Советский гений смешил всех, но сам крайне редко улыбался. Как говорят работавшие с ним на одной площадке коллеги, — аккумулировал юмор, чтобы вылить его в своих лентах. Настоящий творческий дебют мастера советского кино состоялся с уже ставшей классической троицы: Трус, Балбес и Бывалый. Идею Леонид Гайдай почерпнул из газеты с фельетонами, которую нашел на чердаке родительского дома. Тогда за плечами уже были картины «Долгий путь» и «Жених с того света», за последнюю Гайдаю даже обещали больше не дать снимать. Но «кинотроица» не только все исправила, но и проложила тропу любви к сердцам зрителей. Видео: отрывок фильма «Пёс Барбос и необычный кросс», реж. Л. Гайдай, 1961 год Самые близкие люди полагали, что угрюмость режиссера — отпечаток войны; тяжелая травма и еще более тяжелая тема, от которой нет и следа в комедиях мастера. Полжизни Гайдай ходил с палочкой, но не производил впечатления инвалида. В годы войны он подорвался на мине. И до конца жизни, как рассказывала его жена Нина Гребешкова, на ноге не затягивался свищ, из которого выходили осколки. Но разве можно об этом думать, когда перед тобой Шурик в исполнении Демьяненко и тунеядец — от Евгения Моргунова? Видео: Фрагменты фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», реж. Л. Гайдай, 1965 год От короткометражек и масштабных лент гения из Иркутска умирала со смеху вся страна. А классик отечественного кино лишь отвечал, что иногда копирует знаменитого актера немого кино Чарли Чаплина. Видео: youtube «Жертва аборта», «ближе к телу», «может тебе и ключи еще дать от квартиры, где деньги лежат», «особа, приближенная к императору»… Этот список можно продолжать довольно долго. Цитаты на все случаи жизни подарили нам Ильф и Петров. Но оживил их Леонид Гайдай в комедии «12 стульев». Экранизаций, к слову, было несколько. Гайдай выбрал на роль Остапа Бендера Арчила Гомиашвили, а подхвативший эстафету юмора Марк Захаров, снявший свою интерпретацию романа через несколько лет, остановил свой выбор на Андрее Миронове. С тех пор длится бескровное, доброе и весёлое противостояние этих двух картин. Видео: фрагменты фильмов «12 стульев», реж. Л. Гайдай, 1971 год, «12 стульев», реж. М. Захаров, 1976 год. Харизма Андрея Миронова повлияла ранее и на Гайдая. Еще до «12 стульев» актер снялся в фильме «Бриллиантовая рука». Сыграл роль неподражаемого злодея Геннадия Козодоева. Именно в этой картине главный герой в исполнении Юрия Никулина спрашивает «А нет ли такого же, только с перламутровыми пуговицами?» Поиск халатика для жены привел его в объятия Анны Сергеевны, в исполнении Светланы Светличной. К слову всю ее роль, кроме фразы «Не виноватая я — он сам пришел», в фильме озвучила другая актриса Зоя Толбузина. Видео: youtube Снятый по большей части в Крыму, вопреки названию, фильм «Кавказская пленница» впервые был показан в Москве в понедельник 3 апреля 1967 года. Одновременно в 53 столичных кинотеатрах. Ошеломляющий успех получился, конечно, благодаря фразам тут же ставшим крылатыми: «Студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица», «Жить хорошо, а хорошо жить еще лучше», «Птичку жалко» и «Моменто море — моментально в море». Видео: youtube Советская комедия «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 года, снятая по мотивам пьесы Михаила Булгакова об инженере-изобретателе Тимофееве, соорудившем машину времени и попавшем в 16 век, получила всенародную любовь, среди прочего, благодаря фразам: «Все, что нажито непосильным трудом», «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе», «Фамилия моя слишком известная, чтобы я ее называл» и «Замуровали демоны». Видео: youtube Классик отечественного кино подарил свой юмор, понятный не только советскому человеку, но и жителям Пекина, Праги и Нью-Йорка. В 80-е в Америке представили ретроспективу фильмов Гайдая. Во времена развала Советского союза, в 90-е, именитый режиссер продолжал снимать. «Опасно для жизни!», «Частный детектив, или Операция «Кооперация», «На Дерибасовской хорошая погода или На Брайтон-Бич опять идут дожди» — но былого ошеломляющего успеха не было. Возможно, простым людям было не до шуток в тяжелой политической обстановке. Сам же Гайдай в последнем интервью говорил, что во все времена, при любом правительстве нельзя жить без юмора и сатиры. Ания Батаева