В Сирию вернулись более 100 тысяч беженцев
Фото, видео: Пятый канал
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Российский Центр приема, распределения и размещения беженцев в Сирии подготовил места в населенных пунктах, наименее пострадавших от военных действий.
Сирийцы, которым из-за войны пришлось искать убежище в других странах, сейчас массово возвращаются на родину. Координируют этот процесс российские военные. При их поддержке в города уже вернулись более 100 тысяч мирных жителей. У многих разрушены дома, в населенных пунктах не работают больницы и школы. Но, не смотря на трудности, ничто не может испортить радость от возвращения домой. Корреспондента Станислава Григорьева уже пригласили в гости.
Новый базар открылся там, где еще совсем недавно люди стреляли друг в друга, и Мухаммед Сбелати отправился туда первым делом. Мухаммад вернулся в родной район из Турции, из Анкары. Местное гостеприимство не знает границ. Мухаммад, с которым мы познакомились на рынке, решил привезти меня к себе домой на замечательном электрическом велосипеде.
— Идите, идите сюда! А это моя жена! Субхейя ее зовут! Она вас стесняется, — говорит хозяин дома Мухаммад.
Квартира очень похожа на русские «малогабаритки». Но есть одна деталь. В потайном шкафчике в гостиной — непременное печенье для гостей, а в холодильнике — арбуз, предусмотрительно нарезанный дольками.
— Спасибо богу за то, что все именно так, а не иначе! Я очень рад, что вы зашли ко мне домой, — радуется гостям Мухаммад Сбелати.
Разговариваем о непростой жизни за кордоном, о том, как Мухаммад спас свою жизнь, сбежав из города Яльда в пригороде Дамаска. Сбелати -бывший военный и боевики могли застрелить его.
— В 2008 году я ушел со службы. Когда террористы зашли в этот район, я уехал в город Адайя. Прожил там год, а потом уехал в Турцию. Я слышал, что в Турции сирийцы уважаемы и поэтому я поехал туда. На самом деле там по-разному: есть хорошие люди, есть плохие и отношение разное. Я был там с братом, его сыном и двумя дочерями. Тот мой брат до сих пор в Турции, — рассказал свою историю Мухаммад Сбелати.
Теперь Мухаммад снова на любимом диване, под картинами и портретами родственников. Говорит, что больше не собирается никуда уезжать. И таких как он, здесь в городе несколько десятков. Люди, прослышав, что война в Дамаске закончилась, прибывают со всех соседних стран. В сотне метров от дома Мухаммада действует оперативный штаб помощи беженцам. Здесь всегда много посетителей.
— Когда к нам возвращаются беженцы, у многих нет паспортов и документов, подтверждающих право собственности. Мы здесь всех принимаем, разбираемся в обстоятельствах и помогаем восстановить бумаги, — пояснил глава администрации Ялды Мотаз Кфарсусани.
Есть еще и русский штаб по возвращению беженцев — при Национальном центре управления обороной Российской Федерации в Москве. В Сирии он действует через офицеров ЦПВС. И если на юге Дамаска процесс возвращения уже запущен, то в других регионах страны у наших военных еще очень много работы.
— Каждый находится возле своего автобуса. Заходит писарь, который переписывает их. Кто-то их досматривает, — пояснил сотрудник ЦПВС.
Чтобы беженцы вернулись в провинцию Эль —Кунейтра, отсюда, прежде всего удаляют боевиков. По достигнутой заранее договоренности их вместе с семьями вывозят на север страны в Идлиб. Подписав мирное соглашение, они кажутся расстроенными и демонстрируют логику, вывернутую наизнанку.
— Все. Хватит. Мы хотим жить нормально. Мирно. Но здесь безопасности нет, — говорит член НВФ Аля Ахмед Аль Халид.
То, что здесь небезопасно именно из-за таких как он, в голову Аля Ахмеду Аль Халиду просто не приходит. За годы войны Эль Кунейтру покинули десятки тысяч мирных граждан. Но теперь для каждого из них есть шанс на благополучное возвращение в родные дома.