Когда перегорает лампа в одной из фар, продавцы в магазинах автозапчастей настоятельно рекомендуют купить сразу комплект из двух ламп. Поменять старые лампочки на новые в некоторых автомобилях не так просто. Но можно ли сделать так, чтобы лампочки в фарах служили как можно дольше? Эксперты РЕН ТВ ответили на этот вопрос. Софтбоксы вместо фар! Такой тюнинг сделал индиец Амит Шарма своему автомобилю — заменил штатное освещение на огромные лампы. Видимость действительно стала лучше, но на оживленной трассе с таким агрегатом не поездишь. Улучшить видимость на дороге можно и не таким кардинальным способом. В продаже давно появились ксеноновые и светодиодные лампы. В отличие от традиционных галогенных, они действительно светят ярче и работают дольше! Но мало кто знает, что ставить такие лампы можно далеко не во все фары! «Ни в какую галогеновую фару нельзя вставить ксеноновую лампочку. Это будет в любом случае противозаконно. Точно так же как и LED. Нельзя менять тип источника света ни при каких условиях», — рассказал Евгений Артамонов, автоэлектрик и владелец автомастерской. За нештатные лампы в фарах сотрудники ДПС могут на несколько месяцев лишить водителя прав! Но это лишь одна из проблем. «В некоторых случаях перегрев может привести к оплавлению проводки, соединению контактов, замыканию. И, соответственно, возгоранию. Это достаточно опасно может быть», — рассказал эксперт. Лучше, по словам экспертов, не рисковать и ставить только те лампы, которые рекомендует автопроизводитель! Причем мощность «галогеннок» должна быть 55-60 ватт. Не больше! «На упаковке лампы должно быть написано, что она для дорог общего пользования. Если на упаковке написано, что она не для дорог общего пользования, скорее всего, это лампа, которая не проходила сертификацию. И как она поведет себя в фаре, никто не знает», — рассказал Николай Базин, заведующий лабораторией светотехники. Но часто владельцам автомобилей с галогенным освещением предлагают так называемые лампы «лайт плюс». У них чуть меньше толщина вольфрамовой нити. От того они светят ярче и дольше. По крайней мере, так обещают производители. Поэтому и повышают на них цены. Но есть ли смысл переплачивать? Сейчас узнаем. Для эксперимента мы купили три вида «галогеннок» одинаковой мощности и цветовой температуры. Обычные штатные лампочки обошлись нам 640 рублей за пару, а вот за образец «повышенной яркости» с маркировкой +100 пришлось отдать 1 475 рублей. Точно такие же лампы со значком +150 обошлись еще дороже — 2 300 рублей за комплект. «100% — это единица, если +100%, значит, в два раза ярче, +150 — в два с половиной», — пояснил автоэлектрик Евгений Артамонов. Чтобы узнать, какие лампочки все же светят ярче, установим каждый образец в фару и включим ближний свет. Уровень освещенности будем измерять с помощью люксметра. Самые высокие показатели у лампочки +100 — 140 люксов. Но штатная модель показала себя почти так же! «По идее, это должно было превратиться, там, из 132-х в 264. Такого, конечно же, не произошло. Поскольку все эти цифры, как правило, часто маркетинг», — объяснил Евгений. Хуже всех показали себя самые дорогие «галогеннки» — 87,3 люкса. Но, по словам нашего эксперта, это еще не значит, что эти лампы тусклые. Мы делали замеры в десяти метрах от фары. А у некоторых «галогеннок» конструкция такая, что основной пучок света падает гораздо дальше. Чтобы проверить это, мы расставили на разном расстоянии от фар парковочные столбики. Самый дальний — через 70 метров. Это граница между ближним и дальним светом. «На скорости, конечно же, нам важен то, что вдали. Потому что-то, что перед машиной, туда даже никто не смотрит», — напомнил Евгений Артамонов. Повторяем эксперимент. По сравнению со штатной галогеннкой образец +100 лучше осветил центр дороги. «Говорит о том, что действительно яркость выше, и действительно с этими лампами дорогу видно лучше. Но остальной свет, обочина и все, он остается таким же», — подытожил специалист. Похожий результат и у самого дорогого образца. Как и предполагал наш эксперт, лампы +150 хорошо светят вдаль. Но тут же всплыл неприятный нюанс: левый столбик через 70 метров от фар выглядит заметно ярче остальных. «Уже начал появляться паразитный свет, который начинает попадать, скажем так, уже в зону ближе дальнего света. И на каких-нибудь возвышенностях, там, на кочках, еще где-то, можно уже начинать ночью слепить встречных водителей», — пояснил автоэлектрик Евгений Артамонов. Но подтвердить результаты этого эксперимента мы решили в лаборатории. Для этого специалисты поочередно установили каждую лампочку в фару и закрепили ее на особом стенде. «Есть четыре основных точки, по которым можно проверить фару. Ну, они понятны всем. Первая — это установочная точка, то есть ноль, который надо выставить. Вторая точка — это точка „глаза встречного водителя“ и две точки на обочине на расстоянии 50 и 75 метров», — рассказал Николай Базин, заведующий лабораторией светотехники. Эксперт уверяет: некачественную лампочку будет видно невооруженным глазом. Ее светотеневая граница размыта или вовсе отсутствует. А вот установочные точки замерим с помощью специального оборудования. Их значения должны соответствовать нормам, которые прописаны в техническом регламенте. Результаты штатной лампы полностью соответствуют норме. Светотеневая граница четкая. Значит нить накаливания качественная. Похожий результат и у «галогеннки «с маркировкой +100. «По результатам испытаний лампы с усиленным светом +100 — они абсолютно такие же, как и у штатной лампы. То есть четкая граница и примерно такие же показатели по светораспределению», — объяснил Николай Базин. Лабораторное исследование подтвердило результат нашего эксперимента: «галогеннка» +100 светит чуть ярче штатной лампы — всего на 15%! И то не во всех точках. А самый дорогой образец вовсе оказался бракованным — лампочки из одной упаковки выдали совершенно разный результат. «То есть светотеневая граница была в одном случае практически полностью размыта, в другом случае она была, но тоже была размыта. По результатам испытаний, естественно, показатели были хуже, чем приведенные в Правилах номер 112. Ну, и такое изделие на дороге не будет выполнять свою функцию», — отметил Базин. Во второй точке сила света «галогеннки +150» не дотягивает до нормы почти в два раза! Если поставить такие лампы в фары, то дорогу будет видно очень плохо. Но это не единственный минус. Наш эксперт уверен: образцы категории «лайт плюс» — не прослужат долго! «Для второй лампы на упаковке приведены данные о том, что ее жизненный срок меньше стандартного. Опять же этот стандартный срок определяет изготовитель лампы», — заявил заведующий лабораторией светотехники Николай Базин. Стандартные «галогеннки» будут работать примерно 600 часов при оптимальном напряжении — 13,5 Вольт. Но чем выше этот показатель, тем быстрее происходит износ лампы. При этом яркость света вырастает максимум на 20%! А вот цена изделия увеличивается в два, а то и в три раза. Поэтому лучше не переплачивать и пользоваться штатными лампами. Ранее 5-tv.ru писал как правильно выбрать свечи зажигания.