«Хочинский и Шуранова»
11.04.2008, 23:45 Культурный слой
Лев Лурье: 1962 год – один из самых удачных в истории советской культуры. Здесь, в Ленинграде, на Пионерской площади возводят здание нового театра – Театр юного зрителя. Архитектором его стал Жук. В этот светлый театр приходит совершенно новый коллектив ТЮЗа во главе с режиссером Зиновием Яковлевичем Корогодским. В течение двадцати пяти лет здесь блистали две звезды – муж и жена – Антонина Шуранова и Александр Хочинский. Об этих замечательных актерах мы сегодня и будем говорить.
Виктор Федоров, заслуженный артист России: Сказать, что это была звездная пара в театре, значит, ничего не сказать. Это были люди, которые определяли лицо театра. Это были люди, которые своим поведением, своей игрой, своими поступками, поднимали этот театр на недосягаемую высоту.
В 1965 году на экраны выходит прогремевший на весь мир советский блокбастер «Война и мир». Княжну Марью сыграла никому тогда не известная студентка театрального института Антонина Шуранова. Успех ошеломляющий. В театре она несомненная звезда. В то же время Александр Хочинский – актер без определенного амплуа, симпатичный интеллигентный парень. Не более того.
Николай Иванов, народный артист России: Если мы были мальчишки с улицы, то он вырос в актерской семье, в доме, в котором бывало много интересных людей. Он получил замечательное воспитание, его вырастили интеллигентом. Поэтому он привлекал к себе всеобщее внимание.
В середине шестидесятых невероятно моден поющий актер. Георгий Товстоногов выпускает со своими студентами мгновенно ставшую знаменитой «Зримую песню». Популярность театра на Таганке в значительной степени связана с песнями Владимира Высоцкого. Это фон, на котором в ТЮЗе создается дуэт двух артистов – Александра Хочинского и Виктора Федорова.
Александр Городницкий, автор-исполнитель: Хочинский был удивительным человеком, по облику он был шансонье. Ему удивительно шла гитара. Он был изящный, худой, стремительный, нервный.
Лев Лурье: Владимир Высоцкий поет свои песни, от своего имени. Актер, который поет не свое, при этом играет и поет, был странен по тем временам. У нас нет ни Ива Монтана, ни Азнавура. Вся эта французская школа прошла мимо нас. Поэтому Хочинскому было очень трудно найти себя в реалиях тогдашнего русского театра
Лев Додин, режиссер: Поражала его мужественность, полуеврейская, полунегритянская - эта странная красота. Мужская красота соединилась с удивительной нежностью, добротой, мягкостью. Слава к нему пришла не сразу. Понадобились годы, чтобы его мужественность стала художественной. Бывает, что артисту нужен возраст.
Настоящая известность приходит к Хочинскому относительно поздно – только в 1971 году, когда на экраны выходит фильм «Бумбараш». Хочинский сыграл небольшую роль, но в одночасье стал знаменитым, исполнив песню Юлия Кима «Журавлик»
Николай Иванов, народный артист России: Корогодский долго не мог найти для Хочинского его нишу. Но эта ниша образовалась сама собой, и Хочинский сыграл очень много важных ролей, в том числе Бориса Годунова, Гамлета.
Постепенно Хочинский становится одним из ведущих актеров ТЮЗа. Пробует он себя и как режиссер. В 1977 году вместе с Антониной Шурановой он ставит «Кошку, которая гуляла сама по себе» по Киплингу. Сами же играют в главных ролях. Один – Дикого мужчину. Другая – Дикую женщину.
Елена Лебедева, актриса, сестра Александра Хочинского: Антонина и Саша – совершенные противоположности. Не знаю, как они жили вместе. Для нас это всегда была загадка. Саша мог пойти гулять с собачкой и исчезнуть. Он утром вышел с собачкой и пришел поздно вечером, а Тоня сходила с ума целый день… Она порой звонила маме моей и говорила: «Я не знаю, что делать». Она была человеком семейным, домовитым, а он вообще был цыганом. Ему хорошо было в дороге.
Марина Ланда, музыкант: Саша был шампанское, он был искрометен, заразителен, он был мальчишкой. Тоня, Антонина Николаевна была правильной, у нее все было расписано.
Жизни этих людей удивительным образом совпадают с жизнями экранными и сценическими. Шуранова – любящая, сдержанная и волевая, как ее Надежда фон Мекк в «Чайковском» или генеральша Войницева в «Неоконченной пьесе». Хочинский же веселый, безудержный, рисковый – таковы большинство его киногероев, начиная с Левки Демченко и кончая Червонцем в фильме «По данным уголовного розыска».
Лев Лурье: Садовая, 83. Здесь Шуранова и Хочинский жили с начала восьмидесятых. ТЮЗ выделил им отдельную квартиру. Район специальный – Коломна. Центр Коломны – площадь Тургенева, который по традиции петербуржцы называют Покровкой. Еще Гоголь писал про Коломну: «здесь все тишина и отставка». Это бедный, но очень ленинградский район. Привычные пьяницы, люди, которые ходили вместе в одну школу, живут бок о бок всю жизнь. Огромное количество коммунальных квартир. Мир критического реализма, мир, который как нельзя лучше подходил для таких ленинградских артистов, как Шуранова и Хочинский.
Николай Иванов, народный артист России: Я живу там же, недалеко от Покровки, поэтому мы часто с ними пересекались. Я нередко видел Сашу стоящим в кругу каких-то совершенно невероятных людей, которым он рассказывал про кино, про искусство. Он совершенно спокойно проводил время среди почти бомжей.
Лев Лурье: В 1986 году в жизни ТЮЗа произошла трагедия – по обвинению в гомосексуализме из театра выгоняют Зиновия Корогодского, выгоняют с волчьим билетом, без права заниматься любимой профессией. Театр осиротел, он начал разваливаться. Шуранова и Хочинский еще полтора года здесь работали, а потом вынуждены были уйти. Причем уйти в никуда. В Ленинграде не было ни одного театра, который согласился бы дать им хоть какую-то работу.
Елена Лебедева, актриса, сестра Александра Хочинского: Когда Хочинский пришел в театр, ему на вахте сказали: «Сашенька, тебя не велено пускать».
Леонид Сергеев, актер: Были назначены коммунистические комиссары, которые следили за порядком в ТЮЗе. Санька не мог с этим сосуществовать, потому что он всегда говорил: «Политика и творчество – вещи несовместимые».
Конец восьмидесятых – начало девяностых для репертуарного театра – кризисное время. Даже самые знаменитые коллективы в упадке. Возникающие то тут то там антрепризные труппки рассыпаются на глазах, профессия актера не кормит. Время сериалов еще не началось.
Елена Лебедева, актриса, сестра Александра Хочинского: Жили они тяжело, друзья их поддерживали, конечно. Уже дошло до того, что Тоня стала лепить из воска какие-то розочки, чтобы наклеить в какой-то кооператив. Когда Хочинский это увидел, он был в ярости. Он сказал: «Ты народная артистка! Ты, что с ума сошла?». Она спросила: «Как жить? Как жить?». Потом Саша стал делать программы, все это было очень неровно.
Виктор Федоров, заслуженный артист России: Саша носился с идеей создания своего театра, он хотел создать театр «Глобус», как Шекспир. Ничего у него не получалось, потому что время было жуткое – эти страшные девяностые. Когда на улицах убивали, когда детей в театр не пускали родители, театры были пустые. Многие ушли из профессии. Саша был ей предан. Он пытался всеми силами что-то такое вернуть, что-то делать. Какие-то концерты были, какие-то телевизионные спектакли. Естественно, гитара оставалась. Он готов был петь любому телеграфному столбу.
Лев Лурье: Можно сказать, что последнее десятилетие своей жизни Хочинский был бродячим артистом. Только он бродил не по городам и по весям, а по этому кварталу, окружающему Покровку - это площадь Тургенева. Он гулял здесь с собакой, он всегда брал гитару, он пел то в этом баре, то в том. Его угощали. Его обожали. Он был настоящим героем этой местности. Когда отмечался его пятидесятилетний юбилей, он был без работы, жители Покровки устроили роскошный банкет, пригласили его и Шуранову. Хочинский был по-настоящему народным артистом. Между ним и его зрителем и слушателем не было никакой дистанции.
Николай Иванов, народный артист России: Эти простые люди готовы были поделиться последними копейками, чтобы поддержать Сашу и Тоню. Их очень любили, и было за что, самое главное.
Лев Лурье: Александр Хочинский окончил театральный институт и по специальности он был актер театра. В советском театре играли по одной системе – системе Станиславского. То есть учились и умели перевоплощаться. И Хочинский умел это делать, он был профессиональный актер. Но это был человек внутри совершенно другой эстетики. Это был человек другой школы. Это человек просцениума. Человек, который говорит и поет от своего имени. Этой эстетики в городе было мало, она жила только в театре Зиновия Корогодского. Когда этот театр закрылся, для Хочинского не стало места.
Леонид Сергеев, актер: Уход из ТЮЗа сказался на его здоровье. Он не знал, чем заняться и куда себя приспособить. Для него было ударом остаться без театра, без творческого коллектива, без публики. Он даже стал принимать участие в вечерах бардовской песни в клубе «Восток».
19 октября 1990 года в Ленинграде при ДК Первой пятилетки появляется новый театральный коллектив - Театр Поколений. Это последнее детище учителя Хочинского и Шурановой Зиновия Корогодского, возникновению которого оба актера немало способствовали. Уже в следующем году Корогодский набирает студентов. Преподавать на курс приглашает Шуранову и Хочинского.
Марина Ланда, музыкант: Когда развернулся Театр Поколений, когда были набраны студенты, первыми, кто откликнулся, были Тоня и Саша. К кому Зиновий Яковлевич мог обратиться? Конечно, к ним, к любимым, к надежным ученикам, которые знают его систему лучше, чем кто либо.
Роман Жилкин, актер: Что такое Хочинский и Шуранова, конечно же, я узнал в детстве. Потому что ТЮЗ – это был театр нашего детства, не говоря уже о кино. Поэтому когда пришлось встретиться с этими людьми в нашей студенческой аудитории, когда они уже стали нашими педагогами, было ощущение, что боги спустились на землю. Они просто покоряли своими знаниями, своей мудростью, влюбляли в себя.
В 1995 году Антонину Шуранову приглашают в Театр Сатиры на Васильевском острове. Режиссер Ахмат Байрамкулов собирается ставить «Вассу Железнову» Горького. Другой Вассы, кроме Шурановой, режиссер не видит.
Ахмат Байрамкулов – режиссер школы ТЮЗа, школы Корогодского. Когда он решается на постановку нового спектакля по пьесе Ибсена «Призраки», то приглашает и Александра Хочинского – на сложнейшую роль пастора Мандерса.
Ахмат Байрамкулов, режиссер: Я перепробовал очень много артистов на эту роль и понял, что этот тяжеловесный текст Ибсена, эти огромные монологи может одолеть, опоэтизировать только Александр Юрьевич.
Леонид Сергеев, актер: Саню пригласили в Театр Сатиры на Васильевском на роль пастора Мандерса. Он до такой степени выкладывался, что все стали говорить, будто эта роль должна стать театральным событием Санкт-Петербурга.
Ахмат Байрамкулов, режиссер: Он играл потрясающе. Это был последний выход Александра Юрьевича на сцену. Мы даже похоронили его в костюме Пастора.
Заслуженный артист России Александр Хочинский умер 11 апреля 1998 года в возрасте 54 лет. Его жена, народная артистка России Антонина Шуранова, пережила мужа на пять лет, продолжая играть на сцене театра на Васильевском.
Роман Жилкин, актер: «Васса Железнова» игралась на девятые день после смерти Александра Юрьевича. Конечно же, все наши собрались, все хотели поддержать Антонину Николаевну – все пришли на этот спектакль. Самое сильное театральное впечатление в моей жизни – то, как она играла этот спектакль. Она была удивительная женщина. Она была строга, благорасположена. В ней сочетались сила и добро.
Ахмат Байрамкулов, режиссер: У нас была идея отменить спектакль, не играть в этот день Вассу Железнову. Она настояла, чтобы мы сыграли. Это был поступок. Она была человеком поступков.
Лев Лурье: Лев Толстой говорил, что в нашей жизни действует «роевое начало». Распад ТЮЗа, распад коллектива, созданного Зиновием Корогодским, вызвал крушение огромного количества актерских судеб.