Специалисты Русского географического общества начали изучение островов в Финском заливе
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Российские учёные впервые после Великой Отечественной войны высадились на остров Большой Тютерс в Финском заливе.
Там, у отдалённых северо - западных границ нашей страны, исследователям предстоит работа по изучению архипелага и возвращению его к жизни. Необходимо окончательно избавиться от неразорвавшихся снарядов и сотен немецких орудий. Наш корреспондент Игорь Максименко одним из первых ступил на землю, которую надо открывать для человечества заново.
О таких местах обычно говорят – памятник застывшему времени. Вроде бы в двух шагах оживленный морской фарватер и до Петербурга всего 180 км. А спроси, что здесь находится – никто не знает. Четырнадцать небольших участков суши. Архипелаг, который неформально называется Внешний острова Финского залива. На северо-западе – это самые удаленные территории нашей страны. И, наверное, самые таинственные. Добраться сюда невероятно сложно. Если позволяет погода, можно на вертолете. В любом другом случае – только по воде. Ближайший порт - Усть-Луга. Биться с волнами непредсказуемого Финского залива приходится не меньше 6-7 часов.
Постоянной удобной гавани на Большом Тютерсе не существует. Подводные камни, сильное течение, ветер, волны и другие природные факторы заставляют моряков тщательно выбирать место для причала. Вот и сегодня нам пришлось обойти остров вокруг, прежде чем мы нашли тихую бухту. На пустынном архипелаге сейчас многолюдно – почти как в начале 40-х, когда здесь располагались сначала финский, а потом советский гарнизон. Русское географическое общество проводит здесь комплексную экспедицию. Впервые со времен войны поисковики и ученые высадились на Внешние острова. Самый большой из них, Гогланд, уже обследован. Теперь все силы брошены на Большой Тютерс.
Участники экспедиции до сих пор не могут прийти в себя от всего увиденного. На восьми квадратных километрах – сотни пушек, зениток, вспомогательной техники, военного оборудования. Все осталось на своих местах с 1944 года, когда война ушла из этих мест. Вот так идешь по лесу на острове Большой Тютерс, как среди деревьев натыкаешься на зенитку, да еще и в боевом положении. Знаменитая пушка «Бофорс», шведского производства. У немцев была на вооружении. Здесь было несколько батарей таких орудий.
Стратегическое положение островов невероятно выгодное – кто владел архипелагом, тот контролировал фарватер и фактически закрывал залив. Фашисты завезли сюда невероятное количество техники и боеприпасов и построили несколько линий обороны. Несколько раз красноармейцы безуспешно пытались штурмом взять остров.
Артем Хуторской, руководитель комплексной экспедиции «Гогланд» Русского Географического Общества: «По немецкой армии многое известно. А вот о наших десантниках, которые штурмовали Тютерс и защищали его, практически ничего не известно. Мы не знаем ни одного захоронения. Мы не видели ни одного памятного знака. У нас за все время посещения Тютерса – всего две советские пробитые каски. Это значит, что эти два солдата где-то здесь остались».
Искать приходится в сложных условиях. Дорог практически нет. Прежде, чем ступить на лесную тропинку, требуется инженерная разведка. Смертельных сюрпризов со времен войны – хоть отбавляй. Недаром Тютерс до сих пор называют Островом смерти. Тотальное разминирование острова провели в начале 21 века. Вроде бы тут уже безопасно. Но вот за последние три недели, которые обследуют некоторые участки Большого Тютерса обнаружили 258 взрывоопасных предметов, так что ходить тут нужно с большой осторожностью. Сначала саперы обследует местность вокруг объекта, намеченного для исследования, и только затем поисковики и ученые начинают раскопки.
Станислав Гусев, командир инженерно-саперного взвода: «Это в основном артиллерийские снаряды, взрыватели. Попадались противопехотные мины. Все это обозначено, ограждено. В удалении от людей. За три недели я нигде еще не находил так много боеприпасов».
В день нашего приезда саперы нашли очередной немецкий схрон. Несколько десятков зенитных снарядов лежали возле лесной дороги. Сколько их еще осталось на острове никто не знает. Карты минных полей и тайников немцы уничтожили. Фашисты покинули архипелаг без боя осенью 1944-го. Эвакуация больше напоминала паническое бегство. Брошенного имущества хватило бы на снаряжение нескольких гарнизонов. Фашисты, когда покидали остров, применяли свою изысканную тактику выжженной земли. То есть, уничтожали все, что невозможно было вывезти. В том числе и такие безобидные вещи, ка полевые кухни. Вот эту тоже подорвали.
Эта полевая кухня – один из редких сохранившихся образцов подобного военного имущества. А вот таких специальных прицепов «Sonderanhanger» в нашей стране всего один – в Центральном музее Вооруженных сил. На острове их – десятки. То же можно сказать и о некоторых пушках и зенитных орудиях. Большой Тютерс сейчас – это выставка невероятных раритетов под открытым небом.
Андрей Мудров, Единая энергетическая компания: «При определенных вложениях и рекламе, можно сделать туристическое направление. Как сегодня это уже начало развиваться на острове Гогланд. Мы считаем, что над этим можно работать. Но эта задача большая и государственная».
Как будут обустраивать Большой Тютерс и другие острова архипелага решат после окончания экспедиции. В ближайшее время Русское географическое общество вывезет всю военную технику на материк. После реставрации коллекцию распределят по музеям. Внешние острова после этого отдадут ученым и специалистам по лесному хозяйству. Земли, пустовавшие 70 лет, пора приводить в порядок.