«Мошенничество в торговле»
20.11.2007, 14:45 Открытая студия
Ника: Добрый день. Как всегда по будням в это время в эфире программа «Открытая студия». Как всегда мы приветствуем вас в прямом эфире в нашей знаменитой Открытой студии в центре Петербурга. Мы сегодня выбрали достаточно горячую тему, могу сказать по опыту, что, когда мы заводим похожий разговор в этой студии, то у нас телефон, буквально, накаляется, и мы слышим в эфире очень много неприятных всяких историй. Мы сегодня хотим поговорить о мошенничестве в супермаркетах. Я думаю, что во многих городах сегодня появились сети супермаркетов продовольственных товаров. Это, конечно, очень удобно, когда ты приходишь в один большой магазин и обходишь с тележками все прилавки, которые тебе нужны и сразу запасаешься продуктами на неделю. Когда мы говорим, что ко многому хорошему быстро привыкаем, я думаю, что такие супермаркеты – это одно из таких хороших новых приобретений в нашей жизни, к которому мы, конечно, привыкли. Но, как выясняется, надо быть очень бдительными, потому что нехорошие люди очень рассчитывают на наше такое благожелательное отношение. Всегда надо внимательно следить за чеками, потому что идет и обсчет, когда много покупаете, и обвес, и, к сожалению, не всегда удается проследить за качеством тех товаров, которые нам предлагают.
Гость в Петербурге - председатель Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Галина Ивановна Козловская. Гость в Москве - председатель Союза потребителей России Петр Борисович Шелищ.
Мы сегодня для участия в нашей программе разослали приглашения руководителям всех самых крупных сетевых продовольственных магазинов Петербурга, но, по каким-то подозрительным причинам все они сегодня не смогли придти. Галина Ивановна, скажите, у вас среди общего обращения людей по разным поводам, насколько велик процент именно по продовольственным сетевым магазинам?
Козловская Галина Ивановна: Это небольшой процент, потому что у нас огромное количество обращений по промышленным товарам. И в основном, мы занимаемся промышленными товарами, но в сетевых магазинах нас взволновало то, что жалуются даже не на качество товара, а на качество обслуживания, и мы считаем, что это основной бич сетевых магазинов, потому что мы совершенно не адаптированы к покупкам в огромном количестве целыми корзинами, мы попадаем в такое пространство, в котором мы теряемся. Сетевые магазины на это и рассчитаны, что мы придем за хлебом с булкой, а купим еще масло и какой-нибудь дорогой колбасы. В сетевых магазинах, как правило, завлекают тем, что есть система скидок, и какие-то товары там, действительно, дешевле, чем в другой торговле, а какие-то товары намного дороже, но мы уже в ажиотаже покупаем все подряд, потому что это красиво, удобно, но претензий достаточно много. В чеки набивают продукты, которые вы не брали, здесь совет один, проверяйте деньги, не отходя от кассы. Кто постарше, надевайте очки и смотрите, что вы кладете из корзины в сетку. Как правило, очереди вы не мешаете, так что сосредоточьтесь и проверьте по чеку полное наименование товаров, которые вы брали, потому что на чеке четко выбито наименование товара. Как правило, я думаю, что это не организация торговли со стороны владельцев этих магазинов, а это недобросовестные кассиры, которые себе к концу дня что-то хотят сэкономить. Но, при всем при том, страдаем мы, поэтому надо проверить и, если вы убедились в том, что вам набит лишний товар, потребуйте жалобную книгу в наущение и в помощь другим покупателям, сделайте запись.
Ника: Соглашусь с вами, что искушений много, поэтому, по-моему, американцы придумали эту систему самообслуживания несколько десятилетий назад именно с этой точки зрения. Потому что человек, который приходит купить только баночку шпрот, он увидит и купит что-то еще, это экономический рычаг, но он не исключает порядочности людей, которые вступают с нами в торговые отношения.
Звонок 1: Я столкнулась неприятной вещью, поразившей меня. Красивые супермаркеты, в очень красивых упаковках товар, но, когда покупаешь этот товар в магазине и открываешь его дома, то огурцы, помидоры испорченные, хотя на витрине это выгладит очень красиво. В магазине проверить невозможно. Так не один раз было. В ужасе, что под такой приличной вывеской могут так с тобой поступить.
Ника: А вы когда-нибудь возвращались в магазин, чтобы показать продукты там?
Звонок 1: У меня не было возможности. Мне сын привозит, а я обнаруживаю уже постфактум, и обратиться в магазин нет возможности.
Ника: А вы не хотите нам назвать имя магазина?
Звонок 1: Я не помню их названия.
Ника: Петр Борисович, что, упаковки надо вскрывать? Нюхать мясо, смотреть фрукты?
Шелищ Пётр Борисович: Я тоже, как потребитель, попадал в подобные ситуации и признаюсь, не всегда хватало времени или воли на то, чтобы вернуться, чтобы потребовать замены. Кстати, как правило, не спорят. Возвращают деньги или меняют товар. Не всегда даже сам продавец знает, что он продает. В консервах он не может проверить, какого они качества, если срок годности соблюден, то ему тоже полезно узнать от потребителя. Но самое главное, это то, что вы сейчас сказали. Потребитель должен понимать, где у него существенный риск наткнуться на неприятности, купить не свежее, получить в чеке сумму большую, чем стояла на ценнике, чтобы ему пробили не один раз один и тот же товар. Во-первых, я призываю, поскольку наши зрители не только в Петербурге, давать эту информацию на сайт Союза потребителей России, его адрес www.potrebitel.net, но вообще мы сейчас имеем такую программу создания портала по защите прав потребителей, на котором будет возможность отметиться каждому, кто попал в какую-то неприятность и указать абсолютно конкретно, где это произошло, что за товар и тогда, в перспективе такой обеспокоенный потребитель сможет, прежде чем пойти за серьезной покупкой посмотреть, а как много жалоб на этот магазин, ателье или продукцию этого производителя.
Ника: А если мы будем сейчас называть магазины, нас потом засудят?
Шелищ Пётр Борисович: Доказать-то будет сложно. Если есть возможность доказать, но боюсь доказательства давно выброшены на помойку, и магазин может засудить.
Звонок 2: Я хотела бы высказать противоположное мнение. Я сама работаю в сети супермаркетов. Мне кажется, что сейчас настало такое время, что каждый супермаркет, который хочет остаться на рынке и развиваться, он борется за своего покупателя. И таких специальных мошеннических методов не существует.
Ника: Поймите правильно, я вообще без супермаркетов жить не могу, я счастлива, что они есть, но ведь находятся люди, которые этим занимаются. Скажите нам по опыту, а внутренняя безопасность существует?
Звонок 2: Внутренняя безопасность, безусловно, существует. Более того, над каждым кассиром стоит камера наблюдения, в отделах тоже очень много камер, за сотрудниками наблюдают. Они не могут так просто взять, пробить лишний товар, тем более что на каждом товаре есть свой штрих-код. Эти деньги вечером они забрать не могут, потому что постоянно за ними ведется наблюдение. Это может быть какая-то ошибка, человеческий фактор, просто мы привыкли, что в торговле все воры. Это не правильное мнение.
Ника: Я согласна. Мы приносим извинения честным людям. Мы не хотим сказать, что будьте бдительны, там все воры, но бывают случаи, когда попадают. У меня вопрос по поводу видеокамер. В каких случаях мы имеем право потребовать показать нам съемку?
Козловская Галина Ивановна: У нас был случай, когда женщина взвесила вишни, мороженые вишни, которые мы сами нагружаем в пакет, взвешиваем на весах и автоматически выпрыгивает чек, мы его приклеиваем не глядя, так же поступила она. У нее в корзине помимо этого было еще несколько наименований товаров, вдруг кассир-контролер перестает выбивать ей чек и откладывает вишню, подходит охранник, просит даму пройти в служебное помещение, потом подгоняют служебную машину и увозят ее в отделение милиции, там держат 5 часов, сын привозит ей паспорт, потом она трое суток не спит, потому что они заводят уголовное дело. Оказалось, что в выбитом чеке 300 грамм, а на самом деле 1 кг 300 грамм. 2 дня я сама лично разбиралась с этим вопросом. Оказался неисправным кассовый аппарат. Я заставила администрацию просмотреть видеопленку, на которой был четко 1 подход к кассе, они принесли извинения и даже выплатили ей некую сумму в качестве компенсации морального вреда, хотя это, как правило, делается через суд. Но мораль-то такова, что, во-первых, здесь есть несколько нарушений, ведь кассир-контролер имеет право только проверить. Если он удостоверился в том, что масса товара не соответствует выбитому на чеке, он должен предложить перевесить товар и пересчитать. Охранное предприятие, если они видели бы, что женщина, действительно, злоупотребила таким самообслуживанием, они обязаны пригласить правоохранительные органы, составить акт и только тогда применять санкции, положенные по закону. А в данном случае, масса нарушений, колоссальный стресс у нормального человека и пятно на репутации магазина.
Шелищ Пётр Борисович: Вы можете потребовать видеосъемку, но я хотел бы вернуться к вашему диалогу с позвонившей. Мне кажется, что здесь вот какой ключ к решению этой проблемы. Я бы предложил руководителям торговых предприятий, руководителям супермаркетов, которые убеждены, что они работают добросовестно, предложить свое содействие Галине Ивановне Козловской, в других городах другим нашим потребительским организациям. Чтобы, когда мы получаем такого рода сигналы, на проверку шли вместе с нашими членами обществ или даже без нас, представители других торговых сетей, торговых компаний. Они лучше нас разберутся, что происходит и они более чем кто-либо заинтересован в том, чтобы очищать рынок от жуликов, от тех, кто портит реноме всему торговому сословию. Разумеется, оно в своем подавляющем большинстве вполне добросовестное. Мне кажется, это принципиально важно. Еще хотел сказать, что один из самых распространенных случаев, когда на кассе вам пробивают не ту стоимость товара, которая указана на ценнике.
Ника: А как это возможно? Там же есть штрих-код.
Шелищ Пётр Борисович: Так в том-то и дело, что ценник у них стоит соответствующий цене, которая была раньше. Так они обычно объясняют. У них цена повысилась, компьютер это знает, а на ценнике еще не успели отразить. Так вот закон позволяет вам приобретать вещь по той цене, которая указана на ценнике. Это их проблема, если они не обновили ценник, то, что у них в компьютере нас не касается. Для нас сделан ценник, и Закон о защите прав потребителей требует, чтобы мы с вами оплачивали товар в соответствии с ценником, зачастую его найти не так просто в изобилии товаров, но это тоже вина продавца. Он обязан сделать так, чтобы к каждому товару был доступный, понятный ценник. Повторяю, если у него цена изменилась, а в ценнике не отразили, ваше право требовать продажи по той цене, которая в ценнике.
Улица Петербург: В апреле я купил в «Ленте» филе индейки мороженое в брикетах по распродаже, порядка ста рублей за килограмм. Я взял порядка семи брикетов, около 7 килограмм. На третьем брикете моя маленькая собака отравилась, я ее еле откачал. Я не придал этому значения, кое-что выбросил, кое-что оставил, но когда в мае опять купил на распродаже около 5 килограмм, и это повторилось, я вернул все назад в размороженном состоянии. Более того, я покупал порядка сто рублей за килограмм, а мне вернули по сто тридцать рублей, эта цена была до распродажи. Приняли мясо без чеков, потому что на каждом брикете был штрих-код «Ленты».
Ника: Это просто вежливость или люди понимают, что что-то не в порядке?
Козловская Галина Ивановна: И, слава Богу, что вернули без проблем, потому что бывает же и по-другому.
Ника: Хорошо, что вернули, но безобразие, что продали.
Козловская Галина Ивановна: Я считаю, что это большое пятно на репутации магазина и зачастую, к сожалению, в больших магазинах, там, где целлофановые упаковки, наши белые корытца и там упакованы и куриные окорока, и крылышки и вдруг одно крылышко с запахом, в отличие от всех других. Я считаю, что это никуда не годится, это надо как-то перерабатывать и продавать на корм животным, но не продавать нам.
Ника: Петр Борисович, мы немного бросили разговор. Есть вещи, которые покупатели не знают, но люди, которые работают, рассказывают какие-то страшные истории про то, как крысы по мясу бегают, и как тухлое мясо отмывали. Если мы вдруг это заподозрили, может, нам в Роспотребнадзор позвонить? Что реально можно сделать?
Шелищ Пётр Борисович: Безусловно, так. Но, если бы мы с вами стали все такие правильные и каждый раз реагировали либо в территориальное управление Роспотребнадзора, надо понимать, что там очень мало инспекторов на этом сидит, и они просто не справились бы с этим. Я вижу перспективу, при всем притом, что, конечно, следует сигнализировать. Но перспективу я вижу не столько в административном воздействии и не столько в общественном воздействии со стороны таких общественных организаций, как наша. Я вижу перспективу в том, что добросовестные продавцы, я имею в виду торговые предприятия, они сами начнут очищать свое поле. Так и происходило за рубежом. Есть такая организация в США, в составе которой сто тысяч предприятий. Она называется «Better business bureou» - «Бюро улучшения бизнеса», которое принимает сигналы от потребителей и дает информацию в обобщенном виде о претензиях, о рекламациях потребительских через свою информационную базу. Туда можно позвонить и миллионы людей ежедневно звонят по таким телефонам. Люди перестают ходить по таким магазинам, покупать такие товары… Мне кажется, это выход. Госдума приняла закон о саморегулируемых организациях. Я очень надеюсь, что добросовестные предприниматели начнут в такие организации объединяться, будут устанавливать свои стандарты правильного поведения на рынке и начнут вытеснять недобросовестных. И своих членов, и чужих, и входящих к ним, через нас, с нашей помощью.
Козловская Галина Ивановна: Дело в том, что сейчас уже мало маленьких магазинов. А я им больше верю, потому что я постоянно покупаю у одного и того же продавца. Я единственный раз слышала, когда в небольшом магазинчике за прилавком продавцу молодому сказали, что основное правило владельца магазина – это не обвешивать и не обсчитывать, он выгоняет сразу. Я была приятно поражена и то, что предлагает Петр Борисович – это, действительно, выход из положения, когда магазин сам себя афиширует и гарантирует покупателю и качество товара, и уровень сервиса.
Улица Нижний Новгород: Моя знакомая работала в одном из маленьких «экономных магазинов» и хозяин покупал испорченные продукты из больших гипермаркетов. На них меняли ценники, дату изготовления и эти просроченные продукты продавали как свежие. Это, действительно, так, ведь очень многие покупатели, не только в нашем городе, не раз в своей жизни покупали прокисшее молоко, забродивший сок, не свежее мясо, испорченные салаты. Куда большие гипермаркеты девают свои испорченные продукты? Реально ли маленьким магазинам их покупать? И второе, например, прокисшее молоко, в течение какого времени я могу обратиться в гипермаркет, чтобы мне его поменяли? И, если я открыла его через два дня, а оно испорченное, считается ли это испорченным продуктом или уже нет?
Козловская Галина Ивановна: Да, считается. В пределах срока годности, если вы произвели вскрытие упаковки и попытались это молоко вскипятить, а оно не вскипело, а свернулось, вы вправе его вернуть. Я даже не знаю случаев отказа.
Ника: Но мы же не храним чек неделями.
Козловская Галина Ивановна: Ну, бывают опознавательные знаки магазина, но вообще, к сожалению, нам приходится хранить чеки. Вот наступает преддверие Нового года и хочется сказать, что, если вы покупаете для друзей, для стола много баночек икры красной, много консервов, не поленитесь, вскройте до Нового года, чтобы не было неожиданностей.
Ника: Куда девают магазины некачественный товар?
Шелищ Пётр Борисович: Обязаны утилизировать. Есть правила утилизации разные для разных видов продуктов. Что-то сжигают, что-то зарывают, что-то идет на корм скоту, что-то идет на промышленную переработку, но я хотел бы напомнить, что есть уголовная ответственность за то, о чем говорила телезрительница из Нижнего Новгорода. Есть статья 200 в Уголовном кодексе – «Обман потребителей», там предусмотрены даже реальные сроки за это. К сожалению, как и во многих других случаях, закон-то есть, но работает он не очень и, в первую очередь, потому что мы с вами с этой самой бутылкой скисшего молока или с упаковкой несвежего мяса очень редко доводим дело до какого-то уголовного расследования. И, кстати, как правило, потому что продавец не спорил, а взял у нас обратно. А раз он не спорит, значит, он знает, что у них такое происходит, но из 10 попавшихся на этом плохом товаре, хорошо, если хоть 1 вернет обратно. Вообще-то тут, по-хорошему, надо следить. Информацию должны давать больницы. Когда люди начинают попадать в больницы с отравлениями, они должны бы выяснять, чем же отравились и давать сигнал в милицию. К сожалению, нет такого порядка у нас.
Ника: Я хочу представить вам нашего эксперта, который подключается из Омска по телефону. Это начальник юридического отдела Управления Роспотребнадзова по Омской области Елена Владимировна Новицкая. Скажите, насколько полезным может быть обращение людей в Роспотребнадзор, если они знают о том, что товары некачественные, есть нарушение санитарных норм, люди работают без санитарных книжек и т.д. Вы обязаны выезжать и проверять магазин или нет?
Новицкая Елена Владимировна: Это входит в полномочия Управления Роспотребнадзора по территории. То есть, если будут выявлены нарушения, вам обязательно сообщат, и мы надеемся на активную позицию наших потребителей.
Ника: А я правильно понимаю, что Роспотребнадзор так стихийно не может нагрянуть в магазин и проверить? Вы их предупреждаете, это плановые вещи?
Новицкая Елена Владимировна: Есть у нас порядок мероприятий по контролю, это плановое мероприятие, которое проводится раз в 2 года, в соответствии с законом 134 «О защите прав юридических лиц», а так же внепланово, это как раз по жалобам потребителей, либо по сообщению юридических лиц и государственных органов.
Ника: На вашем опыте часто находятся нарушения, и какие в результате наказания?
Новицкая Елена Владимировна: Часто по обращениям граждан проводятся проверки, и там выявляются нарушения, которые указаны в жалобе. Наказания бывают различные, это и административные наказания, и административное приостановление деятельности, штраф, так же по жалобам потребителей мы обращаемся в интересах неопределенного круга лиц в суд, для предотвращения незаконных действий той или иной организации.
Ника: Что у вас была за судебная история, я так понимаю, что вы выиграли эту историю по поводу округления суммы на чеке. Что это такое за округление?
Новицкая Елена Владимировна: У нас в Омске существует сеть супермаркетов эконом-класса «Наш магазин», они находятся в подвальных помещениях домов обычно. При приобретении продукции, вы приобретаете продукцию, развешенную в магазине, расфасованную, там стоит одна цена, а на кассе вам округляют цену до 10 копеек. То есть, если вам за товар необходимо уплатить 32 рубля 76 копеек, то на кассе с вас возьмут 32 рубля 80 копеек. Это у них такой небольшой бизнес был. Потребитель к нам обратился с жалобой на эти действия супермаркета, мы вышли с проверкой, выписали им предписания, суд признал наше предписание законным, после чего мы обратились в суд и выиграли его. Решение суда было признать противоправным нарушающее законные интересы неопределенного круга потребителей действие ответчика, системы округления суммы покупки.
Ника: Это доказывает, что настолько разные бывают случаи. Копейки считать мне бы, действительно, в голову не приходило.
Звонок 3: Я из Владивостока. У нас в супермаркетах в продуктовых, в мебельных, не разрешают проходить с документами, с сумками, с фотоаппаратами, а когда спрашиваем, несут ли они ответственность за наши вещи сданные, то они говорят, что не несут.
Шелищ Пётр Борисович: Это ваше абсолютное право. У вас не имеют права проверять, с чем вы входите, но вам должны создать условия, для того, чтобы вы могли оставить вещи на входе. При этом, магазин несет ответственность в соответствии с 47 главой Гражданского кодекса, это договор хранения и, естественно, тот, кто принял на хранение, не зависимо от того, выдали вам номерок или квитанцию или нет, несет ответственность за то, что вы оставили.
Ника: Но они же пишут «не несет». То есть, когда я вижу «не несет», я могу там просто не оставлять ничего.
Шелищ Пётр Борисович: Вы можете не оставлять, это ваше право. Единственное, что вы обязаны, в соответствии с правилами, утвержденными правительством, если вы вносите в торговый зал самообслуживания что-то, что там продается, предупредите, покажите. Больше никаких обязанностей у вас нет. Это очень распространенная история, вас заставляют оставлять в ячейках, которые закрываются так, что можно скрепкой открыть, какие-то свои ценные вещи потом говорят, что, если что-то случилось, а откуда они знали, что вы там оставляли. Я вообще рекомендую не оставлять. Можно ссылаться на 47 главу Гражданского Кодекса РФ, которая называется «Договор хранения». Вы вступаете в договорные отношения, когда оставляете что-то в месте, для этого предназначенном. Кстати, мне очень нравится то, что сейчас в ряде супермаркетов делают, когда вашу сумку, пакет, закатывают в полиэтилен и его специальное устройство запаивает, и вы с ним дальше движетесь по магазину, со своими вещами.
Ника: Есть вопрос, который всегда задают, по поводу того, если мы или наши дети что-то случайно разбили в магазине, каковы наши действия?
Козловская Галина Ивановна: Знаете, у нас недавно было обращение пожилой женщины, которая в универсаме, где очень узкие проходы, она даже не видела, как она полой пальто или рукавом задела и вообще, она ли это сделала, но появилось 2 охранника, которые ее под белы рученьки… Оказывается, она разбила глиняный керамический горшок, который стоил не много не мало 300 рублей. Печально и то, что ей вменили в вину то, что она разбила, заставили заплатить даже не по акту, а по чеку. Так вот Гражданский кодекс говорит о том, что до передачи товара покупателю, то есть до того, как покупатель выбил чек, ответственность за товар и за гибель товара несет продавец. Поэтому дама не обязана была платить за этот горшок. А в итоге получилось так, что она его как бы купила, у нее на руках, когда она вышла из магазина, был чек пробитый на 300 рублей.
Ника: Но бывают разные случаи, в конце концов, у меня банка могла выпасть из руки. Вы хотите сказать, что я тоже не обязана платить?
Козловская Галина Ивановна: Нет. Дело в том, что магазин экономит на том, что нет продавца, нет кассира. Если мы прошли кассу, заплатили, чек выбит, то это уже наш товар. А пока мы не заплатили за этот товар и мы не наносим какого-то специального ущерба, то есть не занимаемся разбоем в магазине… Я знаю, группа школьников, у них было такое развлечение, когда они мяли сырки, еще что-то… Здесь надо задерживать этих детей, вызывать родителей, штраф или еще что-то, взыскивать с них стоимость товара, а когда это сделано непреднамеренно, потому что узкий прилавок, потому что мы оступились, мы поскользнулись, мы не обязаны платить до тех пор, пока мы не оплатили этот товар. На это существует специальная статься Гражданского Кодекса, по-моему, ст. 235. Я попросила эту покупательницу немедленно вернуться в универсам, написать заявление директору универсама с требованием вернуть ей 300 рублей незаконно с нее взысканных.
Интернет-вопрос 1: На выходе из магазина нет весов для проверки веса товара.
Интернет-вопрос 2: Охранник на выходе проверяет у покупателей сумки, залезает туда.
Интернет-вопрос 3: На Кузнецовской улице в магазине «Карусель», в местах погрузки и разгрузки товара водятся крысы. Видели несколько раз, как персонал развлекается, показывая их сотрудникам магазина. Больше там ничего не покупаю.
Интернет-вопрос 4: Несколько раз на магазин «Лента» были обращения потребителей в милицию. В милиции объяснили, что с жалобами на «Ленту» в милицию обращаться бесполезно и выиграть это просто невозможно. Как добиться реализации своих прав?
Интернет-вопрос 5: В магазине «Пятерочка» лежат одновременно две упаковки с мясом, одна нормального цвета, другая зеленого. В магазине ответили, что мясо окислилось. Почему другое не окислилось, не понятно.
Интернет-вопрос 6: При покупке весового товара в контейнерах и взвешивании его самостоятельно на весах учитывается вес брутто, а не нетто. Это практикуется во всех сетевых магазинах. Ценника на тару нет. При обращении к администратору магазина говорят, что все исправят, тем не менее, никаких результатов нет.
Козловская Галина Ивановна: У меня теперь основное развлечение, когда я попадаю в большой супермаркет, я перевешиваю овощи, которые в сеточке. Там 5 кг картошки, 3 кг лука. Очень часто бывают недовесы. Я считаю, что надо просто писать в жалобные книги, прошнурованные, пропечатанные и звонить в Роспотребнадзор.
Ника: А весы должны быть контрольные на выходе?
Козловская Галина Ивановна: Конечно. Всегда. В супермаркетах вообще кругом эти весы, так что проблем с перевешиванием нет. Но, когда я обращалась к администратору магазина, она объясняла это тем, что им поставляют уже расфасованный товар. Но это не наши проблемы, а проблемы магазина, работа с поставщиком, чтобы он их не подставлял. Я призываю вас жаловаться активно и грамотно. Пишите в жалобные книги, звоните нам, жалуйтесь в Роспотребнадзор, тогда, может быть, ситуация сдвинется с места.
Ника: Сумки охранник имеет право проверять?
Шелищ Пётр Борисович: Нет, не имеет права.
Ника: А то, что бесполезно жаловаться на "Ленту", что у них все схвачено… Может люди зря в милицию пришли или в милицию тоже можно пойти пожаловаться?
Шелищ Пётр Борисович: Я думаю, что ваша передача посильнее, чем жалоба в милицию, потому что мы, в конечном счете, наказываем недобросовестных продавцов своим рублем. Если мы не идем туда, то они терпят убытки и уйдут с рынка. Давайте ходить к тем, кто добросовестные. Но потребитель не очень хорошо знает, где все в порядке. Кстати, что касается недовеса, это грех не только продавцов, но и производителей. Галина Ивановна дала очень важный совет. Пишите в жалобную книгу. Это во всем. Даже спичек в коробке должно быть 50, а их там меньше. Можно сказать, что мы зануды, пересчитываем спички, но понимаете, когда в любой упаковке сметаны или майонеза 5 грамм не хватает, это же в масштабах страны огромные неучтенные деньги, которые незаслуженно изымаются из нашего кармана.
Ника: Мы вчера обсуждали защиту персональных данных и у нас была жалоба на один сетевой магазин, и если дама нас слышит, то мы хотим сказать, что руководство этого сетевого магазина позвонило сразу же после окончания программы, чтобы выяснить, почему их название упоминалось. Так что вы правильно сделали, что написали нам.
Улица Петербург: Я часто пользуюсь сетевыми магазинами, особенно магазином "Карусель". У меня к нему претензий нет, но я бы хотела узнать, если произошла ошибка, я обнаружила ошибку в чеке уже дома, кому, когда и как я могу предъявить претензии по чеку?
Козловская Галина Ивановна: К администратору магазина. Вернитесь.
Ника: Я ушла от кассы, они могут сказать, что я уже вытащила свою сметану с хлебом.
Козловская Галина Ивановна: В США есть опыт такой, где в магазине на одном квиточке пишут жалобу, а на второй половинке администратор пишет ответ. Нашелся бы у нас хоть один такой супермаркет, который рискнул бы повесить такие стенды. Это как открытая жалобная книга и это настолько говорит о добросовестности и желании работать с покупателем… А куда жаловаться мы перечисляли сегодня.
Звонок 4: У нас рядом магазин шаговой доступности. Я взяла хлеб, у меня было мелочи много, я сосчитала мелочь, дала за хлеб. Унизили, обозвали, оскорбили. Я пришла домой, меня из-за этого хлеба просто трясло. Дочка позвонила в Защиту прав потребителей. Нас оттуда отфутболили. Мы такие жалобы не рассматриваем. А вы говорите, звонить.
Козловская Галина Ивановна: Вообще обществ потребителей несколько в Петербурге. Обсчеты, обвесы мы не рассматриваем. Этим занимаются государственные структуры, которые могут предъявить. Мы можем дать совет, но не более того. А для того, чтобы состоялась проверка надо жаловаться в государственные структуры, то есть, в Роспотребнадзор и даже отделение милиции. К нам жаловаться на ситуацию в магазине, на качество товара, неправильное обслуживание.
Шелищ Пётр Борисович: мы были названы инстанцией. Мы не инстанция. Мы такие же граждане покупатели, потребители услуг, которые организовались для того, чтобы как-то помочь себе и другим отстаивать свои права. У нас нет полномочий призвать продавца к ответу. Ни малейших, но, если мы с вами будем собирать претензии, как мы уже говорили, к магазину, к производителю, то мы сможем предупредить миллионы других потребителей, чтобы не покупались на эту марку, на эту вывеску магазина, тогда они сами уйдут в мир иной. И, конечно, разъяснять людям их права.