Резина, ворс, полиуретан или так называемый EVA-материал? С таким выбором сталкивается каждый автолюбитель, решивший сменить коврики в салоне машины. Казалось бы, что тут сложного? Бери тот, который нравится, или тот, который подешевле. Но не тут-то было! Оказывается, от этого предмета зависит не только комфорт водителя и пассажиров, но и их здоровье. Специалисты РЕН ТВ разбираются, как правильно выбрать автомобильный коврик. «Коврик должен быть зафиксирован. У основания сидения есть специальные клипсы. В большинстве автомобилей именно ими вы должны зафиксировать коврик от движения вперед, чтобы при нажатии газ, тормоз, сцепление, пяткой вы не выдвигали и не загоняли его в педальный узел», — отмечает автоэксперт, руководитель гоночной команды Андрей Севастьянов. Но даже если коврик надежно зафиксирован под сиденьем, это еще не значит, что он качественный. Хороший аксессуар, по словам главы московской гоночной команды Андрея Севастьянова, должен защищать водителя и пассажиров от пыли, грязи и влаги. Многие автовладельцы регулируют температуру, но не регулируют поток воздуха, утверждает эксперт. Вследствие чего возникают грязь и ненужные бактерии. К тому же коврики защищают напольное покрытие в салоне автомобиля от износа. Это особенно актуально для владельцев машин с механической коробкой передач — там водителю постоянно приходится держать одну ногу на сцеплении, а вторую — переставлять с педали газа на тормоз. Но существуют ли коврики, которые соответствуют всем этим требованиям? Для проведения эксперимента взяли четыре самые популярные модели: полиуретан (1950 рублей за комплект из четырех ковриков), резина (1090 рублей), текстиль (1550 рублей) и инновационный EVА-материал (2290 рублей). Насколько хорошо коврики поглощают шум? Мало кто знает, но в машине с качественным покрытием на полу водитель и пассажиры не так будут слышать шуршание шин и стук камней по днищу автомобиля. «Естественно, (шум от шин — Прим. ред.) передает в автомобиль ненужный звук, от которого мы сделаем музыку громче, не слышим своего пассажира, разговариваем на повышенных тонах. Хорошо, когда в салоне тихо», — отмечает автоэксперт. Чтобы протестировать наши образцы, специалисты собрали специальную установку. Взяли ведро, обклеили его шумоизоляционным материалом и положили туда музыкальную колонку. Она воспроизводит звук ревущего мотора с громкостью 87 децибел. Чтобы узнать, насколько коврик приглушает звук, колонку накрыли ковриком. Чем лучше он погасит этот звук, тем тише будет в салоне автомобиля. Сначала накрыли ведро ковриком из полиуретана. «Мы видим, что этим ковром мы смогли погасить звук на десять децибел», — показал специалист. Точно так же поступили и с остальными экземплярами. Лучше всех с задачей справился коврик из резины — прибор зафиксировал снижение шума на 13 децибел. А вот самый дешевый образец из текстиля только на три. Но что самое удивительное, такой же результат показал и дорогой коврик из EVA-материала! «То есть из-за того, что они легкие, не имеют какого-то собственного веса, давления, естественно, звук прорывается значительно выше. С тяжелым резиновым ковром в машине будет тише. С полиуретановым ковром будет практически так же тихо», — советует руководитель гоночной команды Андрей Севастьянов. Другими словами, совет простой: если вы хотите, чтобы в салоне автомобиля было тише, выбирайте коврики максимально толстые и резиновые. А что насчет износостойкости? Прежде чем проверить, специалисты выяснили, что собой представляет EVA-материал. По сути, это вспененный каучук. Он легкий и прочный. Хватить такого коврика должно минимум на пять лет. По крайней мере, так говорят производители. «Мы возьмем наждачную бумагу и в течение минуты будем механическим способом истирать наш коврик. Посмотрим, как глубоко мы его повредим, сможем ли мы его повредить полностью, или он будет бороться и будет устойчив. Потому что мы помним, что обычно под пяткой водителя, под правой ногой, он истирается очень сильно, а там, где каблуки, он еще и протыкается, что приводит к аварийным ситуациям», — поделился автоэксперт. Для чистоты эксперимента каждый коврик обработали шлифовальной машинкой ровно минуту. Полиуретановый коврик износился до дыр: примерно так же он будет выглядеть через пять лет эксплуатации в машине. Эксперт предупреждает, доводить изделие до такого состояния точно нельзя! Менять коврик нужно сразу, как только на нем появились потертости. «Это заведет мокрый пол, соответственно, машина будет у вас в таком спрелом состоянии. Она будет плохо пахнуть внутри салона, под ковром будет скапливаться влага. И это приведет к тому, что автомобиль может иметь технические неисправности, потому что электропроводка находится под основным ковром». На очереди проверка резиновой модели. Она самая толстая среди образцов. Посмотрим, повлияет ли это на результат. Для чистоты эксперимента меняем наждачку на новую. На первый взгляд коврик прошел испытание. Заметных повреждений нет. Но, если приглядеться, можно обнаружить микротрещины. На просвет они видны, соответственно вода будет вытекать. Самыми прочными, как ни странно, оказались дешевый и дорогой экземпляры. У текстильного коврика пострадал только ворс, а вот резиновое основание осталось целым. Не пострадал и аксессуар из EVA-материала. «Из-за того, что мелкая сота, довольно-таки крепкая структура получилась. У нас постоянно пытался остановиться диск», — заметил автоэксперт, руководитель гоночной команды Андрей Севастьянов. Производители уверяют: именно благодаря большому количеству ячеек на поверхности коврик из EVA-материала хорошо удерживает воду и грязь. Но коврикам устроили еще одно испытание: поместили коврик на капоте. Хорошее изделие из качественного материала не должно легко загрязняться. А уж если загрязнилось, то он должно легко мыться. Первыми протестировали полиуретановый и резиновый коврики. Запачкали грязью и прокатили их по ямам и ухабам. «Вся грязь, которая была на полиуретановом тонком коврике — ее просто разбросало во все стороны. Капот полностью забрызган. Тогда как на резиновом, обратите внимание, не вышла за пределы вот этого корыта, которое есть у резинового коврика», — заключил специалист. Смогут ли удержать грязь коврики из текстиля и EVA-материала? Грязь с текстильного коврика брызгала во все стороны, а вода залила капот. В сезон дождей и снегопадов таким аксессуаром лучше не пользоваться. Заводское покрытие машины под ним точно намокнет и будет гнить. А вот образец из EVA-материала отлично справился с задачей. «Вот вся вода, которая была, вся в ячейках. То есть идеальный случай, когда вы с большими комьями снега садитесь в салон машины, этот снег тает, и вся вода останется у вас в коврике», — отметил специалист. Слить воду и убрать грязь с коврика весной, летом и осенью несложно. Но что делать зимой? Что будет с ковриками, если оставить их влажными на морозе? Для эксперимента использовали сухой лед. Рассыпали и выложили на него образцы. Уже через несколько минут их температура понизилась до -30 градусов. При сгибании задубевшие коврики лопаются! Коврики из резины и полиуретана моментально треснули. Образец из текстиля тоже оказался не готов к испытанию холодом. Слой из ворса по-прежнему гнется, но резиновое покрытие трещит и лопается. Единственный экземпляр, который уцелел, — коврик из EVA-материала. Последнее испытание для коврика — строительный каток. Удивительно, но даже после такого краш-теста коврик из EVA-материала остался цел. Суровую зиму он точно переживет! По результатам всех испытаний лучше всех показал себя коврик из EVA-материала. Он практически не истирается, не пропускает воду, грязь и выдерживает любой мороз. Единственный минус — от шума колес во время движения по дороге он вряд ли избавит. А вот коврик из резины — наоборот. Толстое покрытие отлично поглощают посторонние звуки. Только покупать такой аксессуар лучше с высокими бортами, чтобы в сезон дождей вода и грязь не стекали с ковриков на заводское покрытие автомобиля. Но зимой резиновые коврики желательно не оставлять в салоне — на морозе они могут лопнуть.