«Информационные технологии в малом и среднем бизнесе»
22.11.2007, 14:45 Открытая студия
Помогает ли "всемирная паутина" развитию малого бизнеса или наоборот размножает фирмы-однодневки, а также помогает мошенникам обманывать людей. Информационные технологии в малом и среднем бизнесе мы обсуждаем сегодня.
Ника: Добрый день. Как всегда по будням в это время в эфире программа «Открытая студия». Как всегда мы приветствуем вас в прямом эфире в нашей знаменитой Открытой студии в центре Петербурга. Наш разговор сегодня посвящён тем, кто занимается бизнесом, кто собирается встать на эту стезю, т.е. речь пойдёт о малом и среднем бизнесе. Европейский союз закончил проект «Электронные навыки для российских малых и средних предприятий».
Гости в студии в Санкт-Петербурге: Сергей Алексеевич Болонёв - директор Северо-Западного центра поддержки малого и среднего бизнеса, Дмитрий Вячеславович Быков - заместитель председателя Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Администрации Санкт-Петербурга.
В Москве: генеральный директор Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Петрович Ермаков.
Ника: Малый бизнес – какое у нас идёт ограничение?
Болонёв Сергей Алексеевич: До 1.01. 2008 г. малый бизнес – это до 100 человек. В составе малых предприятий будут микропредприятия до 15 человек; от 101 человека до 250 – это средние предприятия, в Европе – до 350 человек. Сейчас мы гармонизировали законодательство наше российское с европейским, чтобы можно было адекватно оценивать показатели и статистику.
Ника: Например, эта кампания, чем она занимается?
Быков Дмитрий Вячеславович: Она занимается очисткой различных сооружений, деталей и пр., т.е. производственная капания.
Ника: Вы допускаете, что не всем кампаниям нужны новые технологии?
Болонёв Сергей Алексеевич: Я хочу сказать, что это, прежде всего, менталитет руководителя. Пример Андрея из сюжета – это пример совершенно блестящий, потому что изменение в кампании, и прежде всего внедрении информационных технологий, это стратегическое решение руководителя. Он не все проблемы перечислил, мы знаем гораздо глубже, что у него происходит. И мы б подсказали ему, каким образом при помощи информационных технологий можно было бы эти проблемы решить. Прежде всего, это конкурентоспособность кампании. Тот вопрос, который он задел – взаимоотношения с клиентами – это ключевой вопрос, особенно для организаций его профиля, где много клиентов, большая номенклатура услуг, которые он оказывает. Нет секрета, что конкуренция растёт между кампаниями, малыми средними, и конечно же, серьёзным нематериальным активом кампании является клиентская база. И когда кампания небольшая, работающая с определённым набором клиентов, очень часто бывает , с уходом менеджера по продажам, кампания может очень пострадать. Если всё это хранится достаточно хорошо, чётко в кампании, то это определённая гарантия того, что бизнес не рухнет с уходом какого-нибудь человека.
Ника: Насколько проблема погружения , владения новыми технологиями – это действительно проблема?
Быков Дмитрий Вячеславович: Это действительно проблема, и это как раз наша ментальность. Здесь действительно многое зависит от продвинутости руководителя. И это проблема не только малых предприятий – у нас и на многих крупных поставлены на управленческий учёт и использование КТ на низком уровне. Это проблема, которую мы должны решать, и мы должны объяснять людям, рассказывать, какие необходимо применять инструменты для решения этих проблем.
Ника: Многие кажется, поставили бухгалтерскую программу, уже вроде у нас есть что-то.
Быков Дмитрий Вячеславович: Это уже хорошо, когда поставили бухгалтерскую программу. Но есть такие вещи, как построение бизнес- процессов, построение управленческого учёта, база данных и т.д. Всё это возможно при использовании всего набора инструментов.
Ника: Виктор Петрович, Ваше мнение по этому вопросу, тем более, что Вы владеете ситуацией по всей стране. Может, у нас есть медвежьи углы, куда нескоро дойдут технологии?
Ермаков Виктор Петрович: Спасибо за вопрос, но я хочу начать с поздравления Дмитрия Вячеславовича и всех петербуржцев с тем, что они разработали одну из самых мощных программ сейчас в стране по развитию малого и среднего предпринимательства. Но ещё важнее качество. Насколько качественна эта программа, насколько она работает на повышение конкурентоспособности и питерского и северо-западного вообще региона. То, что в этой программе появился раздел по подготовке к работе в условиях открытых рынков ВТО, это очень важный элемент. И то, что они вглубь прошли, сделали огромную подготовительную работу по внедрению современных технологий в развитии предприятий, это колоссально важно. В России никто ещё с повестки актуальность пословицы: «пока гром не грянет, мужик не перекрестится» не снял. Это будет актуально всегда. Если сейчас не изменить менталитет, не научить владельцев бизнеса понимать важность этих новых технологий, повышение конкурентоспособности кампании, это может обернуться большими проблемами. Как пример скажу, что в Индии после вступления в ВТО 38% малых и средних предприятий разорилось, к сожалению, а там более 30 млн. работающих. Это половина ВВП страны сейчас в этом секторе. Социальная стабильность, работа на опережение, это очень важно Я хочу поблагодарить коллег и поздравить, что они не только делают, но и с помощью ваших программ пытаются поделиться с другими регионами страны, с владельцами бизнеса столь важными вопросами.
Улица Петербург, начинающий предприниматель Мария: Хотелось бы узнать, поскольку мы сейчас открываем свой бизнес, мы столкнулись с большим количеством проблем: аренда, зарплата, страховки, всевозможные платежи. Галерейный бизнес – особенный. Насколько Интернет- технологии могут быть выгоднее и экономичнее решить нашу ситуацию?
Быков Дмитрий Вячеславович: Интернет- технологии в первую очередь полезны для предприятий обрабатывающих отраслей, хотя и для предприятий сферы услуг, для предприятий торговли они тоже очень важны. Мы в программе развития малого предпринимательства, которую мы приняли на 2008 – 2011 годы, предусмотрели несколько мероприятий, связанных с Интернет- технологиями. Это виртуальный бизнес- инкубатор, который в режиме он-лайн будет давать советы и рекомендации : какой режим налогообложения лучше выбрать, где лучше получить консультацию и т.д. Такой инструмент у нас есть уже в городе – бизнес-инкубатор реальный, а это будет виртуальный. Такие инструменты очень развиты в США, там они дают вплоть до регистрационного адреса. Ещё один инструмент, который мы будем использовать- это продвижение всей организационной, юридической, ну всех инструментов, которые мы будем предлагать в системе Интернет, т.е. по сути дела вы будете набирать где-то в поисковике там кредиты и находить те сайты, которые вам нужны. Этим мы тоже будем заниматься – такое продвижение в системе в системе Интернет организационной и правовой помощи для малого бизнеса. В Вашем конкретном случае Вам необходимо использовать Интернет –технологии. С помощью Интернета Вы, наверное, сможете покупать новые картины, продвигать свою галерею. У нас в Петербурге существует электронная витрина товаров и даже ряд модных вещей из бутиков продаётся через такую электронную площадку. Вторая возможность – это управленческий учёт и всё, что связано с организацией работы Вашей кампании.
Звонок: Нельзя ли закончить какие-то курсы, где просто научат с нуля до того, как ты можешь пользоваться теми технологиями, которые они потом будут предлагать, всё улучшая?
Звонок: Я начинающий предприниматель. Чуть раньше было сказано, что в Петербурге была создана лучшая система поддержки малого бизнеса. Я сейчас сталкиваюсь, с вопросами, которые могу ответить в системе «консультант-плюс», «гарант». За установку этих систем нужно платить. По каким критериям оценки вот эта система была признана лучшей, и как она работает реально в рамках темы сегодняшней передачи? Не секрет, что давно уже говорится о малом бизнесе, но я не видел такой вот реальной поддержки. Как это реально можно воспользоваться?
Быков Дмитрий Вячеславович: По нашей программе существуют , во-первых: программа «Старт», которую мы начали реализовывать с 2006 года, где можно получить информацию, там вас обучат основам предпринимательства. В новой программе, которая будет в 2008-2211 году, на повышение квалификации, обучение, будем тратить порядка 400 миллионов рублей: это и основы предпринимательства для школьников, и основы предпринимательства для студентов в технических ВУЗах, это и региональный университет малого бизнеса, который будет работать совместно с ассоциациями, союзами, это и работа с конкретными предпринимателями. Вам необходимо обратиться в колцентр нашего комитета по телефону 740-59-00, Вам разъяснят, какой программой Вы сможете воспользоваться и получить повышение квалификации или переобучение, всё, что Вам необходимо. Кроме того, Сергей Алексеевич начинает курсы именно по внедрению КТ, та тема, на которую мы сегодня разговариваем, эта работа начинается со следующей недели. Он об этом подробнее расскажет. Теперь второй вопрос. У нас действительно существует разрыв в коммуникациях между администрацией потребителями этих инструментов, которые мы создаём. Поэтому у нас отдельным блоком в новой программе выделено именно формирование лояльности как к программе, так и к малому бизнесу в целом. Мы все приверженцы брэндов, мы создали брэнд программы, и мы будем его продвигать в 2008 – 2011 годах. А реальные инструменты, это те, о которых я говорил: это виртуальный бизнес- инкубатор, это сайт, который мы презентуем, в нём Вы можете даже написать бизнес-план для того, чтобы предоставить его в банки в интерактивном режиме. Кроме того, для иностранных предпринимателей мы создали специальный сайт «……………….англ.», в котором мы предлагаем полную информацию о том, куда Вам надо идти, с кем общаться и где получить информацию о начале проектов. Кроме того, у нас есть программа «аутсортсинг», это возмещение части затрат. У нас 50 мероприятий, которые мы будем реализовывать.
Ника: Это что, курсы, можно записаться?
Болонёв Сергей Алексеевич: Да. Сегодня второй день, заключительный, конференции «Проекты Европейского союза. Электронные навыки» для российских малых и средних предприятий. В рамках этого проекта, который реализовывался на протяжении 3-х с лишним лет осуществлена колоссальная и очень полезная работа для того, чтобы ускорить продвижение информационно – коммуникационных технологий. Очень хорошо, что эта программа реализовывалась на всём Северо-западе 9 регионов участвовали в полном объёме, 2 региона – чуть меньше. Подготовлено 50 консультантов, есть ядро. Причём эти консультанты работают уже в существующих организациях поддержки малого бизнеса. И что очень важно, это то, что в рамках этого проекта были подготовлены региональные стратегии поддержки малого и среднего бизнеса в сфере КТ., появилась серьёзная составляющая в городской программе на след. год. По инициативе Администрации СПб мы в этом году уже проводим цикл обучения, этой работой конкретно занимается Петербургский фонд развития бизнеса. На следующей неделе у нас начиная со вторника будет идти 4-х-дневный цикл по заказу Администрации , ещё можно попытаться позвонить, но, по-моему, там уже все места заняты. Но на будущий год будет продолжаться. В других городах тоже будет.
Быков Дмитрий Вячеславович: В любом случае надо обращаться в Комитет, и там вам обязательно помогут.
Звонок из г. Саров: Вопрос к Виктору Петровичу Ермакову. Известно, что есть в России кампании , удачно сложившие свой бизнес. Они готовы реализовать достаточно много инвестиционных проектов. Есть ли у российского Агентства поддержки малого и среднего бизнеса связи с инвестиционными иностранными фондами, и каким образом российские предприятия или команды могли бы связаться с этими фондами напрямую, где и местные власти, или в лице российского Агентства поддержки заручились бы именно кредитом доверия для реализации каких-то проектов?
Ермаков Виктор Петрович: Настолько удачный вопрос, нам, наверное, никто не поверит, что это не специально подстроено. Вот как раз Саров – это закрытое территориальное образование достаточно в глубине России. Мы отобрали там 6 предприятий, которые сейчас в готовим к сертификации по международным стандартам, причём компенсируем 100% затрат. И успешно идёт эта работа, она должна быть закончена в декабре, и в следующем году мы их будем выводить на инвесторов, в том числе на иностранных, и развивать их конкурентоспособную продукцию, продвигать её в том числе на внешний рынок. Как отобрали 6 предприятий – есть Ассоциация у вас в Сарове, мы обратились к ним, они провели конкурс, согласовали с местной Администрацией. И наиболее конкурентоспособные предприятия с инновационной продукцией нам рекомендовали. Дальше мы всё взяли на себя, и наши специалисты успешно работали.
Ника: представляю ещё одного собеседника – из Ставрополя – системный администратор одного из торговых предприятий Георгий Владимирович Белый.
Белый Георгий Владимирович: Мы с самого начала, как только организовали наше предприятие примерно в 93 году, в 95 г. у нас появились первые попытки использовать электронную почту для связи с клиентами. Нам понравилась эта технология, мы стали её развивать по мере появления у нас в Ставрополе достаточно хорошего Интернета. Мы организовали свой сайт, потом устроили там Интернет-магазин. На сегодняшний момент выбираем для работы и клиентами, и с поставщиками именно эти электронные технологии, которые позволяют убрать из процедуры обработки информации этап: бумага, глаз, человек, клавиатура, компьютер. Помимо того, что мы организовали Интернет-магазин, таким же образом собираем заявки от наших покупателей, причём не только жителей Ставропольского края, но и всей России, есть даже заказчики из Москвы.
Ника: Георгий Владимирович, всё-таки далеко не все применяют технологии, о которых мы сейчас говорим. Что останавливает: незнание, боязнь или вера, что по старинке оно надёжнее?
Белый Георгий Владимирович: Нам это было легче потому, что наша область – это электроника, что как-то соединяется с понятием «Интернет», передача информации. Мы начали этим заниматься, имея в основе какую-то базу. Большей частью предприниматели , руководители боятся участвовать в этом процессе из-за того, что они не знают основ, принципов функционирования, то, с чего надо начать, какие усилия надо приложить. Мне кажется, достаточно небольшого толчка со стороны каких-то организаций, чтобы послужить ускорителем всего процесса. С другой стороны, не все организации в принципе заинтересованы в этом. Если он занимается узким сегментом рынка, например, по городу или селу, у него и покупатель и поставщик тут же, рядом.
Звонок: Я звоню из Владивостока. Одной затратной составляющей является энергоресурсы. Я хотел бы, чтобы Ваши собеседники как-то объяснили нам, каким образом удешевить для малого и среднего бизнеса получение этих энергоресурсов? Так, рядом с нами находится Китай, который загрузил не только Америку, но и всю Россию своим дешёвым товаром, но почему-то для их малого и среднего бизнеса существуют льготные возможности, которых мы не имеем и не предвидится в будущем. Как это будет решаться?
Быков Дмитрий Вячеславович: Проблема работы с монополистами, она существует у всего бизнеса, у всего предпринимательства. И мы как раз говорим об информационных и коммуникационных технологиях, где в затратной части конечной продукции основная часть не в электроэнергии, а в человеческих ресурсах. Мы говорим об экономике знаний, к которым мы все идём. В этом смысле мы и стремимся внедрять и КТ, для того, чтобы мы перешли к той экономике знаний, к тем инновациям, о которых мы все говорим и на региональном, и на федеральном уровне. Что касается конкретно электроэнергии, то, к сожалению, наши сети не реконструировались в течение многих лет. Если мы не будем их реконструировать сейчас, то это плохо закончится не только для бизнеса, но и для всех горожан. Мы в Петербурге создаём бизнес-инкубаторы, где за электроэнергию надо платить, но это не высокие ставки. В ближайшие 3 года создадим обязательно производственные технопарки наподобие китайских, в которых разместятся малые предприятия на льготных условиях и по аренде, и по подключению к электроэнергии, оно будет бесплатно. Там будет создан центр коллективного пользования. Такая работа сегодня ведётся. На федеральном уровне рассматривался закон об отмене подключения малых предприятий к электроэнергии, но , к сожалению, закон не был принят до конца – был принят только в первом чтении.
Ника: Когда работал этот проект «Электронные навыки для среднего и малого бизнеса», говорилось о том, что нужна поддержка регионального уровня, федерального. Почему малый бизнес не может выжить без поддержки государства, тем более что это европейская практика, и в разных странах есть системы льгот именно для малого предпринимательства?
Ермаков Виктор Петрович: Я приехал со встречи с Министром экономического развития Набиулиной, и как раз мы там обсуждали тему энергосбережений, цены подключения, стоимости электроэнергии и договорились: в следующем году в программе будут заложены серьёзные финансовые ресурсы и на компенсацию по подключению, и на компенсацию по внедрению энергосберегающих технологий, не снимая с повестки принятия закона, о котором сказал Дмитрий Вячеславович. Проблема очень актуальна и не только по энергетике. Сейчас уже и за подключение к канализации, и к теплу такие монополисты выставляют цены, что они неподъёмны для многих предприятий. Эту проблему надо решать. Что касается поддержки . Во всём мире малый и средний бизнес – это категория социальная: рабочие места, налоги в местные бюджеты, снятие социальной напряжённости. Власть старается стимулировать разными средствами этот сектор у себя, улучшая качество жизни граждан таким образом. Говоря о ЭКТ я хочу сказать – вот и наша передача, это прежде всего чтобы изменить мозги владельцев бизнеса. Пусть они помнят, что никаких других инструментариев повысить эффективность работы персонала, кадровая проблема очень серьёзная, как за счёт того, чтобы внедрять современную систему управления, построенных на ЭКТ, нет. Снижение затрат до 50%.
Улица Петербург: Когда кто-то заказывает товар через Интернет от неизвестных маленьких фирм, которые только открылись недавно, когда оплачивается товар, он придёт или нет? Ведь такие маленькие фирмы они ведь небезопасны.
Быков Дмитрий Вячеславович: Кто гарантирует защиту от мошенничества?
Болонёв Сергей Алексеевич: Здесь большая проблема малого бизнеса – продвижение себя. Никакого другого рецепта нет, кроме как добросовестная работа и честная работа с клиентами. Вот наш консультационный бизнес. Мы уже 13 лет на рынке, из года в год никакого другого способа развивать кампанию, кроме добросовестной работы. А покупая что-то через Интернет, надо навести справки о кампании. Один из главных компонентов в продвижении информационно – коммуникационных технологий – руководитель, который на 2-3 дня ознакомился со всем спектром возможностей информационных технологий. Есть инструменты работы с клиентами, это для сервисных кампаний, есть инструменты управления складскими запасами, планирования производства – целый комплекс вещей. Пример, который часто привожу: ситуация 10 лет назад и сейчас – сколько была зарплата и сколько стоил компьютер. Месячная зарплата одного сотрудника – и компьютер.
Звонок из Нижнего Новгорода: Я открыл Интернет-сайт по продаже автомобилей, запчастей, тюнинга. Как мне удержать клиентов и сохранить клиентскую базу в своём сегодняшнем рынке. Люди, которые у меня заказывают запчасти или автомобиль, они у меня покупают автомобиль, в дальнейшем покупатель узнаёт сайт этой же запчасти и уходит к человеку, который напрямую занимается этими запчастями. И он уже занимается непосредственно с этим человеком Как мне сохранить этого человека, чтобы действительно с ним работать?
Болонёв Сергей Алексеевич: Клиенты разные бывают, не надо опускать руки. Один клиент не поленился и ещё в Интернете поползал и нашёл прямого поставщика. Но часто люди понимают, что может лучше потратить больше времени, чтобы заработать больше денег, чем тратить время на поиски в Интернете.
Ника: А зачем Евросоюзу нужно себе конкурентов каких-то воспитывать. Почему они так серьёзно занимались этим проектом?
Быков Дмитрий Вячеславович: Те люди, которые занимаются стратегией развития Европейского союза, они хорошо понимают, что Россия – это интегральная часть Европейского сообщества. Благополучное будущее Европы , оно зависит и от благополучия России , это очевидно. Но я хочу сказать, что сейчас ситуация коренным образом изменилась. Если раньше инфраструктура малого и среднего бизнеса вставала на ноги за счёт внешних программ, американских, британских, программ Европейского союза, то сейчас на базе того ноу- хау, которое было передано в те годы, в принципе развиваются наши ресурсы, наши собственные программы. Дм. Вяч. сказал по поводу будущего года – 440 млн. рублей. Ещё программы приграничного сотрудничества, которые будут реализовываться со следующего года до 2013г. на всём Северо-западе. Принято политическое решение на федеральном уровне о том, что российская сторона вкладывает практически такие же деньги в софинансирование программ приграничного сотрудничества. Это уже совсем другая ситуация.
Звонок: Смотрю Вашу передачу и удивлён: у нас малый бизнес заключается в том, что он продаёт и перепродаёт. Я не услышал про охрану труда, про чёрные заработные платы. Ведь проблемы малого бизнеса – это выплаты заработных плат.
Ника: Мы сегодня говорим не о проблемах малого бизнеса вообще, а о том, чем можно помочь его развитию.
Быков Дмитрий Вячеславович: У нас действительно есть структурный дисбаланс. Если почитать внимательно концепцию и стратегию, в ней заложен сценарный прогноз развития до 11 года и мы как раз говорим, что нас в первую очередь развитие инновационно- промышленного сценария. Наша программа создаст условия для развития всего малого предпринимательства. В силу ограниченности бюджета мы будем концентрироваться по некоторым позициям. У нас миллиард заложен на имущественную поддержку в первую очередь для промышленных малых предприятий, 800 млн. на финансовую поддержку и 400 млн. идёт на обучение и переобучение.
Болонёв Сергей Алексеевич: Мы сконцентрировались на 2-х отраслях – это производство, там были деревообработка и мебель, и вторая – это вещь очень злободневная для Северо-запада, это гостеприимство, в очень широком смысле.
Ермаков Виктор Петрович: Я уверен, что если тот вектор, который задан сейчас, будет соблюдаться , то мы в ближайшие годы догоним и обгоним Европу, но надо всегда помнить вопрос, почему они хотят с нами работать. Это прежде всего конкуренция на глобальных рынках. Азиатские рынки давят, они видят в нас союзников, и они нам нужны, как союзники. Интеграция у нас быстрая экономическая должна происходить, вместе нам и конкурировать и выживать гораздо легче и выгоднее.