«Пиротехники»
21.10.2007, 22:20 Культурный слой
Подлинное пиротехническое искусство не сравнить с техникой спецэффектов, ведь именно оно было подспорьем нашему кино в течение многих десятилетий. Без него невозможно себе представить ни "Чапаева", ни "Человека-амфибию", ни "Собаку Баскервиллей".
Быть пиротехником - значит постоянно рисковать и ежедневно подвергаться смертельной опасности.
Лев Лурье: Киностудия "Ленфильм" – огромное предприятие, напоминающее гигантский завод. Кинопроизводство очень похоже на производство индустриальное. Здесь задействована огромная масса людей и уникальных специалистов. Мы, как правило, знаем и рассказываем о тех, кто на виду - о главных режиссерах и о кинозведах. Но кино невозможно без гримеров, ассистентов и без пиротехников. Об этой, быть может, самой романтической специальности кинематографа мы сегодня и будем говорить.
Дмитрий Светозаров, режиссер: Насколько мне известно, пиротехники существуют с начала кинематографа. Уже в фильмах Жоржа Мельеса возникают какие-то пиротехнические трюки.
Николай Дик, актер: Эти люди немножко похожи на алхимиков. Они знают какую-то великую тайну искусства.
Владимир Богданов, актер: Я очень завидую этим ребятам, поскольку они имеют дело с настоящими мужицкими вещами: с ружьями, пистолетами, автоматами, гранатами, пушками.
Пиротехнический цех "Ленфильма" – организация уникальная. Не коммерческая структура, а содружество людей, которые свое увлечение превратили в профессию. Клуб по интересам и конвейер одновременно. Более тридцати лет душой пиротехнического цеха был Александр Яковлев. Человек, который не только работал в кино, но и как будто бы сам сошел с киноэкрана.
Алексей Герман, режиссер: В жизни это человек как человек. Но в процессе работы он был просто прекрасен. Саша Яковлев делался неожиданно очень высоким ростом, он вырастал, шел по коридору студии, здесь у него висели два немецких пулемета, здесь у него висели шесть немецких автоматов, здесь висели кинжалы. Это было незабываемое зрелище. Я, наверное, в него влюбился бы, если бы был дамой.
Игорь Масленников, режиссер: Он был энциклопедически образован. Все, что касается войны, оружия, пожаров, дымов, он знал в совершенстве. К своей работе он всегда относился творчески. Это он изобрел камин в «Шерлоке Холмсе» из гипсовых поленьев. Мы с изумлением обнаружили, что можно устроить в павильоне камин, который будет совершенно как настоящий.
Лев Лурье: Промышленность не изготавливает специальных приспособлений для того, чтобы обрушивались небоскребы, падали самолеты, переворачивались машины, гибли люди. Для каждого фильма, для каждого эпизода пиротехники делают оборудование сами. Вот сейчас мы видим имитатор огнемета. Разработка пиротехников "Ленфильма".
Аркадий Алексеев, начальник пиротехнического цеха: Работа пиротехника – это творчество, мастерство, доведенное до совершенства. Нужно иметь в виду, что задача для пиротехника может быть поставлена прямо на площадке.
Автором многочисленных пиротехнических эффектов был Александр Яковлев. Именно ему принадлежит изобретение трюка – «прямое попадание пули в лоб». Отработка трюка заняла два месяца. Чтобы рассчитать заряд, который не поранит актера, Александр испытывал изобретение на собственной голове. Пиротехники шутят: они как повара – любое блюдо нужно попробовать первым.
Анатолий Бондарчук, мастер-пиротехник: Фильм «Тегеран 43» впервыеза всю историю советского кино показывает попадание пули человеку в лоб. Это очень сложная методика, она у Саши была накатана, она работала.
Игорь Масленников, режиссер: Он был фанатически влюблен в свою профессию. В нашей экспедиции он непрерывно рассказывал удивительные вещи об оружии. Я говорю только об огнестрельном оружии, но он замечательно знал и холодное оружие. Я думаю, что в Эрмитаже он мог бы проводить экскурсии в этом рыцарском зале. Потому что он знал все досконально.
Аркадий Тигай, сценарист: На него был огромный спрос, он был лидером на пиротехнической студии.
Лев Лурье: За моей спиной Петербургский университет кино и телевидения. Здесь готовят операторов, режиссеров, сценаристов, звукорежиссеров, а пиротехников здесь не готовят, потому что их вообще нигде не готовят. Это дети, которые взрывали патроны, стреляли из пистолета пистонами, бросали карбид в лужу. Это дети, которые и взрослыми остаются детьми.
Мальчикам, которые любят оружие, есть куда пойти в Петербурге: Артиллерийский музей, Рыцарский зал Эрмитажа, музей Военно-Морского флота. Смотреть можно, трогать нельзя. Есть только одно хранилище в Петербурге, где все, что должно колоть, – колет, все, что должно стрелять, – стреляет. Это оружейные комнаты Ленфильма – настоящий музей и одновременно действующий арсенал.
Эдуард Розовский, кинооператор: Там работал интересный парень Дима Кулешов. На этой картине нужно было создать целую серию взрывов, иллюзию того, что вся станция взрывается, дымится.
Лев Лурье: Профессия пиротехника – это профессия нервная и рискованная, как профессии морского пехотинца или опера в уголовном розыске. Пиротехников с этими людьми роднит какая-то абсолютная внутренняя свобода и раскованность. Вот таким человеком был и Александр Яковлев.
Алексей Герман, режиссер: У нас был шторм, и было понятно, что наши пиротехнические мины могут рвануть. Это был корабль Балтийского флота, который стоил пятнадцать бюджетов нашего фильма. Он всю ночь поздней осенью нырял под пароход его обтирали спиртом, он опять нырял и все вытянул.
Роман Жилкин, актер: Это был удивительного спокойствия человек, я поражался его спокойствию, волшебный был человек.
Игорь Масленников, режиссер: На него можно было всегда положиться. Когда идет съемка на натуре, надо очень точно понимать и знать, где и в какую сторону закладывать дымы с учетом рельефа и ветра. Он это делал артистично и все это передал своему сыну, маленькому Сашке, который теперь заменяет его на "Ленфильме".
В пиротехниках есть что-то от русских цеховых мастеров. Здесь ремесло передается от отца к сыну. Несколько месяцев назад Александр Яковлев ушел из жизни, но оставил после себя наследника в профессии – Александра Яковлева-младшего.
Александр Яковлев-младший, пиротехник: Кто-то приходит в кино, а я в нем родился. У меня бабушка была пиротехником, дед был пожарным, а папа хотел, чтобы я стал юристом, отдал меня учится на юридический факультет. Я его закончил и стал пиротехником.
Несмотря на его молодость, на счету Александра Яковлева-младшего более десяти самостоятельных работ. Сегодня он пиротехник-постановщик у ведущих российских режиссеров. Настоящим испытанием для молодого пиротехника стал фильм «Жмурки» Алексея Балабанова, рекордный по количеству расстрелянных кинозвезд на единицу экранного времени.
Лев Лурье: Иногда кажется, что пиротехники играют в войну, но на самом деле съемки таких фильмов – это и есть война. История кинематографа пестрит случаями, когда гибли актеры, гибли сами пиротехники. Это только кажется, что убить человека в кино просто.
Аркадий Тигай, сценарист: Были очень серьезные случаи. Помню, на съемках «Даурии» актер получил настоящую травму и ходил с обожженным лицом.
Эдуард Розовский, кинооператор: Самое сложное – это работа со взрывами, потому что это требует не только подготовки взрывпакетов, но и точной расстановки, подготовки самой земли, чтобы подушка земляная была просеяна, чтобы туда не попадали какие-то посторонние предметы, которые могут случайно разлететься и убить.
Пиротехники играют с огнем – в буквальном и переносном смысле. Чтобы рискованная игра не закончилась печально, пиротехник должен разбираться в химии, физике, математике. Но главные знания приобретаются на практике. Мастер пиротехнического цеха умеет поставить дым, подготовить эффектный взрыв или организовать пожар, знает оружие до малейших деталей и умеет им пользоваться. Каждый пиротехник "Ленфильма" – универсальный солдат.
Александр Яковлев-младший, пиротехник: Когда приезжают иностранные пиротехники, они очень удивляются. У каждого их них есть своя узкая специализация (один занимается оружием, другой – дымом, третий – взрывами). У нас всем приходится во всем разбираться понемногу.
Лев Лурье: Нынешний век в кино – это век спецэффектов и компьютерных технологий. Казалось бы, профессия пиротехника должна быть заменена профессией хитрого компьютерщика. Но нет, пиротехники востребованы как никогда. Вот здесь, на "Ленфильме", снимают одновременно тридцать картин. В этих тридцати картинах задействованы все восемь ленфильмовских пиротехников.
Влад Фурман, режиссер: Для меня компьютер только усиливает какие-то вещи. Я стараюсь не прибегать к компьютеру, если это не фантастическая картина, где в силу жанра это необходимо.
Дмитрий Светозаров, режиссер: Например, я могу настаивать на том, чтобы стреляли вживую, потому что мне не нравится качество компьютерной дорисовки.
Компьютерные технологии принесли в кино небывалые возможности. Однако ничто не может заменить живую игру актеров и реалистичную атмосферу на съемочной площадке. Этому нимало способствует и мастерство пиротехников. На съемках фильма «Двадцать дней без войны» пиротехнику Александру Яковлеву удалось решить творческую задачу, над которой долго бился режиссер.
Алексей Герман, режиссер: Я никак не мог добиться, чтобы артисты у меня в фильме «Двадцать дней без войны» ныряли в окопы.
Положение спасли пиротехники. Александр Яковлев целый день просеивал песок от камней, чтобы обезопасить актеров и поставил на площадке заряды необычайной силы. Эффект превзошел все ожидания.
Алексей Герман, режиссер: Дрогнула земля, и началась настоящая война. Взрывы были в высоту с пятиэтажный дом, актеры испугались, забегали и так нырнули в окопы, как даже не повторить.
Владимир Богданов, актер: Как ни странно, они порой могут даже подменять актерское мастерство собою, точнее своими техническим прибамбасами. Мне нужно было в кадре умереть от взрыва, я думаю как бы сыграть. Вдруг так взорвалось, с таким грохотом, что я страшно испугался всерьез. Хватило одного дубля, режиссер сказал, что лучше не бывает.
Среди множества кинопрофессий, которые остаются за кадром, работа пиротехников – самая благодарная. Ее всегда видно на экране. Но только настоящие мастера способны создать нечто большее, чем зрелище – атмосферу достоверности, подлинности происходящего, которая и составляет магию кино, независимо от жанра.
Лев Лурье: Со времен немого кино два самых кассовых жанра кинематографа – это фильмы про войну и фильмы про любовь. Понятно, что в фильмах про войну раздаются взрывы, стреляют пушки, ружья и автоматы. Но и фильмы про любовь – это часто фильмы, в которых героя убивают кинжалом, или стреляют в него из пистолета, это фильмы про ревность, про преступления, и поэтому специальность пиротехника нужна почти в каждом художественном кинофильме.