Общественная палата предлагает пересчитать все воинские захоронения

90 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Общественная палата предлагает сделать содержание воинских захоронений государственной обязанностью. Слишком уж много нареканий. Сейчас за могилами и памятниками должны ухаживать районные администрации, а они не справляются - не хватает денег.

Предложено прописать строку в федеральном бюджете и заняться паспортизацией и реставрацией мемориалов. Потому что сейчас у разных ведомств даже разные цифры по их количеству.

Наш корреспондент Елена Горшенина о памяти.

Братская могила в деревне Назимово. В 1944 году здесь шли кровопролитные бои по освобождению Пскова. Прорыв оборонительной линии «Пантера» унес жизни тысяч партизан и бойцов Красной Армии. Имена этих героев до сих пор на пластмассовых плитах. С 1957 года здесь ничего не менялось.

И будущее у обелиска, объясняет историк Марина Сафронова, смутное. Ко Дню Победы местные власти хотели монумент хотя бы покрасить, но даже на это денег нет. В регионе 10 таких захоронений, а муниципалитету выделили всего 29 000 рублей. На эту сумму даже одно не отремонтировать.

Проблема содержания воинских захоронений актуальна не только для Псковской области. Там, где прошла по земле война, до сих пор ищут погибших, и сосчитать братские могилы даже сейчас никто не может, хоть и была объявлена всероссийская паспортизация. В Книгах памяти одни цифры, военкоматы пишут другие, а Счетная палата – третьи. Историкам известно лишь приблизительное количество захоронений.

Народная мудрость гласит: «нельзя забывать мертвых, они делят славу с живыми». С давних времен на Руси память павших воинов считалась священной. Великая Отечественная война после себя оставила свыше 30 000 захоронений. И сегодня, спустя 70 лет, большая часть из них нуждается в восстановлении.

Реставрацией мемориалов Общественная палата предлагает заняться государству. Каждый год это должно быть прописано отдельной строкой в бюджете. Это предложение сотрудники ритуальных агентств оценивают, как им и положено, пессимистично. План по восстановлению захоронений бюджету обойдется даже не в миллионы, в миллиарды. Историки же судьбу каждого захоронения предлагают определять индивидуально. Где-то искать спонсора, где-то заботу о могилах на себя должно взять государство. В Петербурге тому два примера.

Южное воинское кладбище. Дорогу к нему найдет лишь посвященный. Оно со всех сторон окружено предприятиями. В 1941 здесь последний бой приняли отряды НКВД и ополченцы, закрывшие собой дорогу к Кировскому заводу. Кладбище в идеальном состоянии, шефствует над ним Университет МВД.

А это уже подступы к Пулковским высотам, где в 1941 проходила последняя линия обороны города. На каждом метре десятки, а то и сотни убитых. В 60-х горожане возлагали цветы к безымянным холмикам. Теперь их нет, и на поле надвигается жилищная застройка. Установить здесь памятник, по мнению публициста и историка Юлии Кантор, обязано государство. Сохранение исторической памяти - его прямая обязанность.

По последним данным, только на территории России в воинских захоронениях покоятся почти 7 миллионов человек, из них 4,5 миллиона остаются неизвестными.