Считается, что запах цитруса помогает человеку взбодриться, а если периодически щелкать семечки в пути, то это заметно повышает концентрацию. Эксперты РЕН ТВ выяснили, какие еще народные рецепты спасают водителей от переутомления в дороге. И стоит ли тратить деньги на модные гаджеты, которые якобы не позволяют человеку заснуть за рулем? Вой сирены, оглушающий писк или удар током! Все это ждет владельцев так называемых «антисон»-гаджетов, если вдруг кто-то из них устанет в дороге или начнет дремать. По крайней мере, так обещают производители. Причем даже самых дешевых моделей. Проверим, так ли это на самом деле. А поможет нам в этом Роман Герасимов — автолюбитель со стажем. Он за рулем уже больше двадцати лет. «У нас сегодня есть три, так сказать, три девайса. Вот эти очки антибликовые, стоят они 990 рублей. Что нам интересно? Есть в нем прибор, который при изменении позиции головы, более 30 градусов вниз, должен предупреждать нас об этом. Пищать громко и, в общем, будить, можно сказать, таким образом», — рассказал автожурналист Роман Герасимов. Второй гаджет внешне напоминает слуховой аппарат или гарнитуру хэндс-фри. Его нужно зацепить за ухо. Работает он по тому же принципу — издает громкий звук, когда человек наклоняет голову вперед. «Стоит 250 рублей, что, в общем, приятно. Компактный», — пояснил эксперт. Третий образец — так называемая система контроля бодрствования. Она состоит из двух частей: кепки и браслета. В головном уборе есть электронный блок. Он фиксирует изменения активности головного мозга человека. Как только водитель начинает уставать, теряет концентрацию или закрывает глаза, система подает звуковой сигнал, а браслет начинает вибрировать. «То есть он отвлекся, например, на навигатор или у него упал пульс. […]Даже на моргание реагирует, да. То есть вот, вот это тоже нам все будет интересно посмотреть. Он более сложный, он более дорогой, он стоит 9900 рублей», — рассказал Роман Герасимов. Чтобы проверить все эти гаджеты в действии, мы отправились в небольшое путешествие. За рулем — наш ведущий, но девайсы мы будем испытывать на Романе. Так безопаснее: он сидит на пассажирском сиденье и может закрывать глаза или опускать голову. «Антиблик работает. Оно контрастной мне сделало сейчас картинку. Так, я включаю, здесь одна единственная кнопка, я промахнуться не смогу, вот. Так, ну, по идее, сейчас имитирую, что я еду, еду, очень устал. И вот я, значит, что-то начинаю кемарить», — объяснил автожурналист. Устройство издает звуковой сигнал. «Во! То есть при наклоне, где-то вот градусов 30 примерно, они вот издают такой весьма противный звук. Причем это близко к уху находится еще, то есть я бы, конечно, проснулся, однозначно», — разъяснил эксперт. Испытания показали, что очки «антисон» не работают, если водитель наклонит голову влево и направо. Устройство подает сигнал, если голова автомобилиста делает характерное засыпающему человеку движение вперед. Устройство работает. Сигнал достаточно громкий. Но Роман уверяет: от аварии это вряд ли спасет! «Чаще всего, когда человек засыпает и вылетает на обочину, а этого достаточно несколько секунд, человек просто закрывает глаза на секунду. Ему кажется, что на секунду, на самом деле он в этот момент заснул, и голова при этом остается прям примерно прямо, вот так чаще бывает. Когда ты уже уронил голову на грудь, но это, наверное, ты уже все, ты уже спишь довольно давно уже. У тебя концентрация внимания вырубилась гораздо раньше, чем это произошло, вот», — объяснил эксперт. Теперь посмотрим, как поведет себя в дороге второе устройство. «Итак, я его себе вешаю за ухо, как это написано по инструкции, примерно. Мчимся, значит, мчимся. И опять начинается, у меня, значит, голова опускается через какое-то время», — рассказал автожурналист Роман Герасимов. Гаджет издал предупреждающий звук. «Опять же ситуация очень похожая с очками, он уже пищит, когда я в принципе вот уже уронил голову. Если дорога прямая, это может быть, вы успеете, но если она где-то совершает поворот, и вы заснули чуть раньше, то, конечно, прибор вам уже будет пищать, когда вы будете лежать на дереве, где-то сверху», — посетовал Роман Герасимов. Прибор за 250 рублей оказался ничуть не лучше того, что в четыре раза дороже. Настало время проверить умную систему за 9900 рублей! Производитель предупреждает, что для корректной работы гаджета, нельзя допустить, чтобы под козырек попали волосы. «Волосы я убрал. Вот здесь, я так понимаю, клипса мне на ухо идет, за мочку зацепил. Ну, чувствую себя какой-то подопытной крысой», — рассказал об ощущениях автожурналист. После того, как Роман надел кепку и браслет, нужно дождаться, пока устройства синхронизируются. По идее, они тут же начинают следить за активностью мозга. Но понять, действительно ли гаджет работает, водитель не может. Остается только поверить производителю на слово! В процессе эксперимента Роман Герасимов поворачивал голову в разные стороны и попытался расслабиться как если бы он уснул. Но устройство хранило молчание. Прошло еще 40 минут, но гаджет так и не заработал. Причем все это время Роман ехал с закрытыми глазами и даже чуть действительно не задремал. «За девять тысяч, мне кажется, можно посадить сзади человека, который будет тебя периодически трясти или собеседника хорошего», — пошутил Роман Герасимов. Как ни странно, но Роман действительно прав. Хороший собеседник в дороге — лучше любого, даже самого современного гаджета. Дело в том, что во время разговора мозг человека активно работает и постоянно переключает внимание. Это не дает водителю заснуть. Но что делать, если ехать приходится в полном одиночестве? 145 тысяч аварий! Столько ДТП, по данным Госавтоинспекции, произошло на дорогах России за минувший год. Причем почти четверть из них по глупой причине — водитель просто уснул за рулем! «Это огромная цифра я вам скажу. У нас, ну, в среднем около 30 тысяч, ну, чуть меньше, гибнет на дорогах. То есть если мы возьмем 20%, это шесть тысяч человек», — заявил Роман Бузунов, доктор медицинских наук и заслуженный врач Российской Федерации. Роман Бузунов — доктор медицинских наук, президент «Российского общества сомнологов». Он много лет изучает влияние сна на организм человека. По его словам, к трагедии на дороге может привести не только банальные усталость и недосып, но и серьезная болезнь. «Половина из этих засыпаний за рулем, опять же по экспертным оценкам, у водителей, которые страдают синдромом абструктивного апноэ сна или болезнью остановок дыхания во сне. Это когда у человека за ночь может быть 400, 500, 600 остановок дыхания, и человек может восемь часов спать, а из них пять часов суммарно вообще не дышать. И возникает две огромных проблемы. Первая, что это кислорода не хватает, а второе, каждая остановка заканчивается подбуживанием мозга. И представьте себе, 500 раз что-то постучало в мозг, сказало „подыши“. Сколько бы человек ни спал, выспаться он не может», — пояснил Романа Бузунова. По словам Романа, люди с синдромом апноэ в семь раз чаще попадают в ДТП. У них снижается концентрация внимания и замедляется реакция. Чтобы взбодриться, большинство водителей пьют кофе перед тем, как сесть за руль. Но наш эксперт уверяет: это ошибка! «Кофеин — это стимулятор, да. Вот когда он только проснулся, он еще остаточная сонливость у него, он выпил что-то теплое и сладкое, а это привело к выбросу глюкозы в кровь мгновенно, это еще немножко человека дальше расслабило и снизило рефлексы. А кофеин подействует только минут через двадцать после того, как его человек употребил», — рассказал эксперт. Лучше, по словам Романа, пить кофе… перед сном! Но только при условии, что отдых будет коротким. «Захотелось отдохнуть — остановился, выпил крепкий кофе, лег поспать, через 15-20 минут проснулся и более-менее ты бодрее будешь, потому что поспал, и кофеин к этому времени начнет действовать. Сел за руль и поехал», — объяснил Роман Бузунов. Примерно так же, по словам эксперта, работают и энергетические напитки. Почти все производители добавляют в них кофеин. Благодаря пузырькам газа стимулятор быстрее всасывается в организм. У человека действительно на некоторое время улучшаются внимание и реакция. Но вместе с этим повышается артериальное давление и учащается пульс. «Тут проблема заключается в том, что можно себя простимулировать и, может быть, даже на несколько часов, но, сожалению, на каком-то этапе все равно концентрация потеряется, потому что организм уже, грубо говоря, не сможет действовать. Даже будет такое запредельное торможение, то есть человек будет бодрый, но ничего не соображать», — разъяснил заслуженный врач РФ Роман Бузунов. Роман уверяет: взбодриться и заставить мозг работать можно и без вреда для организма. Достаточно во время длительного путешествия все время менять ось зрения — смотреть по сторонам и периодически совершать глазами вращательные движения. В этот момент мозг получает новую информацию и работает активнее. Ранее 5-tv.ru писал о том, как правильно отчистить потолок автомобиля.