принимать решения, что мы платим до момента окупаемости по нормативу, разница идет в оплату и т.д. но зачем такие сложности, если можно это нормативным образом, вставив определенную фразу в данное постановление, уйти от этих вопросов. Необходимо заниматься энергосбережением, этим мы сейчас очень серьезно занимаемся, очень серьезно идут программы энергосбережения. Только в этом году в бюджете более 1,5 миллиардов средств направляются на мероприятия по энергосбережению. Это, в том числе, установка приборов учете, тепловых приборов учета.

Ника:
Ваше отношение к энергосбережению, как профессионала?

Грачёв Иван Дмитриевич:
Я бы еще по тарифу сказал. У меня достаточно много данных по тарифам, в том числе, иногда в одном городе или в соседних деревнях и они иногда отличаются в 10 раз. И тем не менее, требуют и те и другие увеличения тарифов, ну, с учетом инфляции, допустим, на 10% в год. Это характерная ситуация по стране. Это означает, что пока, такой серьезной тарифной политики нет. К энергосбережению в части людей отношусь так, что это, опять таки, требует серьезных вложений. Уже говорилось на мероприятиях по инфраструктуре о том, чтобы там не было утечек, а это то же самое энергосбережение. Это люди сами выполнить не могут. Это требует серьезных федеральных вложений с участием богатых регионов. Пока таких программ развернутых и достаточных, чтобы решить проблему, допустим, за 5 или за 10 лет их нет в стране.

Вопрос телезрителя:
Почему в городе, где добывают газ и многое другое, травят горожан осадками и загрязняют кислород, люди платят за газ и отопление и прочие коммунальные услуги больше, чем в Москве и в Петербурге.

Ника:
На уровне города вы можете свести, а на уровне страны это совершенно невозможно.

Грачёв Иван Дмитриевич:
Это та же самая тема о том, что текущий уровень товаров абсолютно не нормальный. Я уже говорил, что в одном городе иногда отличаются в 2 раза в соседних домах тарифы за электричество. Это означает, что общего какого-то порядка по стране в тарифной политике на данном этапе нет.

Ника:
А кому делегирована ответственность за тарифы?

Грачёв Иван Дмитриевич:
Вообще, у нас соответствующая комиссия есть в правительстве, которая, с моей точки зрения, всю эту картину по стране должна более внимательно проанализировать, чтобы не от достигнутого уровня с учетом инфляции все тарифы повышались, а все-таки более серьезно по отношению к реальным затратам…

Ника:
А вы можете сделать депутатский запрос в эту комиссию, в курсе ли они?

Грачёв Иван Дмитриевич:
Могу. более того, я могу приложить некоторые материалы, которые показывают, как иногда в 10 раз, в 18 раз отличаются тарифы в совершенно соседних регионах.

Ника:
Я попрошу Владимира Тарасовича дать комментарий. Дамы спрашивали по поводу региональных и федеральных, и очередь 18 лет.

Гайдей Владимир Тарасович:
Во-первых, 2 раза в год изменения тарифов никогда не было. У нас меняется в Петербурге, действительно, 2 раза в году, но с 1 января меняются тарифы на коммунальные услуги, а с первого августа меняются на жилищные.

Ника:
А нельзя как-то одномоментно, а то у нас ощущение, что они меняются постоянно?

Гайдей Владимир Тарасович:
Мы это специально делали, для того, чтобы в некоторых регионах в свое время ввели разово мощно с 1 января и тогда, действительно, были колоссальные росты цен на жилищные коммунальные услуги на 40% - 50%. Когда мы вводим постепенно – это более мягкая, более спокойная процедура.

Ника:
Это как у кота хвост по частям отрезать? Здесь был вопрос по поводу очереди и льгот при получении жилья для региональных и федеральных бюджетников.

Гайдей Владимир Тарасович:
Это совершенно отдельная тема.

Ника:
Есть программа для региональных бюджетников и есть отдельно программа для федеральных.

Гайдей Владимир Тарасович:
Да. Надо посмотреть, какого льготника в данном случае касается ситуация. Я предлагаю зайти к нам в комитет и описать, потому что очень сложно, когда нет конкретики. Теперь по поводу исключения из очереди. Если человек в очереди – он в очереди. Он никуда не исчезает. Он не может исчезнуть из очереди.

Ника:
То есть, не поддаваться на провокации, если хотят кого-то выдавить из очереди.

Вопрос телезрителя:
Наш дом принадлежит ТСЖ Озерки и где-то в течение последних 2-х месяцев, видимо это связано с перевыборным каким-то собранием по ТСЖ, у нас идет непонятная война. Подбрасывают листовки, голосуйте за одного, голосуйте за другого. Нас это особенно не касалось и мы не принимали это близко. Но коснулось непосредственно тем, что у нас случился пожар. И, как выяснилось, это был поджег. Расследование проводится или нет, я не знаю. Будет ли это как-то расследоваться? Пожар был ночью с четверга на пятницу, выводили детей сквозь дым на улицу. Эта война за ТСЖ уже угроза нашей жизни.

Ника:
Я не поняла, у вас председатели меняются? В чем проблема?

Вопрос телезрителя:
Да. Председатель у нас один, потом подбрасывали какие-то листовки: голосуйте за какого-то другого. Я не знаю, что он за человек, фамилия его Большаков. Я не знаю, говорит ли вам это о чем-нибудь. В результате, кончилось все этим поджогом.

Ника:
У вас ТСЖ, новый дом или создали?

Вопрос телезрителя:
Дом старый.

Ника:
Скажите, как человек, живущий в доме при ТСЖ. Вы ТСЖ как формой довольны?

Вопрос телезрителя:
Не очень. Наверное, это наша вина, раньше нам было все равно, платили и платили, а кому мы платим и что… Но довольны не были. У нас была проблема с лифтом. Лифт ломался практически ежедневно. Дому больше 25 лет, и их давно надо менять. А подожгли-таки именно лифт.

Гайдей Владимир Тарасович:
Предлагаю вам заходить ко мне в среду по этому вопросу. Не припоминаю, чтобы были какие-то скандальные вопросы по ТСЖ Озерки. Надо разобраться. К сожалению, была сказана фраза: «нам было все равно». Увы, так очень часто происходит. Корни именно оттуда. Не проводится общее собрание, не работает телевизионная комиссия. Председатель что-то делает, а что делать с председателем?

Ника:
Я смотрю, по статистике, только 15% людей хотят, чтобы домом управляло ТСЖ. я всегда говорю, что если жилкомсервис более или менее приличный, лучше с ним не расставаться. У меня такое ощущение, что люди не хотят терять эту вечную смычку между государством и домом. Согласны со статистикой?

Гайдей Владимир Тарасович:
Согласен. Существует 3 способа управления, ТСЖ, управляющая компания, непосредственное управление. О непосредственном управлении говорить нечего, потому что всего 2 дома. и наибольшее количество – это выбор управляющей компании. Это ТСЖ или ЖСК. Этот способ управления сейчас основной. Но тут как раз та ситуация, когда с одной стороны, достаточно много обвинений, что кто-то не дает частным кампаниям дорогу на этот рынок и в то же время фактически эта статистика говорит именно о том, что опять же выбирают те же самые наши ЖКС, то есть наши государственные структуры. Для того, чтобы возникали рыночные отношения, для того, чтобы могли появляться управляющие кампании на этом рынке, мы проводили конкурсы в 2005 году, в 2006 году, конкурсы по выбору организаций, которые занимались эксплуатацией жилищного фонда. У нас были четкие условия. Первое – опыт работы, квалификация, наличие персонала, наличие обязательной аварийной службы, которая необходима для качественного обслуживания квартирного дома. И второе – это обязательные средства, которые необходимо было вкладывать в капитальный текущий ремонт и энергосбережение. И только в 2006 году мы привлекли таким образом в эти направления порядка миллиарда рублей внебюджетных источников средств.

Вопрос телезрителя:
Скажите, зачем выключать горячую воду каждое лето?

Грачёв Иван Дмитриевич:
Понятно, что отключать иногда надо, чтобы ремонтировать трубы, но я не думаю, что это надо делать каждое лето, если инфраструктура в порядке. Если она изношена, рвется, то каждое лето будут чинить. Без серьезных капитальных вложений приходится каждый год делать текущие ремонты и отключать горячую воду.