Под Петербургом со дна Невы подняли штурмовик времён Великой Отечественной
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
70 с лишним лет он пролежал под водой. На том самом, залитом кровью плацдарме, где шли ожесточённые бои, когда красноармейцы пытались прорвать блокаду. Знаменитый Невский пятачок.
Что особенно ценно, шанс восстановить ещё одну человеческую историю. Уже известно имя лётчика, который так и остался за штурвалом, до последнего. О большой исторической работе, проделанной и предстоящей, наш корреспондент Виталий Втулкин.
Смотришь вокруг. Река, лес, песчаный пляж. Красота, да и только. А в войну здесь писалась одна из самых трагичных страниц нашей военной истории. Невский пятачок. По самым-самым скромным оценкам, здесь, штурмуя немецкий плацдарм, погибли около 700 000 красноармейцев и бойцов народного ополчения. Гильзы, фрагменты боеприпасов, техники, амуниции - они везде. А частенько вода приносит и такие напоминания о том, что было.
Сколько здесь, на суше, осталось незахороненных и забытых, кто знает, тогда считать было некогда. А, что там, в мутной воде - сплошная загадка. Порой, и мощные эхолоты не в помощь. Тем, кто ищет, остается надеяться на удачу.
Вот кадры съемки, которую делали водолазы, во время очередного погружения к Илу, который покоится в речном иле. Что-то разобрать непросто. Но видны разорванные куски обшивки, какие-то, особенно крупные детали. Группа поднимается наверх с докладом. Участники экспедиции сразу делают вывод: штурмовик был уничтожен немецкими зенитками.
Раз за разом, погружение за погружением. Понятно, что после расстрела в воздухе, и удара о землю поднять можно, разве что несколько фрагментов. Водолазы, на глубине около 15 метров ловко орудуют специнструментом. И на поверхности, один за другим, появляются: вал, с погнувшейся от удара винтовой лопастью, обломки искореженного фюзеляжа, сиденье пилота, самолет, кстати, был одноместный, то есть, самая ранняя модификация штурмовика. Находят и парашют в свернутом виде. Что снова подтверждает: у летчика шансов не было.
Наконец, самое долгожданное. Из воды показывается двигатель, номер которого поможет узнать главное: кто был за штурвалом пикирующего штурмовика. Находку долго окатывают из шланга, тщательно чистят там, где нужно, и, опять удача. Номер цел и отлично читается.
Дальше – дело техники. По номеру узнали имя пилота: Семен Конобевцев. Старший лейтенант 57-го штурмового авиаполка. 24 октября 1941 года ушел на задание с одного из городских аэродромов Ленинграда. И, как тогда бывало очень часто, не вернулся.
Теперь поисковики намерены отыскать родственников старшего лейтенанта Конобевцева, и передать им найденные в кабине погибшего штурмовика личные вещи пилота. А среди них, например, так называемая планшетка, где хранилось его последнее полетное задание.