Детективная история одного портрета: в шедевре Брюллова найдена ошибка
Фото, видео: www.globallookpress.com, Пятый канал
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Кто же на самом деле смотрит с полотна на посетителей Русского музея?
В настоящий детектив превратилась история с одной из картин художника Карла Брюллова. Почти два века все думали, что на портрете изображена одна женщина — некая Ульяна Смирнова. А оказалось, что совершенно другая. Фотографий тогда еще было — вот и возникла путаница. Если бы не портреты — потомки и вовсе не узнали бы как выгладили императоры, князья и их родственники. А тайна как всегда оказалась в деталях.
Юная дама с собачкой. Этому портрету уже больше полутора веков. И все это время даже искусствоведы ошибались, называя героиню некой Ульяной Смирновой. О персонажах с картин Карла Брюллова известно все, к нему очередь за портретами стояла. Но что это за Ульяна Смирнова, чье имя было указано на карандашном наброске будущего портрета — даже в архивах ответа не нашлось. Оказалось, и не было вовсе никакой Ульяны.
— «У» сочли инициалом. И родилась Ульяна Смирнова. Вместо того, чтобы прочесть надпись — «эта картина хранится у господина Смирнова», — рассказала сотрудник отдела рисунка Русского музея Наталья Соломатина.
Картина начала проясняться, когда в руки участников искусствоведческого детектива попали портреты младшей дочери Николая I, написанные другими художниками.
— Физиономическое сходство очевидно, только по всей вероятности этот портрет был написан несколько позднее — она начала 40-х годов, а тот иконографический 37 года. Больше детскости, — подтвердил заведующий отделом живописи XVIII — 1-й половины XIX вв, Григорий Голдовский.
Широкоплечая и немного курносая — отличительные черты младшей дочери императора. Общего мнения о ее внешности не сложилось. Одни говорили, что она растет самой красивой из сестер, другие современники наоборот сообщали — «княжна почти дурна собой».
Говорить о реальном сходстве с реальным историческим персонажем в эпоху до фотографии тяжело. Да и сам живописец откровенно признавался — его задача как портретиста — показать лучшее, что есть в лице. То есть облагородить изображение героя. В том числе и поэтому исследователям и не удавалось установить — кто же позировал для этого портрета.
Но окончательно секрет помогла раскрыть та самая собачка на руках барышни. Песика редчайшей в то время породы Кинг Чарльз спаниель выписали из Лондона специально ко двору. Собачка также фигурирует на многих картинах того времени — вот она резвится в детской зимнего дворца.
— Брюллов собак писал превосходно и очень их любил. С такой же собачкой есть изображение Ольги Николаевны. И с этой же собачкой неоднократно изображается сама Александра Николаевна, —уточнил искусствовед Григорий Голдовский.
Больше полутора веков специалисты не брались проводить очевидные параллели, зная, что из-за сложных отношений с императором Брюллов отказывался писать портреты членов его семьи. Но смерть девятнадцатилетней княжны так тронула художника, что он поступился принципиальностью и создал икону с лицом Александры Николаевны. Теперь можно сравнить эту известную работу с портретом юной княжны, который, выходит, заново открыли. Картина так долго хранила свою тайну и только сейчас обрела настоящее имя.