"Высшая школа"
06.09.2007, 14:45 Открытая студия
Ника:
Мы не будем обсуждать сегодня, что происходит с бюджетом, с бюджетными местами, мы сегодня сузили тему. Мы будем говорить сегодня о Болонском процессе. Дело в том, что уже 4 года, с 2003 года, в нашей стране официально признан Болонский процесс. Я поясню: Болонский процесс – это некая декларация о европейском пространстве для высшего образования. Это объединение европейских стран, министерств образования европейских стран призванное сделать единое образование и единый диплом, чтобы дать возможность и молодым ученым, и преподавателям, и студентам свободнее путешествовать, чтобы после окончания своих университетов они были одинаково востребованы в разных странах. Теперь мы сталкиваемся с тем, что есть два уровня, есть бакалавриат, есть магистратура, и, естествен, возникли определенные сложности. Кому нужен бакалавр? И достаточно ли это полноценное образование?
В нашей программе принимают участие:
ректор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), доктор филологических наук, профессор, действительный член Российской академии естественных наук Людмила Алексеевна Вербицкая.
заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, доктор экономических наук, профессор Валентина Николаевна Иванова.
доктор социологических наук, профессор, начальник учебного управления Казанского государственного технологического университета имени Кирова – Рушания Ильшатовна Зиннурова.
Ника:
Я попросила редакторов найти мне в словаре расшифровку слова бакалавр, в толковом словаре написано, что бакалавр – от латинского бакалариус, академическая степень или квалификация, приобретаемая студентом после освоения базовой программы обучения. Согласитесь, что есть путаница в головах.
Вербицкая Людмила Алексеевна:
Путаницы, на самом деле, никакой нет. Тут главаная беда - отсутствие информации. На самом деле, у нас некие Болонские мифы и убеждения живут постоянно: что кто-то хочет разрушить что-то прекрасное, что у нас есть… На самом деле, все очень просто. Россия не может жить одна сама по себе. Мы вписываемся в международное образовательное пространство и мы хотим, чтобы наши студенты пользовались всеми теми возможностями, которыми пользуются западные. Вы хорошо знаете, что в программе студентов любого факультета любого западного ВУЗа есть не просто возможность, а необходимость, это часть учебного плана, провести один семестр или год в университете другой страны или в другом университете своей страны. Для того, чтобы реальную мобильность студентов обеспечить, для того, чтобы студенты увидели мир и поняли, как учиться в других ВУЗах. Что мы должны сделать для этого? Мы должны сделать похожими основные принципы образования и учебного процесса. Их очень немного. Нужна единая система. Эта система бакалавр, 4 года, на Западе 3, потому что там двенадцатилетнее образование, а у нас 11 летнее, и 2 года магистратуры – очень разумная система. Сегодня, когда мы говорим, как прекрасно, когда было 5 лет. Знаете, не было 5 лет никогда. Потому что месяц или полтора каждый год занимала картошка. И начинали все работать в лучшем случае с десятого октября. Посчитайте, сколько это за пять лет? Почти учебный год. Второй момент, мы начали в Петербургском университете подготовку бакалавров задолго до того, как Россия вступила в Болонский процесс, это было 18 сентября в Берлине, я была в составе делегации и хорошо помню этот момент. Мы начали работать по системе бакалавр – магистр уже с 1992 года и в 1996 у нас уже были первые выпускники, потому что соблюдали главный принцип качества образования. Ведь важно не сколько времени вы учите, хотя, конечно, нельзя сократить у нас до трех лет или до двух, а как вы учите. И вот если каждый будет думать не о том, чтобы взять на входе деньги, а на выходе отдать диплом, а чтобы учить студентов. Я вас уверяю, бакалавра с высшим образованием, человека имеющего возможность занимать целый ряд жизненных позиций за 4 года подготовить можно.
Ника:
Я очень надеюсь, что наш часовой эфир, хоть как-то еще раз приблизит к пониманию этой проблемы, хотя все равно вопросы останутся. Валентина Николаевна, а как вы объясните, вас остановили студенты на улице, с вопросом, что такое бакалавр и зачем это надо?
Иванова Валентина Николаевна:
Ну, прежде всего, бакалавр – это специалист, который обучается в течение четырех лет и получает первую ступень высшего образования. То есть, самое главное, что это высшее нормальное полное образование.
Ника:
То есть это не незаконченное высшее?
Иванова Валентина Николаевна:
Нет. Это полное высшее образование.
Ника:
А тогда магистр это какое-то повышение?
Иванова Валентина Николаевна:
Это вторая ступень высшего образования и, самое главное, что завершение магистратуры ориентирует нашего выпускника на работу исследователем, на работу в научно-исследовательских институтах, то есть более углубленное знание по выбранной, проверенной и уже принятой нашим специалистом ориентации на его конкретную практическую работу. Ну и, конечно, остается аспирантура еще для завершения диссертаций.
Ника:
Да, мы про диссертации, аспирантуру посвятим сегодня несколько минут. Я правильно понимаю, что в принципе, число магистров никак не должно соответствовать числу бакалавров, и всегда должно быть меньше, потому что это какие-то уже избранные, особо умные или богатые.
Иванова Валентина Николаевна:
Наверное, действительно, число поступающих в магистратуру будет меньше, хотя может быть и соответствующее, либо равенство, либо (в тот или иной период) большее количество. Но самое главное заключается в том, что по завершении бакалавриата, бакалавр проверяет, правильно ли он выбрал свою профессию, работая на том или ином предприятии, в организации и с этих позиций. Мне кажется, нужно говорить и подчеркивать важность этого направления и важность законопроекта, который буквально в эту осеннюю сессию будет принимать Государственная Дума. О переходе на бакалавриат, магистратуру, о внедрении этих двух уровней в нашем высшем образовании и сохранение программ моноспециалиста, то есть специальность, специалитет.
Вопрос телезрителя:
Меня зовут Вячеслав, у меня такой вопрос, я отучился в школе 10 лет, в четвертый класс не попал по возрасту. Поступил в 1999 году в Академию гражданской авиации, закончил ее благополучно в 1994, пять лет. Сейчас по всей стране водится эта система, лет через 10 – 15 во многих анкетах появится вопрос, какая степень у Вас есть образования? Магистр или бакалавр? Что я должен буду указать? У меня стандартное пятилетнее высшее образование.
Ника:
Мы можем вас обрадовать, вы будете писать, что вы магистр. Правильно, Людмила Алексеевна?
Вербицкая Людмила Алексеевна:
Нет.
Ника:
Почему нет? Я, например, пишу, что я магистр.
Вербицкая Людмила Алексеевна:
Во-первых, написать-то можно все. Каждый что хочет. Во-первых, учиться ведь можно всегда, правда? Поэтому можно поступить в магистратуру. Не обязательно в соответствии с базовым образованием бакалавриата.
Ника:
А если человек не хочет больше учиться? Он закончил свои пять лет.
Вербицкая Людмила Алексеевна:
Не хочет учиться – пишет, закончил пятилетнее образование и что? Чем плохо-то? Тоже хорошо. Он должен написать то, что есть, не придумывая. Высшее образование все равно высшее.
Ника:
Да, но и бакалавр - высшее. Может наивысшее тогда магистр?
Вербицкая Людмила Алексеевна:
Тут важно понимать: бакалавриат дает возможность общего базового образования. Валентина Николаевна, в общем, очень верно объяснила это. А магистр – это уже специализация в конкретной области и вовсе необязательно в соответствии, например, с дипломным сочинением, выполненным в бакалавриате. Я, скажем, заведую кафедрой общего языкознания, вчера принимала магистров нашей кафедры, и там были люди, закончившие разные факультеты нашего университета. И как раз такие ВУЗы как петербургский и московский должны иметь возможность принимать большое количество магистров и дать уже вторую подготовку. Но хочу обратить внимание на то, что это два этапа одного процесса, а нужно это, в первую очередь, для наших студентов, чтобы они, уезжая в другие университеты, не думали над тем, как потом, вернувшись, пересдать те экзамены, которые сдали без них их коллеги. Мы на моей кафедре на филфаке даем такую возможность, другие факультеты на это не идут, а когда будут общемодульные блоки образовательные и единая система оценки знаний, то студент, проведя пол года в каком-то иностранном университете, возвращается и ему зачитывается здесь все. Это прекрасно. После магистратуры студент может и в аспирантуру поступить, только обучение в аспирантуре будет более коротким, потому что многое в магистратуре он получал. Я хочу представить вам еще одного нашего собеседника. В Казани наш гость доктор социологических наук, профессор, начальник учебного управления Казанского государственного технологического университета имени Кирова – Рушания Ильшатовна Зиннурова. Скажите, у вас введена эта система и идут ли дебаты или все смирились?
Зиннурова Рушания Ильшатовна:
Безусловно, мы не могли остаться в стороне от тех процессов, которые идут в целом по стране и от Болонского процесса в целом. И, безусловно, если этот процесс уже начат, конечно, с нашей стороны нам было необходимо попытаться в этой системе не сопротивляться и не оказаться на задворках этой системы, а пытаться как-то вписаться и, может быть, даже диктовать свои условия, так как мы же понимаем, что Болонская декларация…
Ника:
А интересно, какие условия? Это уже приятно слышать, а что вы имеете в виду?
Зиннурова Рушания Ильшатовна:
Болонская декларация, как вы уже заметили, это не есть некий законченный договор, это начатый процесс, который имеет какие-то открытые границы и он трактуется как декларация. В частности, преимущества этой системы для нас заключаются в том, как мне представляется, что она позволяет сохранить вариативность образования. Ведь никто нам не говорит и не диктует, что мы должны непременно остановиться только на системе подготовки специалистов или выпускников высшей квалификации по системе 4+2. есть масса разнообразных систем, которые приняты на Западе в разных странах и с учетом мнений работодателей мы вполне можем этим требованиям удовлетворять. Например, если идет подготовка по тем специальностям, я представляю технологический университет, который находится в системе технических ВУЗов, безусловно, у нас есть специальности, например, закрытые специальности, военное дело, взрывное дело, где мы не можем позволить выпускнику в течение четырех лет, получив образование и не получив необходимое количество производственных навыков, например, взрывного дела, как летчик, который не налетал нужное количество часов, выпустить его из стен университета. Мы слишком рискуем. Или, положим, у нас есть механический факультет, который готовит по специальности машины аппараты химических производств. Это смежная специальность. Он одновременно должен обладать широчайшими знаниями, как в области механики, так и в области химии. И, конечно, для этого ему нужно дополнительное время в виде этого одного или даже полутора лет, 5,5 лет, по которым мы его будем готовить.
Ника:
А вот получается, действительно, что бакалавр – это высшее образование, диплом написал, мы ему диплом вручили и все равно это какой-то недоспециалист, когда речь идет об очень серьезной специальности?
Зиннурова Рушания Ильшатовна:
По тем специальностям, примеры которых я приводила, мы будем продолжать настаивать, и в этом мы едины, солидарны с другими ВУЗами, у нас есть учебно-методическое объединение в области химической технологии на базе РХТО в Москве, и мы будем рекомендовать и просить оставить сроки обучения те, которые нам необходимы.
Ника:
Валентина Николаевна, в вашем Законе, который вы собираетесь допринять уже, наконец, вы оставляете такую свободу ВУЗам?
Иванова Валентина Николаевна:
Дело в том, что взаимодействие ВУЗ и правительство как раз и должно дать тот результат, о котором сказал мой коллега из казанского университета, а именно определить те специальности, в рамках которых будет осуществляться подготовка по пятилетним программам, а в то же время определить те специальности, где будет осуществляться подготовка только по программам 4+2 года. Ассоциация технических университетов по взаимодействию с работодателями этот перечень согласовали и представили в правительство. Правительство сейчас тоже занимается этой работой, но, самое главное в этом заключается в том, чтобы изменить, перестроить программу обучения на первой ступени. То есть, чтобы бакалавр был насыщен и обучался и получал знания наш студент в соответствии с потребностями работодателей. И вторая составляющая – это то, чтоб работодатель определил, на каком уровне той или иной профессии можно использовать бакалавра. Эта работа сейчас ведется. Творческие и медицинские специальности остаются в рамках традиционного обучения 5 – 6,5 лет, то есть, как это было принято.
Ника:
Хочу пояснить, почему мы говорим о Болонском процессе. 19 июня 1999 года в итальянском городе Болония, знаменитом своим старейшим университетом, которому уже 9 веков, министры образования 29 стран подписали декларацию о европейском пространстве для высшего образования. Сегодня 46 стран Европы уже в нее входят. Называется Болонским потому что в Болонии все началось. У меня есть философский вопрос. Болонская система, мы подключились к процессу, чтобы воспринять традиции Европы, чтобы присоединиться и у нас было что-то общее. Но у нас такая огромная страна, почему бы нас Европу не подтянуть российским традициям, которые тоже были не плохи. Не миллионы людей ездят в Европу, чтоб они жить не могли без европейского диплома.
Вербицкая Людмила Алексеевна:
Если бы мы отказались от всего прекрасного, что есть в нашем образовании, это, кстати, и есть тот Болонский миф, а все бы, не думая творчески, перенимали, это было бы, наверное, ужасно. А ведь речь идет о чем? Мы можем соответствующим образом, без ущерба для качества образования перестроить систему. Очень правильно, чтобы за 4 года мы могли вырастить специалиста, которому спокойно, с чистой совестью выдаем диплом о том, что он выпускник ВУЗа. Скажем, соотношение часов лекционных и часов самостоятельной работы должно быть иным. Эта самостоятельная работа со всеми современными техническими средствами должна быть обеспечена. Этот процесс очень непростой, но он должен проходить. В Законе предусмотрена возможность для технических, технологических специальностей сохранения 5 – 5,5 летнего образования, хотя, честно говоря, я думаю, что по этим специальностям можно будет выпускать и брать на работу только магистров, которых за 6 лет уже можно подготовить как нужно. Ведь мы исходим из интересов студентов, которые являются нашим будущим и мы должны сделать все для того, чтобы, не потеряв все прекрасное, что есть в нашем образовании, его очень много, ведь нет ни в одном западном университете, наверное, такого количества специальных курсов и семинаров, которые дополнительно к основному учебному плану проводятся. Мы должны к этим традициям с уважением относиться ради студентов. Мы же хотим принимать студентов других ВУЗов. Мы хотим, чтобы они тоже, возвращались в свои ВУЗы своей страны Европы и оценки, которые мы им поставили здесь, там же перезачитывались. Нет ничего ужасного в том, что мы пытаемся идти на встречу друг другу, но, безусловно, сохранив все наше прекрасное. Был такой миф, что у нас теперь не будет докторов наук, у нас есть кандидат наук и доктор. От нас этого абсолютно никто не требует. В 2003 году, как только мы вступили в Болонский процесс, я в этот же день приняла в Берлине участие в работе комиссии, которая как раз степенями и званиями занималась, и объяснила своим западным коллегам, что доктор наук – это руководитель определенного направления, это человек, который руководит большой группой исследователей.
Ника:
У них-то доктор гораздо более низкая научная степень, как наш кандидат.
Вербицкая Людмила Алексеевна:
Они-то думали как? Приезжает, например, Юрий Сергеевич Осипов, как президент нашей академии и говорит, ты будешь завтра доктором и ты. Когда они поняли, что это такое, они не настаивают на том, чтобы мы изменили эту свою систему, то есть мы, действительно, творчески к этому подходим и позиции нашего российского образования всегда прекрасно отстаивает наш министр на этих встречах. Последний раз в Лондоне в мае Андрей Александрович очень хорошо позицию нашей России высказал.
Ника:
Конечно, все равно есть разночтения. Я поддерживаю нашу собеседницу из Казани, которая говорит, что вариативность должна быть допущена, потому что, если в Англии три года, в Германии 3 года бакалавр, Шотландия, Канада, США, как и у нас, четыре, то во Франции звание бакалавра присваивается выпускникам полной средней школы и дает право поступления в ВУЗы.
Вербицкая Людмила Алексеевна:
Это разные бакалавры. Это разное понимание.
Ника:
То есть еще и бакалавры есть разные?
Вербицкая Людмила Алексеевна:
Конечно, и ясно, что у нас были попытки считать первые два года считать первой ступенью высшего образования. Мы же этого не приняли? И тот закон, который будет окончательно принят Думой, как раз это и не предусматривает. Главная причина этих разных мнений - это отсутствие настоящей информации реальной, а не распространение мифов.
Вопрос телезрителя:
Не будет ли так, что только ведущие ВУЗы России станут полноправными участниками Болонского процесса, ведь Болонский процесс – это не только бакалавриат и магистратура, это еще и свободное перемещение студентов между ВУЗами, между странами?
Ника:
Мы не хотим обижать никакие ВУЗы, но здесь вопрос качества.
Вербицкая Людмила Алексеевна:
Вопрос опять качества. Я об этом говорила. Единая система образовательная, единая система оценки знаний и качества образования. Знаете, сегодня в России 3355 ВУЗов, если их с мая прошлого года не стало больше. Если всерьез проанализировать качество работы, то , не обижая никого и не называя, то что сделала рабочая группа, готовя материалы к президентскому совету, которые 2 года назад рассматривали, системные проблемы образования, что таких университетов на, самом деле, не более 10%. Сегодня для каждого ВУЗа России открыта эта дорога, но ведь перестройка образовательной системы – это очень непростой процесс. Это требует огромной энергии руководства и ежедневной серьезной работы конкретных преподавателей, которые перестроят свою систему образования, хотя бы соотношение числа лекционных часов и самостоятельной работы.
Ника:
Как проверить самостоятельную работу?
Вербицкая Людмила Алексеевна:
Это возможно, есть разработанные четкие программы. Другое дело, что сложно внедрить. Когда я читаю лекции 250 студентам – это просто, пришел лектор и читает, применяет мультимедиа средства или нет – второй вопрос. А вы попробуйте их всех развести по аудиториям, лабораториям и обеспечить самостоятельную работу. Это сложно. Но в этот вопрос должны включаться все ВУЗы России и, в первую очередь, думать о качестве образования.
Ника:
Рушания Ильшатовна, когда сейчас поступают молодые люди в университеты, их выбор в зависимости от амбиций? Насколько часто они выбирают специальность, которая им понадобится в течение пяти лет обучения, потому что они хотят дальше занимать какую-то высокую должность или делать карьеру, или они выбирают бакалавриат осторожно. Мне кажется, вопрос амбиций, в данном случае, очень важен.
Зиннурова Рушания Ильшатовна:
Абитуриенты выбирают образование, ВУЗ и специальность не столько потому, насколько она соответствует их представлениям о моде, об амбициях, а по тому, насколько она поможет им в будущем сделать карьеру в их будущей профессиональной деятельности и быть успешными в жизни.
Ника:
Говоря об амбициях, я карьеру и имела в виду. Потому что, имея диплом бакалавра, у меня намного меньше возможностей сделать карьеру. Или я ошибаюсь?
Зиннурова Рушания Ильшатовна:
Я думаю, что это не совсем однозначно, потому что успешность студента зависит от того, какие специальности, какие образовательные программы сегодня востребованы нашими работодателями. То есть основным заказчиком качества образования и тех образовательных программ, которые мы сегодня формируем, под какими бы то ни было названиями, бакалавры, магистры, специалисты, являются наши заказчики работодатели. Чтобы выяснить, что им необходимо, какие студенты смогут трудоустроится и быть успешными как в материальном, так и социальном смысле, мы очень плотно работаем с работодателями. Нами проводится постоянная обратная связь, компетентный подход, который положен в основу составления третьих стандартов нового поколения, он предусматривает, что именно работодатели участвуют в разработке этих третьих стандартов. Компетенции, которые нужны бакалавру и которые нужны магистру, которыми он, собственно говоря, отличаются, и формируются в соответствии с этими профессиональными стандартами. То есть мы не сами диктуем, каким должны быть наши специалисты, наши выпускники, а определяем это с помощью работодателей. Тут любопытно отметить результаты нашего исследования по заказу Министерства образования РФ, мы проводили изучение социального заказа на двухступенчатую подготовку в регионах РФ. Картина несколько отличается от Москвы и Петербурга. В материалах, которые приводят москвичи и петербуржцы около 34% образовательных программ, являются программы двухступенчатой подготовки. У нас же в регионах, в частности я беру приволжский федеральный округ, лишь 10% студентов, абитуриентов выбирают программы двухступенчатой подготовки. Если еще раз говорить о работодателях, дело в том, что для них суть важна, не название. Это для нас с вами, для академического сообщества, для публичного сообщества важны вот эти термины, а для работодателя важна сущность, важно содержание. В этом смысле они будут выбирать такого выпускника, не важно кем он будет называться, по тому набору компетенций, которые ему необходимы. И вот набор компетенций как раз соответствует набору профессиональных компетенций, как бакалавра, так и магистра, смотря какую профессиональную роль в будущем они ему уготовали. Это не зависит от названия.
Ника:
У нас по телефону подключился эксперт, я хочу вам представить директора филиала рекрутингового агентства в Санкт-Петербурге «Анкор» Анну Юрьевну Силину. Анна Юрьевна, у меня к вам такой прямой вопрос, скажите, сегодня работодатель вообще нуждается в бакалаврах? Насколько бакалавры востребованы на примере Петербурга, например. Насколько работодатель вообще понял, что это такое, в отличие от студентов и нас?
Силина Анна Юрьевна:
Во-первых, я согласна с предыдущим оратором, который сказал, что для работодателя не важно образование, для него важна компетенция, которую человек приобрел к моменту, когда он получает первое трудоустройство. Надо сказать, что, чем позже человек включается в рабочий процесс, тем сложнее ему будет вписаться в бизнес и конкурировать с ровесниками, которые уже, соответственно давно вписались и хорошо устроились на рабочих местах. На самом деле, бизнес заинтересован не в том, чтобы человек как можно дольше оставался на студенческой скамье и получал кучу образований, а в том, чтобы он, как можно раньше, начинал работать и встраиваться в логику компании.
Ника: Может тогда бизнесу вообще не важно, учился человек или нет?
Силина Анна Юрьевна:
Нет, ему важно, потому что образование у нас, как известно, профильное и в результате образования человек получает ту или иную специальность. Другое дело сколько человек учится, если мы берем две системы высшего образования, на данный момент для компаний не столь важно…
Ника:
А есть амбициозные компании, которые говорят, чтобы им меньше магистра не предлагали.
Силина Анна Юрьевна:
Нет. Таких компаний нет. Во всяком случае, в нашей практике такой дискриминации не было.
Вербицкая Людмила Алексеевна:
Не только работодатели, а, может быть, очень многие не представляют себе, кто такой бакалавр, или не представляли себе, не даром мы два года назад провели международную встречу на базе Петербургского университета экспертов из разных стран, с тем, чтобы понимание того, что это законченное высшее образование было во всех странах. Я приведу пример, юридический факультет СПбГУ уже в течение нескольких лет работает только по программе бакалавр-магистр. Начинают студенты бакалавры этого факультета работать сами, некоторые со второго, некоторые с третьего курса, их с удовольствием берут, потому что такое качество образования, что они уже на втором курсе могут работать. Когда они заканчивают, многие, получив диплом бакалавра идут нарасхват работать, их разбирают работодатели. Некоторые четко ставят перед собой задачу еще два года учиться.
Ника:
Разве мы не говорим о том, что есть особые виды работ, где требуются особые знания, особая степень научной подготовки, которые готовят магистры. Мне все-таки интересно, магистратура, она открывает какие-то особые двери, куда бакалавров не пускают?
Вербицкая Людмила Алексеевна:
Конечно, особые двери она открывает, потому что она дает возможности специализации уже в конкретной узкой области. Ну, наверное, моднее, чем нанотехнологии сегодня ничего нет. Это уже то направление, которое возникает на стыке целого ряда наук. Наверное, вот тут для работы в определенных этих направлениях, наверное, магистратура необходима. Но, опять хочу повторить главное, важно качество образование. И бакалавров Петербургского университета, которых мы начали выпускать на физическом и биолого-почвенном факультете много лет назад, их-то берут нарасхват. Никто не спрашивает, ты кто, бакалавр или магистр?
Ника:
Я думаю, что мы здесь должны прекрасно понимать, если мы будем говорить об СПбГУ, МГУ, о Казанском знаменитом, в Томске, в Екатеринбурге хорошие ВУЗы, но тем не менее, что на ваше имя и на вашу славу сработалась многолетняя система советского образования. А если бы вы сейчас только начали, то не известно, как бы относились к бакалаврам и магистрам. Вам проще, вы себе заработали имидж.
Вербицкая Людмила Алексеевна:
Знаете, имя, заработанное раз и навсегда, не остается таким, если бы мы работали иначе. Кто бы брал сегодня выпускников СПбГУ, если во времена Менделеева они были одними, а сейчас бы стали другими. Понимаете, качество образования сохраняется, вот что важно, а не только традиции, история.
Вопрос телезрителя:
Магистратура обещает быть преимущественно платной. Как быть с этим? Это огромная провокация для любого ВУЗа перенести с бакалавриата престижные дорогие курсы, интересные, вызывающие интерес у студентов, уже в магистратуру. Вы принимаете каждый год бюджет и все равно тенденция бюджетных мест, она все меньше везде, и в магистратуре, и в бакалавриате… Как быть с тем, что студент сейчас сталкивается не только с этим сложным Болонским процессом, в котором сложно разобраться, но и с тем, что поступить некуда и не на что.
Иванова Валентина Николаевна:
Утверждение, что магистратура будет платная – это совершенно ошибочно и не соответствует действительности.
Ника:
А мы можем сказать 100%, что магистратура будет бесплатная?
Иванова Валентина Николаевна:
Магистратура будет бесплатная для всех, кто выдержал конкурсные экзамены. Поступают в соответствии с конкурсом, со сдачей испытательных экзаменов, это первое. Второе, хочу опровергнуть мысль, что затраты на развитие образования сокращаются. В семь раз увеличен раздел образования в федеральном бюджете. Это реальная работа нашей Государственной Думы. И третье, переход на двухуровневую систему предполагает серьезное реформирование в соответствии с запросом рынка труда и наших работодателей. То, что работодатели пока не включены в этот процесс, страдаем и мы, и наши студенты, и, конечно, наши предприятия и организации. Нужно быстрее находить друг друга. С начала 1990-х годов мы ушли от обязательного распределения студентов и тем самым ВУЗы определенное время не ориентировались на запросы рынка труда, на запросы наших работодателей. Сейчас этот этап прошел. Мы переживаем и экономический рост, и потребность в кадрах возрастает. Так вот подготавливать мы обязаны в соответствии с тем, каков будет спрос, каковы будут отрасли будущие. Здесь стыковка по программам, по компетенции, по наполнению соответствующих стандартов. Реализация требований Болонского процесса как раз и подтолкнула всех нас к этой серьезной, огромной, масштабной работе.
Ника:
Уточните по поводу денег. Остаются бюджетные места в бакалавриате и ВУЗ сам может добавить платные места и то же самое с магистратурой?
Иванова Валентина Николаевна:
И есть возможности ВУЗа, исходя из материальной базы, добавить платные места в магистратуре. Но бюджет будет финансировать и бакалавриат, и магистратуру, и аспирантуру.
Вопрос телезрителя:
Наше образование, хоть оно и считается сильным, но бакалавры или магистры – это что-то не наше. У меня не к этому претензии, а к нашему образованию Университета. У меня два высших образования, одно военное, другое менеджер-экономист по международному туризму. Это очень широко звучит, но меня выпустили не как специалиста, мне просто дали необходимые знания. Все. Это СПбГУ.
Ника:
Вопрос об узкой специализации. Зритель говорит: «Хочу узкую специализацию!». А мне всегда нравилось, что у нас универсальное достаточно было образование.
Вербицкая Людмила Алексеевна:
Принимая новых студентов первого августа в Университете, я как раз говорила о том, что наш Петербургский университет и многие ВУЗы России никогда не откажутся от основного принципа, мы выдаем фундаментальное образование и это же мы продолжаем делать. Речь только идет о том, что магистратура дает возможность человеку уже получившему эти основы, фундаментальное образование, специализации в конкретном узком направлении на базе того фундаментального широкого образования, которое получено. Мне не очень понятен вопрос звонившего, ноя обязательно узнаю, что это была за программа.
Ника:
Меня всегда устраивает, что я специалист широкого профиля. В Америке я была бы исключительно каким-нибудь репортером станции такой-то телевизионной.
Вербицкая Людмила Алексеевна:
Мне кажется очень важным, всем кто нас сегодня слышит подчеркнуть, что мы часто живем слухами. Кто сказал, что бакалавриат бесплатный, а магистратура платная?! Петербургский университет принимает 6000 студентов каждый год. 4500 тысячи за счет государства и 1500 платно. И магистратура, второй этап общей системы образования, бесплатна. Государство заинтересовано.
Ника:
Валентина Николаевна, как вы думаете, этот созыв Думы успеет принять Закон?
Иванова Валентина Николаевна:
Несомненно. Во втором, третьем чтении мы примем этот закон и уверена, в практике реализации мы убедимся, что это совершенно правильное направление.