В Алтайском крае завершился международный съезд народных сказителей
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Это целая серия фольклорных концертов и конкурсов, направленных на сохранение традиций. Исполнители выясняли на сцене, кто из них громче. На состязание приехали десятки виртуозов горлового пения.
Наш корреспондент Алексей Гамзов продолжит.
Айлан в свои годы уже известный сказитель. Недавно он поступил в Горно-Алтайский колледж искусств добавить академической выучки к природным талантам. Перед строгим международным жюри по правилам он должен пропеть 200 строк из традиционного репертуара.
Айлан Яманчинов, участник международного Курултая сказителей: «Я пел о благословении товшура, так называется инструмент, на котором я играю. Я его как бы заговариваю, чтобы он меня не подводил. Чтобы всегда играл звонко и чисто».
Представители старой школы довольно улыбаются. Молодая смена не только талантлива, юноши возрождают многочисленные и уже, казалось бы, забытые фольклорные стили.
Андрей Монгуш, заслуженный артист республики Тыва: «Видно, что они развиваются, именно сказительское искусство и горловое пение. Они добавили новые стили в свое горловое пение, и это очень отрадно».
Международный курултай сказителей не ограничивается пением под товшуры и хомузы. Здесь проводят конкурсы театрального мастерства и устраивают спортивные баталии. Пять минут назад этот тывинский паренек пел со сцены и вот он уже участвует в поединке борьбы «бакалор». Самое давнее и жаркое противостояние у Тывы и Алтая. Эти регионы прислали на Курултай лучших из лучших, чтобы выяснить кто быстрее, сильнее и голосистей.
Андрей Кеденов, участник турнира по борьбе Боколор: «Проиграл я, не повезло. Тувинский борец более опытный оказался, техничный. Чуть-чуть обидно, ведь у нас в селе Онгудай это самый популярный вид спорта. Теперь буду еще больше тренироваться, чтобы победить в следующий раз».
Ажиотаж возрастает, когда наступает время «атту куреш» - борьбы на лошадях. В сегодняшних соревнованиях принимают участие совершенно уникальные лошади. Такие есть только в этой части Алтая. Посмотрите на ее окрас, пятнистый. За это ее часто называют «далматинец». Лошадей редчайшей чубарой масти – во всем мире не более двухсот, и все водятся только тут, в Улагане. Сейчас местные конезаводчики из народности теленгитов активно возрождают породу. Для «атту куреш» эти кони идеальны: ловкие, но смирные. Задача борцов – сбросить соперника на землю. Седел и стремян не предусмотрено, чтобы упростить участникам задачу.
Те, для кого другие виды программы слишком сложные, могут попробовать взгромоздить камень на пенек. Хотя, если вдуматься, не так-то это и просто. Мне, например, с трудом удалось взгромоздить самый легкий, семидесятикилограммовый». Кроме такой алтайской «тяжелой атлетики» - «кодурге таш» спортсмены соревнуются и в национальной игре Кок Бору, стрельбе из лука, а также показывают традиционные для скотоводов упражнения с кнутом. Чтобы вот так поочередно сбивать колышки, нужен отличный глазомер. Посмотреть на это съезжаются почти все малые народности Алтая.
Эжен Ялбаков, министр культуры Республики Алтай: «У нас проживает 24 национальности на территории региона, мы стараемся учитывать интересы всех представителей, для того, чтобы в регионе существовали согласие, мир и дружба».
Курултай сказителей совпал со 150-летием вхождения Чуйских волостей в состав России. По этому поводу грандиозное представление.