«Я помню! Я горжусь!»: О своих дедах рассказывает корреспондент Алексей Шанев

239 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

В эфире Пятого канала продолжается уникальный проект «Я помню! Я горжусь!». Наши корреспонденты рассказывают историю Победы, которая в их семье передаётся из поколения в поколение.

Историю родных, которые воевали на фронтах Великой Отечественной. Сегодня Алексей Шанев рассказывает о том, как два его деда приближали день Победы:

В этом здании во время войны был штаб 178 стрелковой дивизии, сейчас – Музей воинской славы омичей. Очень символично. А в нескольких сотнях метров – бывший областной военкомат. В детстве я очень любил гулять здесь, не подозревая, что на двух соседних улицах начался боевой путь моих обоих дедушек. Их призвали с разницей в 2 года: дед по маминой линии Алексей Пантелеевич Хорошун в Красной армии оказался в 1939 году. И попал, как бы сейчас сказали, в элитный род войск, в авиацию. Не летчиком, а техником, готовил самолеты к вылету. Для него Великая Отечественная началась на рассвете 22 июня 1941 года.

Раиса Шанёва, дочь Алексея Хорошуна: «Как он вспоминает, пришли новые совершенно самолёты с заводов, стояли зачехлённые. И когда началась война, ни один самолёт взлететь не успел. Аэродром разбомбили, а личный состав по одиночке скрывался в лесах. И выходили потом к своим».

Долгие месяцы о судьбе деда Алексея родные ничего не знали. Его жена, моя бабушка, мысленно уже похоронила его, как вдруг пришло долгожданное письмо с фотографией. Значит, жив, здоров. Снимки Алексей Пантелеевич домой присылал регулярно. Часть из них сохранилась в семейном архиве. Снова на фронт техник-лейтенант Хорошун попал только летом 1943 года, когда Красная армия уже вовсю наступала. Дед обслуживал штурмовики Ил-2 (легендарные летающие танки) и тяжёлые бомбардировщики Ил-4.

Раиса Шанёва, дочь Алексея Хорошуна: «Он принимал участие в подготовке самолётов, которые бомбили захваченные гитлеровцами города Прибалтики, Украины, Белоруссии. Вот так лицо в лицо он не стрелял, и глаз убитых он не видел. Это специфика его профессии».

Мой второй дед - Владимир Михайлович Шанев. Для него война длилась всего лишь несколько недель, он участвовал в контрнаступлении под Москвой. Был в составе легендарных сибирских дивизий, которые отбросили гитлеровцев от столицы.

Лариса Лупинас, заведующая филиалом Музея воинской славы омичей: «Под Москвой сражалось несколько наших дивизий, первая ушла 178-я. Она уже 29 июня ушла на фронт. Уходили из этого здания, где музей сейчас».

В составе этой дивизии сражался и младший лейтенант Владимир Шанёв. Но когда кто-нибудь начинал расспрашивать его о войне, чаще отмалчивался. Сейчас я понимаю, что ему было просто неловко - в ноябре 1941 года деда комиссовали. По состоянию здоровья. Воспоминания деда Владимира мне посчастливилось услышать от него самого. Незадолго до смерти он рассказал, как в нескольких метрах от него взорвался то ли снаряд, то ли мина. Его контузило, а осколком перебило запястье правой руки. Очнулся он от того, что его кто-то тормошил. Это оказался немецкий солдат. В рукопашной Владимир Михайлович заколол врага его же штык-ножом, забрал автомат и пополз к своим.

После демобилизации Владимир Михайлович вернулся к своей прежней специальности – механизатор. Чинил трактора в колхозе. До конца войны был единственным взрослым мужчиной в деревне. И если кому-то требовалась помощь по хозяйству, никому не отказывал.

Алексей Пантелеевич уволился в запас лишь в 1958 году в звании капитана. У обоих война оставила на душе слишком глубокие раны. Они очень редко показывали свои награды.

История Великой Отечественной – это миллионы судеб. Оба моих деда сделали всё, чтобы приблизить общую победу. И пусть боевой путь одного был очень недолгим, а второй врага в лицо никогда не видел, в памяти моей семьи они все равно навсегда останутся главными воинами-освободителями. Гвардии капитан Алексей Пантелеевич Хорошун и младший лейтенант Владимир Михайлович Шанёв. Я помню, я горжусь!