Экономисты разбираются с повышением стоимости проезда в петербургском метро
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Деятельность метрополитена, как считают эксперты необходимо срочно проверить. Причем ревизию должна проводить независимая комиссия.
И если потребуется делом займется прокуратура. Напомним, цена проезда может увеличиться с 31-го до 40 рублей. Эта инициатива рассматривается депутатами. Грандиоздные планы властей уже вызвали бурю негодования и совершенно справедливо. Никаких предпосылок, уверены специалисты, - нет! О прибыльном бизнесе в петербургской подземке наш корреспондент Алексей Багин.
Ажиотажа у станций метро не наблюдается, пассажиропоток не вырос – всё-таки лето. Но жители Северной столицы готовятся к худшему. По инициативе метрополитена, тарифы подземки могут подскочить уже с Нового года. Комитет по транспорту рассмотрит три варианта стоимости проезда в 2016-ом. Первый без изменений, второй – рост цен на уровне инфляции и третий вариант - инвестиционный.
Именно последний сценарий вызвал особое беспокойство у тех, кто каждый день ездит на метро и вынужден платить столько, сколько скажут. По версии перевозчика подорожание жетончика с 31-го до 40 рублей позволит отремонтировать подвижной состав и обновить железнодорожное полотно. На обсуждении нулевых чтений бюджета в Законодательном собрании руководитель метрополитена Владимир Гарюгин не церемонился. Просил по максимуму.
«Может быть, выделить разовую поездку и сделать ее дороже, чем те, которые входят в тариф?».
Начальник подземки (кстати, свидетель в уголовном деле по статье «Злоупотребление полномочиями»), видимо, забыл, к чему привело последнее повышение тарифа на три рубля. В декабре прошлого года очереди в кассы метрополитена достигали таких размеров, что желающие приобрести жетоны впрок теряли сознание.
О наплевательском отношении не только к комфорту пассажиров, но и к закону говорит и ряд уголовных дел, возбуждённых, по явно коррупционным признакам. Владимира Гарюгина уже допрашивали в следственном комитете - хотели выяснить, не было ли сговора чиновников с коммерсантами при строительстве торговых комплексов и вестибюлей метро. Объём недополученных городским бюджетом средств исчисляется миллионами.
Станция метро Адмиралтейская, один из самых скандальных проектов. После проверки счётной палаты выяснилось: более четырёхсот миллионов рублей были потрачены бесконтрольно. Свайное основание под зданием, в котором располагаются, вестибюль и торговый комплекс, должен был строить инвестор. Однако инспекторы пришли к выводу: работы выполнил «Метрострой» не согласовав при этом ни смету, ни расходы, ни прочие документы. Грядущее подорожание оплаты проезда, по мнению экспертов, - закономерное продолжение череды скандалов, связанных с подземкой.
История со строительством свай, как выяснилось, не уникальна. Аудиторы посчитали: за право разместить на станциях нецелевую – коммерческую недвижимость: магазины, салоны красоты и закусочные их владельцы перечислили в казну сущие копейки. Всего полтора миллиона рублей заплатили, например, за станцию «Звенигородская», два с половиной собрали с «Бухаресткой». Где остальные деньги, - вопрос открытый.
Артём Баконин, юрист: «Когда расследуется уголовное дело и оно расследуется, по моей информации, ни шатко не валко – возникает много вопросов. Я бы вообще поручил расследовать уголовное дело не местным правоохранительным органам, а бригаде, которая приезжая, которая не заинтересована, и заинтересовать её было бы сложно».
Но все эти, очень похожие на мошенничество, схемы меркнут на фоне историй с тарифами.
По информации экспертов: себестоимость жетона - 13 рублей. На зарплату сотрудников уходят деньги, включённые в стоимость проезда, - порядка 11 рублей. Ещё 7 оседают в кассах метрополитена. Как и на что расходуются эти деньги - неизвестно. Если тариф поднимется до 40, то подземка Петербурга с каждого пассажира получит уже по 16 рублей. А это - десятки миллионов ежедневной прибыли.
Правда, расчёты эти справедливы, если учитывать субсидию государства - восемь с половиной миллиардов рублей. Метрополитен пытается сэкономить эти деньги, увеличив тарифы. На какие цели потратят средства - ещё не решили. Экономисты заявляют – это не справедливо с точки зрения потребителя, но выгодно и для предприятия, и для города. Поэтому задавать вопросы предлагают муниципальным властям.
Юрий Веселов, экономист: «Если вы можете заплатить ваши сорок рублей за проезд в метро – вы должны платить. Но если вы инвалид, если вы пенсионер, если вы малоимущий – вы должны иметь адресную социальную помощь, которая вам это позволяет оплачивать. Т.е. подход должен быть другой – не метро должно предоставлять возможность, а те, кто заботится о вас».
Для исследования предложения метрополитена Смольный выделил две недели. За это время профильный комитет и решит, что ждёт петербуржцев уже через полгода.