Кем считают себя жители украинского Закарпатья?

321 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Наводить порядки в неспокойном теперь Закарпатском регионе начал Петр Порошенко. Как заявил украинский президент "ликвидировать незаконные формирования будем каленым железом".

Тем временем, жители опасаются новых вооруженных конфликтов. И говорят о том, что если власти начнут силовую операцию, то Закарпатью придется двигаться по Донбасскому сценарию. О ситуации и настоениях в особенном  регионе расскажет наш корреспондент Константин Рожков.

Это даже внешне мало похоже на остальную Украину. Застройка в центре в основном историческая, век 18-19-ый. Кругом открыточные виды: старинные домики, ухоженные улицы - большинство небольших европейских городков выглядят примерно также. Директор местного краеведческого музей готов биться об заклад – ничего подобного под Киевом вы не увидите.

Иван Шепа, директор краеведческого музея г. Берегово: «Посмотрите хотя бы на архитектуру. Что-то было построено во времена Австро-Венгерской монархии, что-то во времена Чехословакии, что-то в советское время. На Украине такого смешения вы нигде больше не найдете».

Табличка на въезде в город Берегов написана сразу на двух языках: украинском и венгерском. При чем, по-венгерски здесь говорят 70 процентов жителей, то есть, больше половины. Возле районной администрации развиваются сразу два государственных флага: один украинский, другой венгерский. Когда российский триколор вывешивали на Донбассе – это считалось сепаратизмом, а здесь на это даже внимание никто не обращал. По крайней мере, до недавних пор.

Татьяна, жительница города Берегово: «У нас практически все знают и венгерский и украинский, русский. Очень хорошо ко всем относимся: как к российским, так и к европейским туристам. Береговчане всегда тепло принимают любых гостей».

Закарпатская область, которая находится на юго-западе Украины, даже географически всегда была оторванной территорией. От «большой земли» ее отделяет Карпатский горный хребет – отсюда и название Закарпатье. В состав СССР эти земли были включены даже позднее, чем Прибалтика – только в 1945 году, сразу после окончания Второй Мировой. А до этого, в разные годы, Закарпатье принадлежало Венгрии (1939-1944), Чехословакии (1919-1938) и Австро-Венгерской империи. (1866-1918).

Дмитрий Куликов, эксперт: «Люди в Закарпатье не считают себя западными украинцами. Они считают себя жителями Закарпатья. Они отличают себя от тех же галичан, которые во Львове или Ивано-Франковске. Тем более они отличают себя от центральной Украины. Это специфический и замкнутый на себе регион».

Эти кадры были сняты в Закарпатье в январе 2014 года, когда в Киеве полыхал Майдан. Уже тогда местные жители были в серьез напуганы еще только набиравшим популярность «Правым Сектором». Для украинских националистов венгры Закарпатья те же москали, только живущие не на Востоке, а на Западе от Киева.

Эдуард, житель Закарпатской области: «Нам, что здесь тоже кричать: Слава Героям, Слава Украине! Это они пусть у себя там кричат: во Львове, в Ивано-Франковске».

На Украине сейчас уже подзабыли, что когда в 1991-ом в Киеве проголосовали за «незалежность» от СССР, в самом Закарпатье проголосовали за автономию от Украины. Тогда же впервые родилась идея независимой Республики Подкарпатская Русь. Один из ее лидеров некоторое время назад был вынужден переехать в Россию. На Украине теперь развешены листовки с его портретом, где сказано, что Петра Гецко разыскивают за антиукраинскую деятельность.

Петр Гецко, премьер Республики Подкарпатская Русь: «Отснять материал со мной в Закарпатье это был бы уже криминал. Объявили бы персоной нон-грата, сняли бы аккредитацию со студии».

Для киевских властей этот флаг, как и флаги ДНР и ЛНР - лишнее и весьма болезненное напоминание о том, что Украина не такая уж и единая. По мнению Петра Гецко ситуация в Закарпатье вполне может двинуться по донбасскому сценарию. Достаточно маленькой искры.

Петр Гецко, премьер Республики Подкарпатская Русь: «Любая силовая акция, если она будет начата с украинской стороны, а начать больше некому: или правосеки или ВСУ. Если это начнется, то Закарпатье ни через день, так через месяц уйдет».

Кстати, сам Петр Гецко представляет второе после венгров национальное меньшинство Закарпатья – русинов. В советские годы их записывали как украинцев, хотя сами себя они считают отдельным восточнославянским этносом. За последние годы их признала России, Европейский Союз и даже ООН. По-прежнему делают вид, что русинов не существует, только Украина.

- Есть Великая Русь, есть Белая Русь, есть Малая Русь и есть Подкарпатская Русь – мы. И если есть язык великорусский, белорусский и украинский, то наш русинский язык – это 4 восточно-славянский язык.

В марте 2014 года, в небезызвестном теперь местечке Мукачево прошел съезд подкарпатских русинов. Обратите внимание, как было обставлено собрание. С одной стороны висел плакат: «Я Русин. Был, есмь и буду». А с другой – украинский флаг. Вот здесь – прямо за спинами выступающих. То есть, пока они еще видят себя в составе Украины, но уже требуют большей автономии. Так начиналось и на Донбассе.

Дмитрий Куликов, эксперт: «У Порошенко нет другой альтернативы. Центробежные силы на Украине довольно сильны. Экономика разрушена. Государство слабое. И чтобы все это не распалось, у него есть только одна альтернатива – усиливать диктатуру».

С начала военных действия на Донбассе, в Закарпатье был самый высокий процент уклонистов. Ни венгры, ни русины не хотят гибнуть за новую киевскую власть. А каждый их земляк, погибший на чужой войне - как еще один гвоздь в крышку гроба единой Украины. То, что уже началось в одном из самых обособленных регионов страны, вполне может закончится похоронами всей Незалежной.