Теперь наш канал доступен в MAX
Присоединяйтесь, не теряйтесь!

«Банковские карты»

22.10.2007, 14:45 Открытая студия

«Банковские карты»

В магазине, в кафе и даже на заправке сложно представить себя без кредитной карты. Вы получаете по ней зарплату, платите за покупки. Но где гарантия, что карточку не проглотит банкомат, а в кафе не спишут со счёта большую сумму?

Ника: Добрый день. Как всегда по будням в это время в эфире программа «Открытая студия». Как всегда мы приветствуем вас в прямом эфире в нашей знаменитой Открытой студии в центре Петербурга. Мы сегодня предлагаем поговорить о вещах, которые большинству из нас понятны: мы будем говорить о банковских картах или, как говорят профессионалы, платёжных картах или, как говорим мы – пластиковых картах. Это карты, которые нам дали на работе, на которые нам перечисляют зарплату, и которыми многие из нас привыкли оплачивать какие-то покупки, ездить за границу с картами, хранить деньги на банковских счетах и пр. Мы же не доверяем картам, мы любим снять, и всё чтобы хранилось под подушкой или в кошельке. Какова сейчас тенденция, насколько люди привыкают к платёжным картам? О чем мы должны думать, и в каких вопросах мы должны быть бдительны? И, главное, мы хотим вас предостеречь от расцветающего пышным цветом мошенничества не только в нашей стране, а везде, потому что владельцы карт становятся часто лёгкой добычей мошенников. Мы хотим, чтобы наша передача была максимально полезна.

У нас сегодня очень компетентные собеседники, в нашей беседе принимают участие президент Ассоциации коммерческих банков Северо-Запада Джикович Владимир Велийкович и московский собеседник - вице-президент, директор по развитию бизнеса Управления кредитных карт ЗАО КБ «Ситибанк» Михаил Борисович Бернер.

Джикович Владимир Велийкович: В Петербурге больше 6 миллионов карт, конечно, есть перевыпуски, но сегодня эта цифра уже охватывает больше 80 % населения, ну, может быть, 70%. Точной статистики у меня нет, но сегодня по картам получают и пенсионеры пенсию, и студенты стипендию, и, практически, все организации, в том числе и госучреждения перешли на платёжные карты. Так, во всяком случае, в Петербурге. Все уже поняли их большое преимущество, поскольку любому предприятию не нужно инкассировать, не нужно иметь кассира, не нужно вводить специальные меры безопасности. Это удобно для всех. В общем-то, банки охватили достаточно большую территорию по России в целом, таково моё мнение. Что же касается расчетов по платёжным картам, то статистика показывает, что у нас 95% процентов всех платежей – это снятие денег с банкоматов. И только приблизительно 5%, а к концу года примерно 7% - если это будет – это расчеты за товары и услуги. Эта ситуация серьёзно отличает нас от тех стран, где это развито, где наличные деньги не ходят. Там ситуация обратная, скажем, там 20-30 % - это снятие наличных, остальное – это всё безналичный расчет. И, в общем, нас беспокоит такая ситуация.

Ника: Михаил Борисович, как Вы считаете, люди боятся? Может, они не доверяют или не умеют ещё достаточно пользоваться картами? Почему мы используем карточку, чтобы дойти до первого банкомата, хотя желательно, чтобы это был свой родной банкомат, которому карта принадлежит, и просто снять деньги, а потом уже с наличными деньгами пойти в магазин, кафе и т.д.? Это боязнь или незнание?

Бернер Михаил Борисович: С Вашего позволения, я дополню немного по первому вопросу. Мне кажется, что Владимир абсолютно прав, количество карт, выпущенных в России, оно, конечно, существенно больше. По нашим данным, это порядка 6 миллионов карт, которыми россияне пользуются. В то же время, действительно, процент использования карт в торгово-сервисной сети существенно меньше в пропорции, чем по снятию наличных. Я думаю, что это связано не столько с боязнью пользования картами как таковыми, сколько с отсутствием опыта и с отсутствием, если можно так сказать, финансового некоторого образования в этой сфере. Но большинство стран прошли по этому пути. То, что происходило порядка 10 лет назад в Польше, в Турции, в странах, которые относительно близки нам по уровню социально–экономического развития, и то, где они находятся сейчас, говорит о том, что достаточно скоро тенденция развития пластиковых карт в России по темпам роста, а темпы роста у нас выше, чем они были в других странах, я думаю, придёт к тому же самому этапу, когда карта станет абсолютно необходимой частью любого гражданина, и ею будут пользоваться для оплаты.

Ника: Но здесь есть, согласитесь, проблема. Если мы будем брать большие города: Москву, Петербург, Нижний Новгород, здесь эта проблема не так заметна, как в других городах – у нас ещё не так много мест: кафе, ресторанов, магазинов, если это небольшие сетевые магазины, где просто элементарно берут эту карточку. Я думаю, каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда ты подаёшь карточку в магазине, и продавец впадает в ступор и говорит: ой, карточка, сейчас…Таня, помоги мне, что здесь надо нажать? Ещё нет культуры и с обратной стороны, правда?

Бернер Михаил Борисович: Безусловно, есть такая проблема. Но вы знаете, мы в «Ситибанке» когда начинали бизнес по выпуску кредитных карт в конце 2003 года, на тот момент по данным Ассоциации «Визы» и «Мастеркард» было всего 30 000 точек в России, где принимались карты. На начало этого года – порядка 150 000 точек, т.е. рост практически в 5 раз за относительно небольшой срок. Я думаю, что тенденция здесь такая, что сосредоточение розничной торговли и в крупных городах и в городах более мелких идёт через сетевые магазины или точки обслуживания: рестораны и т.д. Они в разных городах в большинстве своем стараются принимать карты. То, что мы видим в Москве и в других городах - мы часто ездим по России, развивая наш бизнес, - всё больше мест, где можно расплатиться картой. При этом необязательно это дорогие магазины или рестораны, куда заходят среднестатистические граждане России.

Ника: Владимир Велийкович, скажите, а чем плохи наличные деньги?

Джикович Владимир Велийкович: Это плохо для всех, между прочим. Когда деньги находятся на вашем счёте в банке, а карта как раз позволяет к счёту подойти, это значит, что деньги одновременно у вас и в то же время в банке, а банк – это же не мешок с деньгами. Это финансовый посредник, который временно использует свободные средства для аккумулирования их и направления туда, где они востребованы экономикой, т.е. одновременно он может кредитовать вашими деньгами. А в нормальной экономике как раз ресурсы очень важны. А когда деньги у вас в кармане, они исключены из оборота. Вам они ничего не приносят, потом вопрос безопасности: наличные деньги могут украсть из квартиры, из кармана. Если карту у вас украдут, ничего страшного не произойдёт. Никто не может воспользоваться, вы просто позвоните в банк, заблокируете счёт, поставят вам стоп-лист, и все деньги ваши сохранятся.

Звонок телезрителя: Вопрос о процентах на платёжной карте. Если деньги с карты снимаются редко и идёт накопление, а проценты не идут. Можно ли купить карту, может даже золотую карту, чтобы на неё шли деньги и проценты?

Джикович Владимир Велийкович: Очень небольшой процент идёт. Всё зависит от банка, где вы размещаете, от карты, какую вы взяли, от суммы и т.д., это всё индивидуально, по договорам. На самом деле, это деньги до востребования, они всегда самые дешёвые. Вы можете воспользоваться в любую секунду и снять все деньги, поэтому большие проценты быть не могут. А если вы хотите накопить, то этот же банк откроет вам вклад на год, на полгода, на 5 лет, на какой угодно. И там уже проценты установлены, т.е. вы просто заключаете договор с банком о том, что вы не будете брать эти деньги в течение какого-то времени, он вам будет платить повышенные проценты.

Ника: Михаил Борисович, надо открыть дополнительный счёт, получить дополнительные карты, и я уже буду платить дополнительно за обслуживание этого счёта, да?

Бернер Михаил Борисович: Не совсем так. Можно держать те средства, которые есть на собственном счёте, а можно перевести их просто и открыть депозит. В случае, когда речь идёт о накоплении, лучше открыть срочный депозит в том или ином банке, Собственно на самой карте средства предназначены для ежедневного расходования, для того, чтобы их снимать, оплачивать покупки и прочее.

Ника: Если говорить о нашей бдительности, насколько велика она должна быть?

Джикович Владимир Велийкович: Надо просто соблюдать элементарные правила: подошли к банкомату, во-первых, надо посмотреть, нет ли там чего-то странного, необычного. Если рассмотреть случай мошенничества со считывающим устройством, то это должно быть расположено где-то в районе карты. Если вас что-то смущает или карта не входит, лучше уйти. Когда вы набираете пин-код, никто не должен стоять за вами. Лучше прикрыть набор свободной рукой, Даже если какое-то считывающее устройство вдруг мошенники там установили, то без пин-кода они ничего сделать не могут. На самом деле банки, когда инкассируют банкоматы и службы безопасности, они периодически осматривают банкоматы как раз на случай предотвращения мошенничества. Конечно, всё может быть в жизни, но на самом деле, если соблюдать элементарные правила, этого достаточно. То, что касается расчетов, то мы вообще не наблюдали таких случаев. Если вы в магазинах, сетях где-то рассчитываетесь, то 2 раза там сумму могут снять или ещё что, мы практически такого не замечали, во всяком случае, в Петербурге. Но что касается покупок через Интернет, то здесь надо быть внимательным и осторожным.

Ника: Часто в магазинах сегодня нам предлагают альтернативу: либо продавец сам прокатит карту, либо говорит, введите пин-код. И как-то вводить пин-код, когда напирает народ, очередь сзади, не очень приятно. Что Вы посоветуете?

Бернер Михаил Борисович: Вы знаете, сейчас весь мир переходит на новую технологию, которая называется «чип-и-пин», т.е. карты оснащены чипом, вмонтированным в саму карту, микропроцессорное устройство вмонтировано, и, соответственно, карта прокатывается через другой терминал, и предполагается, что клиент при оплате покупок вводит пин. В принципе эта технология зарекомендовала себя за рубежом очень хорошо. Она более рискобезопасна. Безусловно, карту надо держать при себе, сделать так, чтобы кошелёк у вас с картой не похищали, но при этом, как показывает зарубежный опыт, технология «чип-и-пин» более безопасна, чем технология, когда клиент подписывается. Подпись постепенно уходит в прошлое. У нас пока эта технология не распространена.

Ника: Скажите, вот мы подписываем эти чеки, а куда это потом идёт? Что, кто-то потом сверяет мою подпись с чем-то? Или это на экстренный случай?

Бернер Михаил Борисович: В разных сетях есть, безусловно, у кассиров инструкция. Если это покупка на относительно небольшую сумму, они могут не сверить вашу подпись. Но если покупка на достаточно большую сумму, скажем, начиная от 3000 рублей, то практически в 100% случаев кассир обязательно проверит вашу подпись, сравнит её с тем, что нанесено на обратной стороне. А часто ещё и попросят документ, мы это видим в Москве и в других крупных городах.

Ника: А имеют право просить документ?

Бернер Михаил Борисович: Наверное, с точки зрения зарубежного опыта, это рудимент, ни в одной стране Западной Европы вы не встретите такого, но, тем не менее, в торговой сети кассиры предпочитают доверять, но проверять.

Ника: Хочу сказать, что у нас соседка Финляндия, где русских туристов много, так вот там проверяют у русских туристов паспорта.

Бернер Михаил Борисович: Я могу сказать, что многие банки заносят фотографии клиентов на собственную карту. И это тоже существенно снижает риск мошеннических операций по этой карте. Даже если карта украдена, то сложно ею пользоваться, если не ваша фотография нанесена на лицевой стороне. Опять же не нужно показывать свой документ лишний раз.

Улица, Петербург: Существует ли у нас в России какая-нибудь система страхования банковских карточек от каких-либо случаев мошенничества? Как застраховать вклад?

Бернер Михаил Борисович: В России существует вообще система страхования вкладов. То, что на карточке, т.е. на карточном счёте, значит, застраховано до 400 000 рублей в случае банкротства банка. Если что-то произошло, в каждом банке существует своя процедура. Ведь есть такая услуга, которая сегодня предоставляется банком – вы можете получить на свой телефон SMS сообщение по каждому платежу. Это услуга платная, в каждом банке свой тариф, но это позволяет отследить все операции: как только прошла любая операция, вам сразу придёт сообщение на телефон. Потом вы в банке получаете все расчеты, распечатку. Если это вызывает какие-то сомнения, то в каждом банке ответственные люди, которые будут с вами разбираться и выяснять, в том числе многие банкоматы оборудованы видеокамерами, там можно поднять видеозапись.

Ника: У меня был случай – банкомат «съел» карту. В таком случае надо звонить в свой банк, чтобы заблокировали карту, да?

Бернер Михаил Борисович: Скорее всего, карта у вас была ещё не активирована.

Ника: Нет, нормальная карта, потом приезжали, её вынимали. Но деньги не пропали, всё в порядке. Но у меня не было номера банка, он остался на карте, я просила людей, они звонили. Что же произошло? Почему банк это сделал по чужому звонку, чужой просьбе?

Бернер Михаил Борисович: Конечно, когда вы заключаете договор, там есть некие ключевые слова, известные только Вам. Но в этом случае банк может сообщить Вам некую информацию. По счёту. Чтобы поставить в стоп-лист, т.е. заблокировать карту, здесь достаточно просто сказать об этом. Это как бы гарантия того, как я понимаю, чтобы деньги не исчезли. Потом есть время разбираться.

Звонок: У меня сняли со счёта деньги через банкомат. Карта была со мной, я была на работе. Когда я обнаружила это, я обратилась в банк, мне была просто отписка, причём дважды, 2 раза я заявление подавала, - что проведено расследование, что не надо давать свой пин-код, не должны передавать свою карточку. Я этого не делала. Мне бы интересно узнать, каким образом банк проверял вот это снятие денег в данном случае: карточку у меня не изымали, меня никуда не вызывали, но, тем не менее, дали вот такую отписку. Защищена ли моя карточка каким-то образом, и может ли банк по моей карточке определить, когда и сколько раз снимали деньги? Кроме того, если мою карточку подделали, то у меня же нет следа этой операции на моей карточке.

Бернер Михаил Борисович: Почему банк вам так ответил, пожалуйста, обратитесь в Ассоциацию, мы отдельно можем разобраться, почему такой формальный подход.

Ника: Оставьте свой телефон.

Бернер Михаил Борисович: Когда мошенники действительно считывают информацию, они изготавливают сам пластик, т.е. карточка остаётся у вас, на магнитной полосе содержится информация, но если у них есть считывающее устройство, то они изготовят так называемый белый пластик, а если пин-код был доступен, значит, тогда операция была возможна. В данном случае нужно разобраться со службой безопасности банка, обратитесь к нам, мы постараемся помочь.

Ника: Михаил Борисович, а согласитесь, что банку в общем-то всё равно, кто наберёт заветный пин-код? Это самая большая проблема, и застраховать меня от такого типа мошенничества получается достаточно бессмысленно?

Бернер Михаил Борисович: В принципе есть программа по страхованию карт и кредитных, и дебетовых от риска мошеннических операций. Есть программа, которую мы предлагаем своим клиентам, она называется «защита вашего кошелька», она подразумевает полное возмещение той суммы, которая была списана вследствие мошеннических операций в ряде случаев на самом деле. Это может быть и ограбление: скажем, вы снимали наличные в банкомате, вечером к вам подошли и забрали эти деньги. Это может быть потеря карты - вы не успели ещё сообщить в банк о потере карты, что карту украли и ею начали пользоваться, или другие операции. Есть такая услуга – страховая кампания возмещает все потери клиента. И я бы рекомендовал клиентам, которые чувствуют потенциальный риск, такими страховыми программами воспользоваться. В то же время есть ещё и системы SMS оповещения, о которых говорил Владимир. И большинство банков сейчас активно эту услугу своим клиентам предлагает. Если клиент обнаружил, что снимались средства с его счёта, он получает SMS сообщение в течение нескольких секунд, может сразу же позвонить в банк, заблокировать карту, сказать, что по карте идут чьи-то чужие операции. Банк сразу же возьмёт на контроль эту карту. И в принципе, у банка есть возможность отследить, в каком конкретно банкомате производилась операция. Во многих банкоматах установлены камеры, т.е. есть определённые рычаги. Но клиенту, конечно, хорошо быть осведомлённым о подобных рисках.

Интернет-вопрос 1: Сегодня популярны зарплатные пластиковые карточки. Но имеется ли возможность пользоваться ими за границей? Пластиковых карт сейчас очень много. Какими из них можно пользоваться за границей, можно ли ими расплачиваться в магазинах или надо снимать наличные в банкомате и какой существует процент?

Интернет-вопрос 2: Существуют определённые ограничения по вывозу наличной валюты при пересечении границы. Какие существуют ограничения по вывозу безналичных денег, имеется в виду валюта, на пластиковых картах? И кому и как это выгодно?

Бернер Михаил Борисович: Безусловно, можно пользоваться вашей зарплатной карточкой любой системы. У нас 2 международные платёжные системы развиты сейчас в России - «Виза» и «Мастеркард». Они могут быть «электрон», обычные, «голд» и т.д. Они могут быть в валюте, в рублях – это не имеет значения. За границей везде, там, где эти карты принимают, должен быть значок. В магазине, на кассе или на входе, должен быть значок, там написано, какие карты, «виза» или «электрон» здесь принимают. Можете пользоваться и рассчитаетесь именно в той валюте, в какой стране вы находитесь. Банк с вашего счёта спишет необходимую сумму в рублях, сконвертирует её в нужную валюту, и расчёт будет произведён.

Ника: Это дорогая операция?

Бернер Михаил Борисович: А вот пусть «Ситибанк» скажет, потому что у каждого банка по-своему, обычно, конечно, он берёт небольшой процент, он близкий к курсу. Так что проблем нет. А по вывозу сегодня наличная валюта – это эквивалент 3000 долларов без декларации. По картам, насколько я знаю, ограничений никаких нет.

Ника: По поводу того, когда я расплачиваюсь за границей, и банк понимает, что я плачу евро, а здесь у меня рубли, это во-первых; а во-вторых, что выгоднее: пойти на парижской улице в банкомат, снять деньги или расплатиться напрямую в магазине?

Бернер Михаил Борисович: Знаете, напрямую зависит, конечно, от банка и от того продукта, который у вас есть. Банки берут комиссию за использование карты за рубежом, и она может составлять от 1,5 до нескольких процентов. Что касается снятия наличных против использования карты за рубежом, то, безусловно, выгоднее всё-таки использовать карту, потому что часто бывает сложно найти банкомат, плюс во многих банкоматах есть определённые лимиты на снятие наличных по картам, выпущенным российскими банками, например. Мы рекомендуем своим клиентам всё-таки пользоваться картой для оплаты товаров и услуг. А снятие наличных влечёт за собой ещё и комиссию того банка, который выпустил карту, а зачастую ещё и того банка, который выдал наличные.

Звонок: Уважаемые гости не упомянули, что существует ещё комиссия торгующих организаций на обслуживание платежей по картам, например, насколько я знаю, порядка 1%, когда торгующая точка должна оплатить операцию из своего кошелька. Мало того, ей запрещено начислять этот процент на сумму покупки сверху, поэтому многие на это не идут. Есть 2 крупные сети, я не буду их называть в эфире, торгующие продуктами в городе, там карты не принимают. Естественно, я там расплатиться не смогу. Мне сказали, что их там и не будет.

Бернер Михаил Борисович: По договору между банками и приёмом платежей устанавливается комиссия, но для покупателей это ничего не стоит. Я считаю, что с точки зрения привлечения покупателя, мы должны продвигать расчеты без наличных. Кстати, просто неудобно, в конце концов – город у нас не самый маленький европейский, и расчеты все наличными деньгами - просто вчерашний день.

Ника: С чем связано ограничение, когда из множества касс только в 3 принимают карточки?

Бернер Михаил Борисович: Для магазина нужно ещё оборудовать терминалы плюс обучение персонала. Но крупные сети должны быть впереди в этом деле.

Интернет-вопрос: Не планируется ли создание в России собственной платёжной системы, типа «мастеркарты левиза»?

Интернет-вопрос: Почему некоторые супермаркеты требуют при оплате по картам предъявить паспорт или другой документ, а некоторые вообще без необходимости говорят: давайте карту, никаких документов не нужно?

Интернет-вопрос: Это касается карт для оплаты по Интернету. В каком банке лучше оформить и как с ними быть?

Джикович Владимир Велийкович: Что касается своей системы. Существуют 2 наших национальных системы: это «сберкарта» и « золотая корона». Что касается «сберкарт», то они больше распространены как бы за Уралом. Я не знаю, «сберкарта» конвертируется или нет. По моим данным, она не конвертируется, только в России и то большей частью в собственной сети Сбербанка. Для расчетов было бы неплохо, чтобы у нас была такая система, чтобы мы не пользовались международными. Но эти удобнее.

Ника: Сейчас становится популярной плата через Интернет. Насколько она опасна, мы же вводим свои данные?

Бернер Михаил Борисович: Я лично пользуюсь картой для оплаты услуг в Интернете достаточно часто и ни разу не испытал никакой проблемы, с этим связанной. Но я бы рекомендовал нашим соотечественникам внимательно посмотреть на сайт и хорошо подумать, стоит ли на этом конкретно сайте пользоваться картой. Если это сайт, скажем, крупного бюро путешествий, авиакомпании, какого-то Интернет-магазина, который имеет достаточно долгую историю в России или репутацию за рубежом, тогда это практически безопасно. Если же это сайт несколько сомнительного содержания, то лучше не рисковать. В целом безопасность расчетов в Интернете очень существенно выросла за последнее время, и количество мошеннических сайтов, созданных специально для того, чтобы получать данные о кредитных картах, а затем использовать их, оно сократилось. Плюс выросло понимание клиентов - где можно пользоваться картой, а где нельзя.

Улица, Петербург: Могут ли люди, которые в силу своих служебных обязанностей имеют доступ к служебной информации по картам клиентов, имеются в виду банковские служащие, произвести какие-то перечисления с моей карты на свой счёт, и что руководство банков сделало для того, чтобы такие ситуации предотвратить?

Ника: Сколько человек может знать ключевые слова и прочее?

Джикович Владимир Велийкович: Во-первых, пин-код вам даёт банк в закрытом конверте. Напечатала его машина в автоматическом режиме. Всё это без участия человека, поэтому выдают вам его в закрытом виде, его никто не знает, кроме вас, главное, чтобы вы его никому не показали. Поэтому никакого доступа быть не может. Так что работники банка не могут ничего сделать.

Ника: Михаил Борисович, есть ещё такая форма мошенничества, надо предостеречь наших зрителей: рассылка через Интернет, а также и рассылки по почте неких писем, а ещё иногда звонят автоответчики и говорят: с вашей картой что-то, у вас какие-то проблемы, и просят позвонить. Знаете ли Вы подобное, и что надо делать?

Бернер Михаил Борисович: Да, это достаточно распространено сейчас за рубежом, в США и приходит постепенно к нам. Связано это с тем, что мошенники предполагают, что у клиента есть карта, они точно не знают, того или иного банка, и отправляют по е-мэйлу такого рода сообщение или могут звонить по телефону. Что здесь надо знать: в первую очередь, что банки сами никогда не запрашивают по электронной почте ни номер карты, ни тем более пин-код, ни какую-либо другую персональную информацию. Если вы видите такой запрос у себя в электронном почтовом ящике – это однозначно попытка мошенничества. Реагировать – удалять такое сообщение или класть трубку. Есть ещё момент: ни один банк никогда пин-код не запрашивает, если есть хоть какая попытка выяснить пин-код, это мошенничество.

Ника: Если звонят и предлагают перезвонить якобы девочке-оператору из банкомата и называют какой-то номер, надо в любом случае позвонить только по номеру, указанному в вашей карте.

Джикович Владимир Велийкович: Безусловно. Все сервисные службы банков указаны на обратной стороне карты. Если вам предлагают звонить по какому-то другому телефону, соглашаться на это ни в коем случае нельзя.

Интернет-звонок: Раньше можно было в банкомате до 10 рублей снять. Последние год-полтора только до 100, т.е. 90, 80 рублей зависает постоянно на месяц до следующей зарплаты. В другом банкомате вообще до 500 рублей. Я хотел спросить, какова заинтересованность банка в этом? Если у Сбербанка более полумиллиона владельцев карт, если у каждого остаётся 80-90 рублей на месяц, мы кредитуем этот банк?

Джикович Владимир Велийкович: Да, существует такая проблема. Она связана с тем, что купюры, которыми заправляют банкоматы, они определённого достоинства. И для того, чтобы влезло больше, то заправляют более крупными купюрами и не хватает более мелких. Ёмкость банкомата ограничена. В этом случае надо подойти в отделение банка и снять со своей карточки все деньги.

Ника: Как часто можно менять пин-код?

Джикович Владимир Велийкович: Есть такая услуга в некоторых банках, можно по своему желанию. Вы можете сами.

Ника: Нет, пусть мне машина напечатает. И можно ли поменять пин-код, не меняя карту?

Джикович Владимир Велийкович: Тогда будет перевыпуск карты обязателен. Но если вы считаете, что по каким-то причинам стало известен ваш пин-код, надо сразу обратиться в банк, и вам просто сделают замену.

Ника: Ещё вопрос. Что лучше - карту обналичивать в родном банкомате, потому что разный процент в разных банкоматах? Почему иногда мы снимаем 300 рублей и 100 рублей платим комиссии. Почему такой большой процент в некоторых банкоматах?

Джикович Владимир Велийкович: Это связано с расходами банка, чаще всего операция по снятию наличных произошла в банкомате другого банка, и банк, выпустивший карту, несёт определённые расходы, которые он покрывает. В случае дебетовых карт, действительно, разница такая есть, в случае же кредитных карт чаще всего такой разницы нет. Можно снимать наличные в банкомате любого банка. Что касается перевыпуска в случае замены пин-кода, у нас этого делать не нужно. Можно позвонить по телефону, выбрать другой пин-код, делать это можно хоть каждый день, и выпускать, перевыпускать при этом карту не нужно.