«Лолита Торрес»

30.06.2007, 21:45 Культурный слой

«Лолита Торрес»

Эта латиноамериканская актриса стала советской легендой. Советской - потому что именно в Союзе к ней пришла настоящая слава, именно для советских зрителей она стала неповторимой кинозвездой.

Лев Лурье: Это ЗАГС Дзержинского района города Ленинграда. В 1956 году работники ЗАГСа отметили необычайное явление: огромное количество девочек стали называть Лолитами. Неожиданное испанское имя. Это был символ любви советских кинозрительниц к далекой и прекрасной Лолите Торрес. Тогда еще никто не знал про «Лолиту» Набокова. Лолита – это танго, это улицы Буэнос-Айреса, это замечательная, неслыханная, прекрасная жизнь. В июле 1955 года в советский прокат выходит аргентинский фильм «Возраст любви». В главной роли – Лолита Торрес. С этого момента ее имя будет у всех на устах. Аргентинская кинозвезда – любимица советского кинозрителя. Сегодня мы рассказываем о ней.

Вскоре после войны в Советском Союзе начинается период малокартинья. Новые фильмы - редкость. Контакты с западным кинематографом прекращены. В клубах по окраинам показывают так называемое трофейное кино, западные довоенные картины. «Возраст любви» с Лолитой Торрес – первый после долгого перерыва фильм из-за железного занавеса.

Ольга Палатникова, киновед: «Возраст любви» вышел в середине пятидесятых, не так много времени прошло после войны. Сколько горя в стране, сколько кровоточащих ран, незаживших, сколько несчастных женщин. Среди этого всего выходят такие прелестные, очаровательные мелодрамы, где героиня обаятельная, талантливая, музыкально одаренная девушка, с юмором, с оптимизмом, с напором. Ее полюбили и за музыку, и за красоту, и за талант, и за доверчивость – за все.

Любовь Аркус, главный редактор журнала «Сеанс»: Фильм в первый год проката собрал тридцать миллионов, для того Советского Союза это были не очень большие деньги. Но прокат продолжался очень много лет. В частности, уже в шестидесятые годы в городе Львове фильм «Возраст любви» обязательно шел в каком-то из центральных кинотеатров города. Я лично видела этот фильм в кинотеатре. То есть он в течение пятнадцати лет неизменно собирал залы.

Беатрис Мариана Торрес (таково настоящее имя Лолиты) начинала свою актерскую карьеру на сцене как актриса и танцовщица. В один прекрасный день ей предложили попробоваться в кино. Роль в картине «Девушка с огоньком» прославила актрису по всей Аргентине, а «Возраст любви» заставил говорить о ней весь мир. Но ни в одной стране мира она не была популярна так, как в Советском Союзе. Лолита до конца жизни не могла понять, почему ее так полюбили советские зрители. И действительно – почему?

Лев Лурье: Что знал советский человек об Аргентине в середине пятидесятых? Да, собственно, ничего. Он мог вспомнить только «Детей капитана Гранта», а также крик обезумевшего героя Ильфа и Петрова: «На волю, в пампасы!». Аргентина – это что-то абсолютно непонятное, абсолютно экзотическое, какая-то белая точка на карте мира. Вполне вероятно, что советского зрителя привлекала именно необыкновенная аура латиноамериканской жизни…

Действительно, это была неизвестная, далекая аргентинская страна, о которой мы имели представление только как о стране танго. Аргентинское танго шумно звучало во всех вариантах. Мы его танцевали и до войны, и в послевоенные годы. Вдруг оказалось, что в Аргентине есть кино, есть какие-то артисты, режиссеры. Правда, фамилии режиссеров не запомнились, но запомнилась Лолита Торрес. Только через много лет мы уже что-то о ней прочитали. В общем, то самое, что и представляли. Училась в балетно-музыкальной школе, снялась в картинах «Жених для Лауры», «Возраст любви».

В Советском Союзе Лолиту Торрес воспринимали не только как певицу и актрису, но и как... первую «искусительницу». Ее танцы, наполненные эротической энергией, стали в пятидесятые годы тем максимумом, который дозволялось увидеть советским кинозрителям.

Дмитрий Фокин, филофонист: Если посмотреть внимательно фильм «Возраст любви», станет понятно, что это фильм про кордебалет. Девушки ходят в коротких шортах, которых до этого никогда советская публика не видела. Главная героиня – сексуальная женщина, да еще песни прекрасные поет, при этом и глазами играет. Мы этого не видели просто тогда. Естественно, это тут же потрясло воображение всех.

Алексей Гусев, киновед: Лолита Торрес, с точки зрения кинематографического образа, очень замкнута. Это то, чем отличается континентальная испанская культура от, собственно, латиноамериканской. Например, у нее никогда не увидишь жеста с разведенными руками. В основном она либо упирает руки в поясницу, либо полузакрывает рукой лицо. Это идет из испанского фольклорного танца. Известно, что Лолита Торрес, в отличие от всех прочих героинь музыкальных комедий, всего один раз за всю карьеру поцеловалась на экране.

Лев Лурье: В 1947 году Кристиан Диор демонстрирует в Париже свою новую коллекцию. Послевоенная Европа возмущена – на изготовление одного платья расходуется пятьдесят квадратных метров ткани. Европа лежит в руинах, кажется, что этот стиль – стиль для богатых. Но постепенно его осваивают, сначала модницы Америки, а потом – и всего мира. С легкой руки американских арт-критиков этот стиль называют «нью лук». Платья в талию, маленькая сумочка и туфли-лодочки на шпильках. Весь мир узнает об этом стиле благодаря фильму «Римские каникулы» и знаменитой Одри Хепберн. Но «Римские каникулы» не выходили в это время на советский экран, и советские модницы стали носить «нью лук» под влиянием Лолиты Торрес.

«Вживую» советские люди увидели образчики нового стиля уже на Московском фестивале молодежи и студентов в 1956 году. Тогда, среди множества гостей, в Москву приехали также французские модельеры и манекенщицы. Показ мод, который они устроили, снял режиссер Григорий Александров для своего фильма «Человек человеку». А одну золотую накидку он даже купил для своей супруги Любови Орловой. Актриса снималась в ней в картине «Русский сувенир».

В пятидесятые стиль «нью лук» формирует экранный образ кинозвезды нового типа: помимо Лолиты Торрес, это Бриджит Бардо, Мэрилин Монро и Одри Хэпберн. В отличие от довоенных кинодив, в них нет ничего от роковых героинь: они подкупают нежностью, детскостью, даже нелепостью. Звезда нового поколения не боится быть смешной.

Успех «Возраста любви» оказал влияние и на отечественный кинематограф. В героине «Карнавальной ночи» с легкостью узнаются черты знаменитой Лолиты.

Алексей Гусев, киновед: Когда Гурченко сходит по ступенькам, уперев руки в боки или спрятав их в муфточку, Лолита Торрес опознается с первого взгляда. Другое дело, что Людмила Марковна в этом фильме при первом же удобном случае разводит руки на ширину зала, что означает, вероятно, единение, равенство. Но здесь же мы находим и графику основного жеста, которая воплощает девичью стыдливость, при этом не позволяет терять эффектности. Это замкнутость, которая не грозит оборваться в зажатость. Урок Лолиты Торрес был усвоен с лету.

Лев Лурье: Лолита Торрес была популярна не только как актриса, но и как певица. Эта совершенно необычная для России музыка – какой-то, как сейчас бы сказали, микс испанского, аргентинского и даже русского. Первые ее пластинки были самодельными, они выпускались на костях. Когда фирма «Мелодия» начала изготавливать эти пластинки, достать их было практически невозможно, они были невероятным дефицитом.

Дмитрий Фокин, филофонист: Для нас это была свежая, необычная, новая музыка, которая стала очень знаменитой. Она очень быстро была перепета на русском языке нашими исполнительницами. Они, с точки зрения вокальной, например, спели ни чуть не хуже, а может быть, еще и лучше, чем сама Торрес. Эти певицы обладали более богатыми вокальными данными, например Александра Коваленко. Она спела «Коимбру», которую у нас называли «Студенческая песня». Популярность была неимоверная, тираж огромный, существовало даже два перевода этой песни.

Любовь Аркус, киновед: Помимо всего прочего, она была лидером концертных турне, которые имели огромный, совершенно колоссальный, феноменальный успех. Интервью с Лолитой перепечатывали все центральные газеты и массовые журналы типа «Огонек».

Все сюжеты фильмов с Лолитой Торрес основаны на классической мелодраматической интриге. Девушка-бесприданница влюбляется в юношу, чьи родители строго запрещают сыну вступать в неравный брак. Любовь против сословных предрассудков. Таков сюжет «Возраста любви».

Алексей Гусев, киновед: В силу темперамента, в силу каких-то особенностей культурного развития Латинской Америки у них мелодрама, которая лежит в основе всех фильмов с Лолитой Торрес, получается искренней. В мыльных операх нам это смешно, противно. Но ты понимаешь, что люди в это не играют. С одной стороны, в это не играет легион бездарных изготовителей мыльной оперы, с другой – в это не играет человек, обладающий истинным талантом. Но общая точка, тем не менее, здесь есть. Они действительно переживают все эти влюбленности, ревности и прочее всерьез. Этим во второй половине двадцатого века, пожалуй, мало кто может похвастаться. Невозможно себе представить подобные мелодрамы у тех же французов — будет понятно, что они с удовольствием сыграют, а потом на ночь пойдут читать Сартра.

Мелодраматическими сюжетами фильмов с Лолитой Торрес довольны зрители, а идейным содержанием – власти. Героиня Торрес всегда бедная девушка, всегда противостоит буржуазному миру, всегда рвется работать и презирает материальные блага.
Героини, которых играет Торрес, импонируют советскому начальству. Фильмы с участием актрисы не сходят с экранов, а сама она – желанный гость в Союзе.

Лев Лурье: В пятидесятые годы в этом роскошном особняке на Фурштадтской улице в Ленинграде, находилось Всесоюзное общество по культурным связям с зарубежными странами. Здесь специально отобранные советские люди встречались с представителями зарубежной культурной и политической элиты. Особенно охотно приглашали в Советский Союз Лолиту Торрес. Четырнадцать раз побывала Лолита в Советской стране.

Культурные связи не знали границ и расстояний: вот Лолита Торрес приветствует советских артистов цирка, выступавших с гастролями в Буэнос-Айресе в 1967 году. Но советские зрители, тем не менее, знали об актрисе до обидного мало, поэтому слагали о ней легенды или пересказывали самые невероятные слухи. Обсуждали ее брак с миллионером (который на самом деле оказался инженером, и на гастролях сам гладил платья артистке), ждали, что она посетит с гастролями не только Москву и Ленинград, но и какой-нибудь богом забытый городок. Эту миссию за аргентинскую звезду выполняла Виктория Чаева, легенда советского дубляжа. Она озвучивала Лолиту Торрес во всех трех картинах, шедших в советском прокате.

Ольга Палатникова, киновед: Я помню, прошло уже лет тридцать после выхода этих музыкальных комедий на наши экраны, мы с ней стоим в магазине в очереди. Она говорит: «Мне, пожалуйста, сыру». Какая-то дама в очереди говорит: «Ой, вы дублировали Лолиту Торрес!». Ее знали по ее голосу, потому что безумно полюбили эти картины.

Лолиту Торрес знали в Советском Союзе только по трем картинам. Но и этого оказалось достаточно, чтобы актрису боготворили на протяжении четверти века.

Лев Лурье: Что-то есть в латиноамериканском искусстве такое, что близко русскому зрителю. Казалось бы, пампасы, джунгли, попугаи, но успех «Генералов песчаных карьеров», «Рабыни Изауры» и «Просто Марии» доказывает, что латиноамериканские горячие страсти у нас, в Среднерусской возвышенности, воспринимаются как свои. Лолита Торрес начинает путь латиноамериканского искусства в Россию.