Пятый канал продолжает проект "Я помню! Я горжусь!"
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Великая Отечественная война так или иначе затронула каждую семью. И наши корреспонденты рассказывают свою, личную, историю общей победы. В семье Анны Ливадней 4 фронтовика. Причём, двое не вернулись домой, они остались на полях сражений.
Моя бабушка, Татьяна Антоновна Позднякова часто делится своими детскими воспоминаниями о войне. Отец ушел на фронт, мать работала в колхозе от зари до зари, из мужчин тогда в селе остались только старики да дети. Даже самые маленькие собирали в поле колоски, чтобы испечь хлеб. Оккупация в этих местах длилась всего несколько месяцев, но встречу с немцем бабушка помнит до сих пор.
Татьяна Позднякова, дочь Антона Кодинцева: «Он заходит и улыбается, такой добродушный и достает из кармана по шоколадке, нам дал. И показывает, у меня тоже, мол, такая дочка. А мы плачем. Шоколадки мы взяли, а подруга говорит, точно он нас отравить хочет, давай их выбросим».
Антон Иванович ушел на фронт в первые дни войны. В 1942 был ранен, попал в госпиталь. Там, на Кубани, в последний раз он виделся с женой. После этого родные получили только одну, последнюю весточку, извещение «пропал без вести». 9 мая семья встречала со слезами на глазах.
Татьяна Позднякова, дочь Антона Кодинцева: «Люди собрались все, туда посбегались, и поздравляют, что война закончилась, кто плачет, кто радуется. Мама нас обняла, говорит, а мы никого не дождемся, наш папа не вернется».
До сих пор ничего не известно и о другом моём прадеде, Стефан Пахмутович Ливадний ушел на фронт из калмыцкого села Приютное, служил в саперном взводе – это и все данные из архива. Там же остались его свидетельство о рождении и последнее письмо к семье, прямо из окопа.
Наталья Шевченко, внучка Стефана Ливаднего: «Мы пока все трое вместе, первое мая провели в окопах. Теперь пропишу, что я немного болен ногами, мучает ревматизм от влажности, но ничего, не забывайте меня. Может, кто счастливый будет, то увидимся».
Но встретиться им так и не довелось. Не узнали мои прадеды и о том, что спустя годы их семьи породнились. Хотя они могли встречаться во фронтовом окопе, возможно, делили паёк или шинель.
Если верить скудным документам, скорее всего, Стефан Ливадний и Антон Кодинцев погибли, защищая Керчь в 1943 году. Всю войну за полуостров шли кровопролитные бои. Линия фронта четырежды проходила через город. 15 тысяч – жертвы только среди мирных жителей. Эту территорию советские войска смогли освободить только в апреле 1944 года. Но, судя по документам, Стефан Пахмутович и Антон Иванович ничего об этом так и не узнали.
Другому моему прадеду повезло, Алексей Моисеевич Дробилко, прошел всю войну. День Победы встретил в Берлине, вернулся домой с медалью за оборону Сталинграда и двумя орденами Славы. Его наградной лист можно читать, как книгу, он стал для меня историей подвига нашего народа.
Моего прадеда часто спрашивали, как ему удалось, выжить. Он отвечал, везло, а потом добавлял: еще задача была такая – победить, и вернуться.
Иван Ливадний, внук Алексея Дробилко: «Перед боем или перед заданием давали сто грамм наркомовских, так вот, говорит, их никогда не пил, только после боя. Может быть, и это второй фактор, который сохранил ему жизнь».
Иван Степанович Ливадний – самый молодой фронтовик среди всех моих родственников. На войну пошел только в 1943 году. Тогда уже знал, что отец пропал без вести, а позже все время вспоминал их последнюю встречу.
Галина Селеменева, дочь Ивана Ливаднего: «Эта колонна шла, и отец говорит, так на меня посмотрел, и я на него посмотрел, говорит. Он помахал рукой, и я понял, что мы никогда больше не увидимся. И мне кажется, что и он понял это».
Иван Степанович служил артиллеристом, дошел до Румынии. Вернулся с фронта живым и здоровым. Успел вырастить детей и внуков, понянчить правнуков. Каждый год в День Победы родные собираются на могиле деда – это традиция. В нашей семье уже не осталось живых ветеранов Великой отечественной, но для детей внуков и правнуков победителей 9 мая – по-прежнему главный праздник в году. И тут не важно, сколько наград они заслужили. Они защитили для нас наше будущее.