Страшный сценарий жизни донецкого села Спартак

54 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

В Киеве только что началось заседание Военного кабинета. Открывая совещание, президент Порошенко заявил, что стране необходимо усилить оборону. Обсуждать будут вопросы по возвращению контроля над государственными границами.

А вот судьбы тысяч мирных жителей Донбасса, похоже, снова не входят в зону внимания верховного главнокомандующего.

Люди, которые каждый час подвергаются смертельной опасности, брошены украинскими властями. Наш корреспондент побывал в селе Спартак. Этот маленький посёлок недалеко от Донецкого аэропорта уже давно существует по законам военного времени. Что это такое жизнь под прицелом, узнал наш корреспондент Анатолий Майоров.

Пока женщины ведут неспешные беседы у подъезда, а их мужчины во дворе чинят старенький велосипед, подруги Вика и Марина играют у песочницы. Всё это как будто зарисовка абсолютно мирной жизни. Но всё меняется, если прибавить звук.

Со стороны покажется, что местные говорят шифровками. На самом деле они проговаривают с каких позиций украинской армии открыли огонь из пулеметов. Слушать — главное правило техники безопасности, если, конечно, о какой-то безопасности здесь вообще можно говорить.

Село Спартак, так называемая зона отчуждения, позиции украинской армии всего в пятистах метрах от этих двухэтажек. Здесь остались только те, кому некуда уезжать. Живут без газа, воды, света и канализации. Два дома и двор с детскими качелями в оптическом прицеле украинских снайперов, в зоне обстрела запрещенными снарядами.

Прогулка по мертвым улицам села — только под прикрытием людей с оружием в любой момент можно наткнуться на украинских диверсантов. Ополченец с позывным Грузин — командир подразделения, отражающего ежедневные атаки ВСУ, в селе Спартак стал для местных последним связующим звеном с цивилизацией. Продукты, медикаменты, вещи. Люди просят, командир везет. Потому что больше некому. Сюда не проскочит даже «скорая».

Одна из украинских птичек недавно прилетела в дом к соседям Александра Ивановича. Этот неразорвавшийся снаряд от танка — вопиющий факт нарушения минских соглашений.

Мы были в зоне отчуждения в день работы контактных групп в Минске. В тот день, когда киевские представители заявляли о необходимости создания 30-километровой буферной зоны, в том числе у села Спартак. Но в том, что украинская сторона не подпишет документ, было ясно еще до переговоров. Вот вентствол шахты, у которой стоят силовики. Вышку видно из зоны отчуждения и с позиций подразделения Грузина. Вот те же вышки с камеры воздушной разведки батальона. За несколько дней до переговоров, в этот квадрат стянули новые вооружения. И кроме уже привычных украинских БМП и танков, внимание любого военного эксперта привлечет техника, которую, видимо, просто не успели спрятать. Это — самый настоящий передвижной зенитно-ракетный комплекс, а это — радиолакационная станция, которая работает с ним в связке. Зачем украинской армии орудие того же типа, из которого был сбит малазийский Боинг — неизвестно. И еще один пугающий вопрос: когда ракеты направят в сторону зоны отчуждения в селе Спартак. 

Первая ночь после очередного раунда переговоров, в Спартаке прошла по-старому сценарию. Сначала появились беспилотники, а потом полетели мины. В зоне отчуждения люди опять прятались в подвалах. Просьбу 7-летней Вики, взрослые дяди по ту сторону передовой выполнили только утром. Стрелять перестали. На несколько часов.