Инна Михайловна Стрельникова в 17 лет защищала Ленинград от немецкой авиации
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
70 лет со дня Победы это большой срок. Время неумолимо и сегодняшние ветераны - это по большей части те, кто в годы войны был совсем юным. Инну Михайловну Стрельникову призвали на службу в 17.
Она защищала Ленинград от немецкой авиации - тушила пожары, сбрасывала с крыш зажигательные бомбы, следила за самолетами противника. Впервые за послевоенные 70 лет она снова поднялась на ту самую наблюдательную вышку. Наш корреспондент Игорь Максименко - о человеческой судьбе, которую изменила война:
Через 70 лет после окончания войны Инна Михайловна Стрельникова впервые поднимается на столь внушительную высоту. 150 ступенек по крутой лестнице она преодолевает всего с одной остановкой, дух перевести. И это в девяносто один год! Короткий взгляд на открывшуюся панораму - и память привычно нарезает город на кварталы и секторы.
Инна Михайловна Стрельникова, ветеран Великой Отечественной войны: «Вон этого дома раньше не было. Он новый. Там деревянный стоял. Его на дрова разобрали».
Инна Михайловна всю войну провела в осажденном Ленинграде. Через месяц после начала боев, в 17-летнем возрасте, она вступила в части Местной противовоздушной обороны. Вместе с тысячами других ленинградских школьниц и студенток, днем и ночью, в любую погоду, несла службу на постах, расположенных на высотных объектах
Инна Михайловна Стрельникова, ветеран Великой Отечественной войны: «Смотреть, где самолеты сбрасывают, где пожары, где разбомблено, где дым... Бомбежки-то не прекращались ни днем, ни ночью. Без конца они были».
Эти посты были установлены в каждом районе Ленинграда. Возводить их начали еще в 1930-е годы. На самых больших зданиях надстраивали кирпичные башни со смотровыми площадками. Схему их расположения разработали на закрытой кафедре Инженерно-строительного института.
Савелий Царев, экскурсовод: «Точное название это вышковой наблюдательный пункт, сокращенно ВНП. Именно это название считается официальным. Они находились сначала под ведомством НКВД, а потом перешли под ведомство гражданской обороны».
В начале войны пришлось еще достраивать вышки - постов не хватало, фашисты обстреливали Ленинград со всех сторон, практически круглосуточно. Это были неуклюжие деревянные или бетонные строения, без каких либо архитектурных изысков.
Леонид Лавров, профессор Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета: «Это было такое сугубо утилитарное строительство. Задач получить красоту не ставилось. Все должно быть функционально. Как предшественников можно назвать башни наших пожарных команд».
Девушкам-бойцам МПВО поначалу даже форму не выдавали. На вышках стояли в гражданской одежде. Из военных принадлежностей — противогаз, бинокль да учебный карабин, который весил едва ли не тяжелее владельца. Два часа дежурства, четыре часа отдыха — ритм, заданный на всю войну. Но поспать почти никогда не удавалось — тревоги из-за налетов и обстрелов следовали одна за другой. Хорошо хоть, начальник Ленинградской МПВО, генерал Лагуткин, был не слишком строг со своими подчиненными.
Инна Михайловна Стрельникова, ветеран Великой Отечественной войны: «Он приходил в казарму и говорил: «Оставьте их в покое. Пускай тут как дома живут». И мы по-военному никак… Подушки у нас с накидочками были, кровати никогда по-военному не заправляли».
Между собой МПВО они называли «местный полк веселых оборванцев». Голодные и замерзшие ленинградские девчонки тушили пожары, обезвреживали неразорвавшиеся бомбы и снаряды, спасали раненых и ослабевших жителей города. А затем, шатаясь от недоедания, снова карабкались на свои вышки — защищать любимый город.
На фоне знаменитой небесной линии Санкт-Петербурга эти причудливые и немного неказистые вышки МПВО давно заняли свое законное место. Правда, в последние десятилетия они пустуют и разрушаются. А жаль. Ведь здесь можно было бы сделать музей памяти тех, кто в годы Великой Отечественной войны спас город на Неве от уничтожения.