В эфире Пятого канала новый сюжет в рамках проекта "Я помню. Я горжусь"
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
История, связанная с участниками Великой Отечественной войны есть, пожалуй, у каждой российской семьи. И своя история, она всегда самая значимая, самая трогательная. Это личное дело.
Журналисты Пятого канала делятся со зрителями самым сокровенным - памятью о своих предках, которые защищали страну.
Наш корреспондент Инна Чукина расскажет о своём легендарном прадеде, который в 1941 году охранял белорусско-польскую границу. А в наши дни его имя носит застава города Гродно.
22 июня, ровно 4:00 часа - официальная дата начала Великой Отечественной войны, но для моего прадеда Сивачёва Александра Николаевича война началась на 15 минут раньше. Ровно в 3:45 заставу на польско-белорусской границе, начальником которой он был, оттуда с запада начали атаковать диверсионные группы Вермахта.
40 советских пограничников с одной стороны и 500 нацистов с другой, автоматы и один пулемёт против артиллерийских и миномётных обстрелов. Бомбардировка заставы с воздуха. Тот самый коварный и подлый план Барбаросса, который потом я, как и все школьники, видела в учебниках и фильмах, для моего прадеда и его бойцов был страшной предрассветной явью.
Григорий Обелевский, ветеран Великой отечественной войны: «Вот автоматчики на флангах, пулемётчики здесь, они очень умно организовали оборону и, когда противник пытался зайти с тыла, они тут перемещали силы, но силы были на исходе».
На заставе возле белорусского города Гродно, которая теперь носит имя Александра Сивачёва, есть подробный план обороны.
Никто до сих пор не может понять, откуда появились эти траншеи. Приказа генштаба не было, к разведданным тогда советское руководство, верящее в дружбу с Германией, не прислушивалось. Так что единственный ответ - прадед, кадровый офицер, закончивший училище НКВД за несколько дней до нападения самостоятельно подготовил заставу. Круговая оборона позволила отражать атаку за атакой. По планам гитлеровцев пограничники должны были продержаться 20 минут. Оборона длилась 12 часов.
Григорий Обелевский, ветеран ВОВ: «Что за ранения были? Он был ранен в плечо, потом голова, последнее ранение получил в грудь прямо. Осколочные, пулевые ранения».
Инна Сивачёва, племянница Александра Сивачёва: «Может он в госпитале, может он речь потерял, может слепой, может контуженный? Ей всё время казалось, что Саша должен вернуться. А он не вернулся».
Моя бабушка вспоминает, как мама Александра Николаевича, моя прапрабабушка, каждый день ждала и выискивала глазами почтальона с весточкой. Молилась по ночам иконам, которые прятала под подушкой. Гадала на свечах, жив ли Саша? Из 4 братьев и 6 сестёр он единственный, кто не вернулся с той войны. Пропал без вести, отвечали сухо в военкомате и намекали на возможный плен и бегство с заставы, которые в то время для советского офицера и его семьи были страшнее смерти.
Солдаты у него были как на подбор, один к одному. В 1966 году в приложении к журналу «Красная звезда» появился рассказ «Сердце Александра Сивачёва» о героическом командире заставы и его солдатах. Жители соседней деревни описали журналисту подвиг прадеда, и только так вся семья узнала, наконец, о судьбе Саши.
Именем прадеда названы две школы в Гродно и в родном для нашей семьи посёлке Энем. Здесь же учителя и ребята сделали музей, в прошлом году в школе проводили исследовательскую работу по биографии прадеда. Проводятся спортивные соревнования в его честь. Есть в Энеме и улица имени Сивачёва. Но вместе с гордостью с тех пор в нашей семье поселилась и большая боль.
После того как Сивачёв с бойцами уничтожили 60 солдат Вермахта и ранили сотни, против них выставили тяжёлую технику. Запев песню, прадед повёл за собой оставшихся солдат с гранатами под танки. Он не вернулся, но он не мог поступить иначе.
Внесённый в списки заставы навечно, мой прадед вот уже 74 года каждый день заступает в наряд вместе с нынешними защитниками границы. До сих пор мы не знаем, где был похоронен прадед, и почтить его память можно только здесь, на заставе. Возле дома Сивачёвых всегда цвели ромашки, и я принесла прадеду именно их, как напоминание о родной земле. Александр Николаевич Сивачёв. Я помню! Я горжусь!