25 лет назад не стало Виктора Цоя

1 481 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Автокатастрофу на трассе под Ригой вспоминают сегодня тысячи поклонников группы Кино. Ровно 25 лет назад тёмно-синий «Москвич» вылетел на встречную полосу и врезался в пассажирский автобус.

Водитель машины погиб на месте. Это был Виктор Цой. Кочегар с Камчатки, рок-звезда.  До сих пор фанаты повторяют: «Цой – жив!». Сегодня в Петербурге в родном городе певца пройдут траурные мероприятия. А в Латвии на месте аварии будут звучать его  стихи. Наш корреспондент Екатерина Иванова - о звезде по имени Цой.

13 июня 1990 года Диана Русова восстановила в памяти до мельчайших подробностей. Это был ее первый и последний поход на группу «Кино». В Риге Виктор Цой дал два концерта.

Диана Русова, поклонница группы «Кино»: «Единственное, что сказал, наверное, ветром уносит звук в сторону. Был ветреный день и солнечный. Но довольно холодно. И плюс еще поезда электрички ходили, тут рядом железная дорога».

Впрочем, фанатам было все-равно. Главное, что Виктор приехал. Час двадцать, пускай не идеального, но все же живого звука. Под занавес – песня «Группа крови». И обещание вернуться. Рига приняла Цоя задолго до его невероятной популярности.

Впервые в Латвию Цоя пригласили в 1986-м. Музыкант не раздумывая согласился. Всего один концерт в актовом зале на 500 человек  и вот она слава.

Андрей Яхимович, лидер группы «Цемент», президент рижского рок-клуба: «10 человек ребят, 1987 год, они так стояли и пели, по-моему, «группа крови на рукаве». Я был поражен. Я себе представляю, если бы мы пели хором «дым над водой». Я понял, что это что-то такое, явление».

А вот хозяйка комнаты, которую Цой снимал под Юрмалой перед самой гибелью, и предположить не могла, что это за постоялец с гитарой.  Она до сих пор живет в этом доме. Принимает отпускников. Но от общения с журналистами отказывается. Устала за четверть века. Свой последний альбом кумир миллионов писал в этом сарайчике.

Алексей Вишня, музыкант, звукорежиссёр: «Черный альбом был представлен в рок-клубе, сразу после записи. Весь зал плакал, так как понимал трагизм каждого слова. Мы вдруг ощутили и поняли, о чем он пел, что чувствовал, что предчувствовал».

В студии альбом записывали уже без Цоя. Работа далась музыкантам  нелегко. Прежде всего, с психологической точки зрения.

45 поклонников, узнав о смерти своего кумира, покончили жизнь самоубийством. Десятки тысяч восприняли гибель, как личную утрату. На месте гибели всегда живые цветы. Фанаты группы «Кино» едут со всего мира. Кажется, никто уже и не помнит, как здесь появился памятник. Это самый первый вариант. Из гипса. Установили в две тысячи втором. Потом отлили из металла. Авторам тогда было по 16 лет. Художник Руслан Верещагин позировал, скрестив руки на груди. Его товарищ Амиран  Хабелашвили лепил. Преподаватели в колледже были изрядно удивлены, узнав о таланте учащегося.

Амиран Хабелашвили, автор памятника Виктору Цою: «Они как к своему, на уровне, с уважением. Здравствуйте, вот слышали, слышали, очень замечательно».

Памятник стоит на том самом повороте, где москвич Цоя выскочил на встречку и врезался в автобус. Исследователи творчества музыканта по часам и минутам расписали, как все было. Рано утром Виктор поехал на рыбалку. Так толком ничего и не поймав, в багажнике автомобиля нашли пару рыбешек, отправился домой, по пути уснул за рулем. Это официальная версия.

Раз в году движение на трассе  Слока-Талси останавливается. 15 августа в 11.28 поклонники Цоя перекрывают дорогу, встают в круг, берутся за руки и под гитару исполняют песню «Легенда». Таким образом, фанаты, как бы пытаются остановить злосчастный автобус и тем самым, спасти своего героя. И хоть сегодня он уже легенда. В воспоминаниях навсегда останется просто Витей. Песни Цоя дают дорогу молодым музыкантам. И хоть кто-то обвиняет их в плагиате, настоящие ценители творчества группы «Кино» с большим удовольствием слушают композиции вживую.

Цой до сих пор в первой десятке российского топа. И по-прежнему радует поклонников новыми композициями. Песня «Атаман», которая затерялась на кассете, была записана спустя 22 года после его гибели.