В Тверской области обнаружено захоронение времен Второй мировой войны
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
В братской могиле найдены тела более пятисот красноармейцев. В 1942-ом под Тверью шли одни из самых ожесточенных боев и, судя по архивным документам, на этом месте могут быть безымянные могилы тысяч погибших.
Забытое захоронение нашел местный житель, в годы войны он был ребенком и запомнил куда отвозили солдат. Наш корреспондент Александр Сиротин присоединился к поискам.
Вениамин Миронов перед раскопками объясняет поисковикам, где следует начинать. Они приступают к работе и вскоре – первая находка.
- Крестик. Крестик мужской.
При попытке извлечь нательный крестик из земли выясняется, что он был на шее бойца, когда его предавали земле.
- Вот лежит, смотрите. Коль, Коль, смотри, таз. Вот таз, ноги - туда...
Всего за несколько часов поисковикам удается обнаружить в братской могиле сорок тел.
Игорь Зуев, участник поискового отряда: «У меня первое впечатление - хочется представить как он выглядел. Молодой или старый? Когда уже очистишь, то становится жутко и страшно, что ему было 17-18 лет, а он уже погиб».
Среди обнаруженных оказались не только солдаты.
Семён Марьин, командир поискового отряда: «Наткнулись на гроб. По очевидным признакам - как и говорят, что летчика уже хоронили. Последнего в эту братскую могилу. И две санитарки нашли».
Это захоронение находится в густой чаще тверской глубинки, около километра от небольшого – в несколько домов, поселка Коровкино. Скорее всего, никто о братской могиле так бы и не узнал, если бы не Вениамин Миронов. Пенсионер прожил здесь всю свою жизнь. К началу войны ему было всего четыре года, но будучи ребенком он запомнил, в каком направлении увозили хоронить тех, кто погиб от ран. В Коровкино находился 569-й передвижной полевой госпиталь. Располагался он в доме, где Вениамин Миронов живет до сих пор.
Вениамин Миронов, житель деревни Коровкино Тверской области: «Там спальня была. А здесь – нары. Вот так вход и остался».
После обращения местного жителя, поисковики проверили информацию в военных архивах. Зимой 1942-го года здесь шли ожесточенные бои и судя по документам, в этих местах проходила Ржевско-Вяземская операция, которую впоследствии историки назовут Ржевской мясорубкой и одним из самых кровопролитных сражений Великой Отечественной войны. Так что, скорее всего в этой братской могиле под Коровкино, покоится гораздо больше, чем сорок человек.
Семен Марьин, командир поискового отряда: «Имеются выписки из архива передвижного полевого госпиталя 569-й номер и говорится о захоронении в деревне Коровкино 550-ти человек. Поименный список тоже должен быть в Центральном архиве министерства обороны».
А вообще, этой братской могилы здесь быть не должно – говорят поисковики. Согласно архивным документам, в 1956-ом году захоронение перенесено в соседнее село. Там сейчас стоит памятник павшим воинам с именами погибших бойцов. Но Вениамин Миронов уверяет: эксгумации тел не было. Видел как тогда, в пятидесятых, с могилы на опушке взяли только лишь горсть земли.
Вениамин Миронов, житель деревни Коровкино: «Никто не разрывал, чтобы вот так вот рыли, грузили. Просто дали знак, что вот, мы взяли землю... Только никакой косточки - горстку земли. И уехали. В Оковцах сейчас памятник стоит. Обелиск».
Если в архивных бумагах все верно, то поисковикам предстоит большая работа по обнаружению и перезахоронению останков. Затем нужна идентификация тел погибших, чтобы установить имена бойцов и попытаться найти их родственников. Сам Вениамин Миронов говорит, что дорогу к этому захоронению не забудет никогда. У него теперь есть традиция - каждый год он приходит сюда в День Победы и в память о погибших героях устраивает на этом месте ружейный салют из своей старенькой двустволки.