«Новогодний туризм»
23.11.2007, 14:45 Открытая студия
Почему так происходит? За что мы платим сумасшедшие деньги, намереваясь провести праздники за границей. А может, с такими ценами лучше остаться дома и тихо - а можно и громко - радоваться, что Новый год – это семейный праздник!
Ника: Добрый день. Как всегда по будням в это время в эфире программа «Открытая студия». Как всегда мы приветствуем вас в прямом эфире в нашей знаменитой Открытой студии в центре Петербурга. Мы предлагаем вам сегодня отвлечься от повседневных дел и вспомнить, что совсем немного осталось до Нового Года, и что Новый Год у нас сопровождается не только самим праздником, но и зимними каникулами. Кто-то привык, что у нас есть зимние каникулы, кто-то нет, но, честно говоря, многие втягиваются и понимают, что в эти дни надо куда-то поехать, использовать их с пользой, хотя просто сидеть перед телевизором и смотреть тот же Пятый канал – дело полезное. Давайте сегодня поговорим об особенностях новогоднего турима.
Гость в Петербурге - представитель Ассоциации туроператоров России на Северо-Западе, генеральный директор туристической компании «Верса» Владимир Артемович Дорофеев. Гости в Москве - заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Анатолий Иванович Ярочкин, а так же сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Григорьевич Голов.
Мы сегодня собрались поговорить о новогоднем туризме, так что давайте начнем с конкретики. Совсем поздно или еще есть шансы у тех, кто ищет путевку, как за границу, так и внутри страны?
Дорофеев Владимир Артёмович: Практически поздно, потому что дальние теплые пляжные туры реализованы. Сейчас идут попытки поставить дополнительные самолеты, но очень большой дефицит воздушных судов. Поэтому сейчас улететь практически невозможно.
Ника: Скажите, а если сравнивать с летом, у нас столько же возможностей? Столько же отелей к нашим услугам, в том же Египте? Или зимой всегда чуть меньше предложений?
Дорофеев Владимир Артёмович: Парадокс, потому что пик туристов такой же, как в самый пик лета, однако спектр курортов значительно ограничен. Соответственно, летом Египет свободен, а сейчас там не хватает мест в отелях. Аналогичная ситуация в Юго-Восточной Азии, Доминикане, на Кубе, в Арабских Эмиратах. Больше вариантов нет, а желающих столько же, что и в самые пиковые даты лета. Получается, что в первый раз за все время в ноябре закрыты новогодние туры.
Ника: Эта мода или стиль новой жизни, он же образовался на наших глазах? Или это так было всегда?
Дорофеев Владимир Артёмович: Нет. Это буквально последние несколько лет, потому что этому способствуют всего лишь 2 вещи. Во-первых, сейчас мы имеем рождественские каникулы после Нового года, соответственно, 10–12 дней, тем более люди стремятся в тепло. Во-вторых, полагаю, что некая экономическая ситуация в стране, которая сейчас существует, она позволяет не только один раз отдыхать.
Ника: Ну, это, если есть возможность, это правильно, просто это не очень дешевое удовольствие.
Дорофеев Владимир Артёмович: Поэтому все три направления, я имею в виду теплые пляжные туры, экскурсионные туры и спортивные, горнолыжные – они все востребованы.
Ника: Есть такая проблема, что с тех пор, как у нас стали выстраивать эту новогоднюю неделю, возникает проблема, потому что в этом году, насколько я помню, у нас отдых с 29 по восьмое - неделя и, честно говоря, никуда не успеть. Может надо делать с 1 по 12, чтобы люди могли реально иметь эту неделю?
Дорофеев Владимир Артёмович: Я думаю, что это ничего не изменит. И уж если посочувствовать, то посочувствовать надо не только вам, но и жителям московского региона, потому что в конце августа – начале сентября даже в Суздаль уже нельзя было ничего купить на Новый год. Это вполне объяснимо, потому что большое число потребителей, Москва и Московская область, люди покупают свой новогодний отдых заранее. Я много лет работаю в туризме и прекрасно помню, что в Москве и Санкт-Петербурге Новый 1980-ый год был высоким сезоном. С 27 декабря по 5 января были такие же цены, как в июле, и спрос был колоссальный. Это объясняется тем, что тогда устраивались для приезжающих туристов большее число новогодних и около новогодних рождественских развлечений, зимнее катание на тройках и было модным ездить на новый год в Советский Союз, в холодный край, соответствующий Новому году. Конечно, такие пиковые даты надо всегда бронировать заранее. Зимой количество курортов сокращается, это Италия, Испания, те же наши пляжные курорты.
Звонок 1: Я из Петропавловска-Камчатского. Собиралась на рождественские каникулы улететь в Прагу, улететь по плану надо было из Санкт-Петербурга, но проблема в том, что визу можно оформить только в Москве. Нельзя ли как-то прилететь в Санкт-Петербург, оформить визу и улететь из того города, откуда по плану тебе ближе?
Ника: Сколько стоит тур от вас в Прагу?
Звонок 1: Билет до Москвы и обратно от 600 до 800 долларов, а остальное – то, что предложат московские или петербургские операторы.
Ника: Анатолий Иванович, проблема виз для большой страны как решается?
Ярочкин Анатолий Иванович: Проблема виз для большой страны – практически неподъемная проблема. Это все равно, что поднимать сельское хозяйство в Советском Союзе. У нас, к сожалению, ужесточаются все визовые вопросы, это касается Великобритании, которая ввела правила собеседования, параметрические данные, Чехия, где на базе чешского посольства начался эксперимент по считыванию через специальную технику паспортов, жуткие заморочки с фотографией, до 13% выбраковывается, сколько мы не обращались, воз и ныне там. Это сложный вопрос. Мы ведь тоже не сильно либеральничаем в наших консульствах за рубежом. Любой консульский работник может отказать в визе без объяснения причин. Это такая практика, и после событий 11 сентября она практически во всех странах. Ужесточились требования, и японцы будут вводить отпечатки пальцев, короче говоря, легче нам не станет. У нас есть отдельные страны, которые развивают свою сеть консульских учреждений, которые появляются в крупных городах: Екатеринбурге, Новосибирске, юге России, в Ростов-на-Дону, Санкт-Петербурге, Москве, но, конечно, на такое пространство 10 часовых поясов, никаких средств у стран, которые даже хотят видеть российских туристов, не хватит денег содержать такое количество консульств.
Дорофеев Владимир Артёмович: Мы прекрасно работаем с чешским консульством в Санкт-Петербурге, которое позволяет нам открывать визы не только для Северо-Запада, но и для всей России. Они присылают нам обычной служебной почтой документы, мы открываем для них визы, они приезжают сюда, получают визы и летят в Чехию. Это маршрут отработанный.
Ника: То есть не надо заставлять людей самих ехать. Как вам кажется, это у вас с консульством договоренность, а с посольством в Москве нет такой договоренности?
Дорофеев Владимир Артёмович: Нет, это нормальная практика. Дело в том, что, если мы возьмем скандинавские страны, шведское консульство аналогично. Оно позволяет открывать визы для всей России, если они приезжают сюда и отсюда едут в Швецию.
Ника: А не страшно паспорт отправлять по почте?
Дорофеев Владимир Артёмович: Нет. Мне не хотелось бы выступать здесь на правах рекламы, но это не новость и не проект. Это реально работающая система, по которой работаем не только мы, но и другие фирмы в Петербурге.
Ника: То есть, вы готовы работать с живущими в Петропавловске-Камчатском?
Дорофеев Владимир Артёмович: Более того, они у нас по этому маршруту летят. И Владивосток, и Петропавловск-Камчатский, это не новость, это нормальный работающий вариант для Петербурга.
Ника: То есть, надо найти фирму, которая гарантирует такое обслуживание.
Улица Петербург: У меня вопрос по поводу авиаперевозок. Насколько я знаю, сейчас изменились правила для авиакомпаний. Скажите, насколько это действенно, особенно это касается чартерных рейсов, потому что раньше были всякие перебои со временем и горячим питанием, и изменилась ли ситуация сейчас?
Звонок 2: У меня вопрос к Анатолию Григорьевичу. Из Питера какой-то определенный маршрут летает только одна авиакомпания. Условия ужасные, как поступать в таких случаях?
Голов Анатолий Григорьевич: Действительно, общая ситуация несколько улучшилась, новые правила перевозки пассажиров одинаковые и для регулярных и для чартерных рейсов, и в соответствии с ними перевозчики должны быть гораздо более внимательны к своим пассажирам, при определенной задержке и давать прохладительные напитки, и кормить едой, и даже устраивать в отель. Но, касаясь конкретного вопроса звонившей, вы имеете право составить акт о нарушениях и этот акт, как свидетельские показания, будет принят судом при рассмотрении вашего иска. Надо написать претензию фирме перевозчику, обратиться и в соответствующие федеральные службы - Роспотребнадзор, авиационную службу, которая контролирует перевозчиков. Достаточно акта, составленного потерпевшими и их свидетельских показаний.
Ника: То есть, мне бесполезно идти в турфирму, которая меня на этот самолет посадила? Вы же с ними договорились? Вы вообще устраняетесь в этой истории?
Дорофеев Владимир Артёмович: Сам алгоритм составления этой жалобы и претензии, мы в этом поможем, но в нашем договоре, который мы составляем с туристом, четко ограничено, что мы обещаем, за что мы отвечаем. Но, тем не менее, поскольку это наш турист, естественно, мы ему поможем.
Интернет-вопрос: Страна, отдыхай в России! Это дешево и сердито. В России есть немало прекрасных мест, где можно дешево отдохнуть для души и тела.
Интернет-вопрос 2: Считается, что наши туры сопоставимы по ценам с турами за границу.
Ника: Насколько востребованы туры по России, наши деды Морозы, катания на санках?
Дорофеев Владимир Артёмович: Гораздо раньше и гораздо острее стоит проблема с бронированием мест по России. Стал очень велик процент корпоративных мероприятий, а мест для отдыха, к сожалению, не хватает. Не смотря на то, что не все соответствуют тем требованиям, к которым привыкли наши туристы, им есть с чем сравнить, но, тем не менее, мест не хватает, и проблема стоит очень остро, и всегда эти места реализуются на 100%. За 300 долларов, 300 евро, улететь куда-то на Новый год невозможно. С летними ценами возможно сопоставимо. Дефицит порождает ценообразование.
Ника: Анатолий Иванович, я знаю, что такое высокий сезон, но мороженое летом не стоит дороже, чем мороженое зимой. Вот я такой человек, у которого очень жестко со временем. Я не могу позволить себе другое время. Получается, что я поражаюсь в правах и возможности получить нормальный отдых за нормальные деньги. Потому что я могу получить нормальный отдых в то время, когда горящий сезон, и я всегда буду переплачивать в три раза дороже. Это справедливо?
Ярочкин Анатолий Иванович: Это рыночные отношения, мы не имеем права их регулировать. Что касается возможности отдыхать в России, я думаю, что ежегодно они будут в достаточной степени расширяться, а уже если говорить про объемы, то разница здесь колоссальная, объем внутреннего рынка оценивается 27–28 миллионов россиян, которые отдыхают внутри страны – это в 5–6 раз больше, чем выезд за рубеж. Геленжик принимает в год больше, чем полтора миллиона россиян, и вся Турция принимает столько же. Только Геленжик – это город с населением 96 тысяч человек, а Турция – это страна.
Ника: То есть эти миллионы людей ездят по стране?
Ярочкин Анатолий Иванович: Да. Наиболее популярный вид транспорта в этом случае автомобиль, потому что семье из Челябинска на самолете прилететь в Анапу или Геленжик дорого, на поезде долго и не всегда комфортно, а на машине, хоть они и едут 4 суток, то получается гораздо дешевле. Может я, конечно, сапожник без сапог, но я считаю Новый год домашним праздником, поэтому буду встречать его дома. Еще раз хочу всем посоветовать, на такие пиковые даты, на Новый год, на майские праздники надо все планировать заранее, тогда, кстати, будет и дешевле.
Звонок 3: Мы улетали 28 сентября от московской фирмы «Турэнергосервис». В день отъезда они нам поставили такое условие, или мы с ними летим или не летим. Мы живем здесь в Питере, путевка у нас была оплачена за месяц сразу. Они нам поставили условие, что или мы с ними летим или вообще не летим, потому что Пулково самолет не летит обратно, не возвращается, они нас могут довезти только до Москвы. Мы согласились, потому что у меня отпуск был оформлен уже на 2 недели. В результате, сейчас мы не можем с них стребовать деньги возврата за дорогу, потому что они не соглашаются с этим, говорят, что перевозки до Москвы были достаточно дорогие. Получается, что от Москвы мы уже ехали своим ходом, поездом, хотя путевку оплатили полностью.
Дорофеев Владимир Артёмович: Вы подписали договор. В этом договоре стоит перевозка Петербург – курорт, где вы отдыхали – снова Петербург. Договор подписан. Не смотря ни на какие условия, турфирма обязана выполнить это условие. «Турэнергосервис» – это серьезная компания. Соответственно, в этой ситуации можно сделать только одно. Напишите, пожалуйста, письменную претензию, где изложите все это. Естественно, на эту претензию, в соответствии с законом, вы получите ответ и, я уверен, что фирма разницу в перелете вам возместит.
Ника: А то, что это было в сентябре, не поздно еще?
Дорофеев Владимир Артёмович: Это не играет роли.
Ника: Анатолий Григорьевич, какие советы дадите вы, и отличаются ли зимние советы от летних?
Голов Анатолий Григорьевич: В отношении того, что спрашивала наша слушательница, совершенно правильно сказано. Надо писать письменную претензию. Вообще, старайтесь всегда регулировать вопрос на бумаге. Слова к делу не подошьешь, поэтому оптимальный вариант – это писать письменную претензию. Если в договоре было записано, что они вас должны были доставить из Питера на курорт, то это дальше их проблема, как они доставляют, все равно, весь путь они должны оплатить. Касаясь зимнего туризма, я советую обратить внимание на страховку, потому что многие едут в теплые края заниматься, например, дайвингом или на горнолыжные курорты. Тут обычной простой страховки, которую предлагает турфирма, недостаточно. Если вы занимаетесь спортом, то страховка, к сожалению, должна быть более дорогой с тем, чтобы потом вы не попадали в тяжелую ситуацию, когда у вас травма или какие-то другие проблемы, и вам не оплатят. Потребитель сейчас находится в такой ситуации, когда ему приходится всё хорошо продумывать и на довольно-таки длительный период. На мой взгляд, такие длительные зимние каникулы – это плохо. Людей лишили майских каникул, когда можно было на природе отдохнуть и всех заставили отдыхать зимой. Оптимальный вариант был бы вернуться к более плавному распределению выходных и праздничных дней по всему году.
Ника: Солидарна.
Улица Волгоград: Сейчас в России отдыхать стоит так же дорого, как и за границей. Поехать в Финляндию стоит дешевле, чем в Великий Устюг. Есть ли перспективы развития туристического бизнеса в России?
Улица Волгоград: Сейчас многие туристы занимаются экстремальными видами спорта. Что включает в себя страховка, и хорошо было бы, чтобы операторы предупреждали туриста о негативных явлениях, например, погодных.
Ника: По поводу страховки. Я должна уточнить, что еду заниматься спортом или дайвингом, и мне нужна особая страховка?
Дорофеев Владимир Артёмович: Обязательно. Когда вы приходите в турфирму, вы заключаете договор, вы вступаете в юридические взаимоотношения. Вы должны себя защитить страховкой. Если вы едете заниматься экстремальным видом спорта, лучше вас никто не может знать, какие вас могут подстерегать опасности, какие могут быть экстремальные ситуации в экстремальных видах спорта. Соответственно, он должен сказать, что едет прыгать с тарзанки. Сейчас страховые компании любой вид стархования дают. Если за два миллиона ноги страхуют, так тарзанку застраховать мы всегда можем. У нас хорошо работают страховые компании, они нормально платят. Очень важно поставить задачу и все обговорить.
Ника: Компания обязана предупреждать, что там какие-нибудь неприятные ветры, а они есть в Египте в это время или, говорят, в каком-то океане возле Индии какие-то опасные скаты плавают в воде и можно, если не пораниться, то жизни лишиться, вы должны меня предупреждать об этом?
Дорофеев Владимир Артёмович: Все зависит от класса компании, от профессионализма и уровня. Идеальный вариант для туриста, когда он приехал, увидел и сказал, что это то, о чем ему рассказывали, то, как он представлял себе все после общения с турфирмой. Это идеальный вариант.
Ника: То есть, это добрая воля?
Дорофеев Владимир Артёмович: Совершенно верно. В принципе, мы по закону должны дать полную исчерпывающую информацию о тех местах отдыха, о тех факторах, которые могут повлиять на состояние здоровья или качество отдыха. Добросовестная фирма не скрывает, что в декабре в Хургаде могут быть ветры. Тепло-то тепло, а когда ветер – не приятно.
Ника: А скаты эти, где плавают?
Дорофеев Владимир Артёмович: Если человек едет в Грецию, ему говорят, что там морские ежи. Если он едет в Хорватию, ему говорят, чтоб взял тапочки, потому что там очень острая галька, они там продаются за 10 евро, но, если компания нормальная – она предупредит его заранее.
Ника: Анатолий Иванович, был задан вопрос по поводу российского туризма. Я понимаю, что рынок, но согласитесь, что, если бы у нас качество обслуживания, уровень сервиса и цены были нормальными, огромное количество людей не ехало бы ни в какую Прагу. У нас в стране столько мест, которые еще не осмотрены, что на всю жизнь не хватит.
Ярочкин Анатолий Иванович: Надо говорить о проблеме соотношения цены и качества. Поэтому конечно, когда мы говорим о ценообразовании в РФ, можно привести пример, что дефицит гостиниц в Москве привел к тому, что цены поднялись до небывалых высот. В этой связи, могу нашу волгоградскую собеседницу успокоить тем, что государство уже приняло целую программу развития туристических особых экономических зон в РФ. Это 7 зон, они связаны и с пляжным отдыхом, и с курортным лечением, и со спортивной составляющей. Речь идет о том, что в ближайшее время в стране, помимо и так строящихся гостиниц, появятся семь новых мощных курортов, где государство создаст всю инфраструктуру, подведет газ, свет, воду, потом придет частный инвестор и на готовой строительной площадке, в соответствии с утвержденным архитектурным планом, будет строить практически новые города-курорты.
Ника: А какие сроки? Это годы?
Ярочкин Анатолий Иванович: Нельзя город-курорт построить за 2 месяца. Приступаем в 2008 году, в 2012 откроем. Чудес-то на свете не бывает. Вспомните, сколько строилась Хургада, сколько строилась Анталия, и вы все поймете.
Ника: Я к тому, что, когда пишут об этих курортных зонах, я нигде не могу понять, они уже начали это строить? Это пятилетка нужна или что?
Ярочкин Анатолий Иванович: В октябре концепция развития этих зон была практически утверждена. Весной начнутся всякие геологические изыскания, доработается архитектурное решение и, в принципе, будут создаваться дирекции этих экономических зон для того, чтобы начать процесс на конкурсной основе отбора резидентов, тех. кто согласится там строить на определенных условиях.
Звонок 4: Я несколько лет назад ездила на новогодний тур в Таллинн. Примерно 6 лет назад. Экскурсия на автобусе, целая группа и нам не дали новогодний ужин. В соседнем зале сидели иностранцы, им несли такие красивые подносы с едой, а мы сидели и облизывались. Я собралась и уехала одна в центр города, и я там одна с бутылкой пива провела Новый год, и когда я приехала в Ленинград, с этой группой мы вернулись, я написала жалобу в эту фирму, а они мне сказали, что вы нам написали Таллин, а на конце надо было 2 буквы «н». Они мне ужин не дали, а я 40 долларов заплатила. И не извинились, ничего. Я перестала ездить с группами.
Ника: Принимающая сторона, здесь даже не огрехи фирмы.
Дорофеев Владимир Артёмович: У нас есть такое выражение в туризме, что фирма, которая работает безупречно, их практически нет. Потому что туристический продукт, который мы имеем – это слагаемое нескольких фирм, нескольких сторон, которые его делают и поскольку и там, и там присутствует человеческий фактор, и могут быть какие-то форс-мажорные обстоятельства, это все случается, к сожалению. Фирма, которая такое сделала, она обязана была это исправить.
Ника: Бывают случаи, когда группа приехала, с нами кто-то поговорил, и мы уехали отдыхать. Есть случаи, когда надо вызвать человека, представителя фирмы и заставить его решать эти вопросы?
Дорофеев Владимир Артёмович: Да. У вас есть контактный телефон фирмы, звоните туда. Турфирмы делятся на 2 части. Одна хочет, чтобы турист стал ее постоянным клиентом, а второй все равно. Первые исправили бы ситуацию или компенсировали по приезду, чтобы клиент остался доволен.
Ника: Анатолий Григорьевич, давайте честно, есть тур, есть фирма, все в порядке, но приезжаешь туда, и начинаются проблемы. Последнее время возникают проблемы в Турции. Там сейчас так много русских. Я помню Турцию еще, когда туда ездили немцы. Обслуга у них скоро мышей не будет ловить. У нас есть право как-то на это повлиять?
Голов Анатолий Григорьевич: Конечно. От нас самих зависит-то, как к нам относятся. Если мы позволяем себе хамить, не выполнять договора, которые мы заключили, то не ждите ничего хорошего. Не надо скандалить, надо было перед отъездом узнать телефон принимающей фирмы и телефон фирмы, которая отправляла из Питера. Если что-то случилось, сразу позвонили, проблем с этим нет. Более того, с фирмы потом можно взыскать и стоимость этого звонка. Сразу предъявите претензию, чтобы это было зафиксировано. Напишите претензию за несколькими подписями, и я вас уверяю, что дело выигрышное. К сожалению, наши суды в этом случае взыскивают очень небольшой моральный ущерб. В Европе, в других странах можно за слишком горячую чашку кофе получить несколько сот тысяч долларов, если не миллион. Наши суды обычно взыскивают моральный ущерб в размере материального.