В Турции завершился двухдневный саммит НАТО
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Будто не замечая того, что в реальности творится в Донбассе, блок НАТО занят самым крупным усилением со времён окончания "холодной войны". И вектор этот направлен в сторону России.
Именно так охарактеризовал действия Альянса его глава Йенс Столтенберг. В турецкой Анталье сегодня завершился двухдневный саммит НАТО на уровне глав МИДов. С итогами встречи - Виталий Воронин:
Если бы в книге рекордов Гиннеса была строчка «самый короткий рабочий день 28 министров», то там бы значилась дата 14 мая 2015 года. Они сели за стол переговоров в 10 утра, а уже после полудня начали разъезжаться. Полное ощущение, что все сказали накануне. И даже спели. Генсек НАТО Йенс Столтенберг под ручку с главой европейской дипломатии Федерикой Могерини. И еще пара министров, раздобрев от турецкого ол-инклюзив, сделали громкое заявление.
«Мы - это мир, мы делаем эту жизнь ярче... Мы защищаем себя», пацифистская песня Майкла Джексона в устах представителей военного альянса приобрела совсем другое звучание. НАТО проводит самое масштабное усиление со времен холодной войны. Это надолго - дал понять генеральный секретарь альянса. И это усиление очевидно направлено против России.
Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: «Условия для обеспечения нашей безопасности изменились. Нужно подготовиться к тому, что эти изменения будут продолжаться: к востоку более активна Россия, которая ответственна за усиление напряженности на Украине. К югу мы наблюдаем волнения и экстремизм».
Итог двух дней работы - декларация НАТО, в которой процентов 60 текста так или иначе касается России. Москву по-прежнему обвиняют в украинском конфликте, осуждают за Крым, обвиняют в агрессии, но за обычной для Альянса риторикой зазвучали и конкретные позитивные звонки. В прямом смысле слова - между Москвой и штаб-квартирой Альянса организуется прямой телефонный канал связи.
Франк-Вальтер Штайнмайер, министр иностранных дел ФРГ: «Решение о таком техническом канале принято, оно одобрено моими коллегами и мной».
Мы сожалеем, что невозможно продолжать сотрудничество с Россией из-за украинского кризиса, добавили в пресс-службе Альянса. НАТО сожалеет - уже одна эта фраза говорит о многом. Самое важное заявление - его повторяли в той или иной форме все собравшиеся - конфликт на Украине может быть решен, если и ополченцы и киев строго будут выполнять минские договоренности. Ранее ультиматумы звучали только в сторону Донбасса.
Фредерика Могерини верховный представитель Евросоюза по внешней политике: «Я лично буду обсуждать с министрами те кризисные ситуации, с которыми мы сталкиваемся повсюду в мире. И в первую очередь мы затронем вопрос о положении дел на востоке Украины и разногласиях с Россией. Наша задача – обеспечить выполнение минских соглашений и поддержать работу ОБСЕ».
Очевидно к лидерам западных стран начинает приходить осознание, что конфронтация с Россией невыгодна всем. Вроде бы простая истина.
Конкретный пример - та же курортная Анталия. Когда-то - Мекка российского туризма. Полки забиты сувенирами, но покупателей почти нет. И дело не в саммите НАТО. Торговцы откровенно скучают у распахнутых настежь дверей. Их взгляд на мировую политику прост: когда мир, всем хорошо, когда конфликт, сплошные убытки.
Снижение торгового оборота с Россией уже ощутили в Турции, перед этим канцлер Германии, приехав в Москву отмечала миллиардные потери. Если взять страны НАТО по отдельности, большинство из них - за возобновление хороших взаимоотношений.
Мевлют Чавушоглу, министр иностранных дел Турции: «У нас хорошие отношения и с Россией и с западом, и с Евросоюзом и с Украиной. Мы продолжим делать все, что от нас зависит, чтобы быть эффективными посредниками. Наше твердое убеждение - этот кризис может быть разрешен только посредством инклюзивного значимого диалога».
Главный итог саммита НАТО в Анталье - это как раз те самые сигналы о возможности возобновления диалога. Появилось общее понимание, как решить украинский конфликт - минские пункты для обеих сторон. Москва об этом говорила неустанно, раз услышали в военном альянсе, традиционно антироссийском – значит, шанс на примирение действительно есть.