Пятый канал начинает уникальный проект "Я помню! Я горжусь!"

206 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Наши корреспонденты рассказывают свою - семейную - историю Победы - ту, что передают из поколения в поколение, о тех, кто семь десятилетий назад дошёл, добился, победил.

Сегодня свою личную историю рассказывает наш корреспондент Дмитрий Пищухин - его прадед отстоял Воронеж и дошёл до Берлина.

Деревня Петровская в Архангельской области. История Великой Отечественной войны для нашей семьи началась именно здесь. В феврале 42 года мой прадед Николай Васильевич Платонов вышел из этого дома и отправился на фронт. Он прошел всю страну, всю Европу, гнал фашиста до самого Берлина, не дойдя до него всего ста километров.

С детства я помню, как вся моя родня гордилась прадедом. Его уже не было в живых, когда я родился. Но вся деревня рассказывала о фронтовых подвигах Николая Платонова. Говорили, в рукопашную с одним штыком уничтожил сразу трех фашистов. Не врали! Только сам Николай Васильевич каждый раз, когда об этом вспоминал, начинал плакать - слишком тяжелыми были эти годы.  Сразу после возвращения с фронта с головой окунулся в мирную жизнь и в семью.

Петр Иванович Платонов, племянник Платонова Н.В. : «Кто на войне был, они все были доброжелательные, они никогда не ссорились ни с кем, помогали всем».

Семьдесят лет прошло, а деревенские до сих пор вспоминают прадеда с большой теплотой – говорят, не знали более отзывчивого человека. Еще до войны он прослыл хорошим охотником – со ста метров белке в глаз попадал. На фронте его сразу определили наводчиком в зенитно-пулеметную роту. Когда пришло письмо о том, что Николай Платонов погиб в боях под Воронежем, для близких эта новость стала настоящей трагедией.

Лидия Шумилова, дочь Платонова Н.В. : "Мы получили такие сведения, нам выдали бумажки о тех, кто ушел с нашего района на войну. В том числе там был наш папа, и там было написано, что погиб в поселке Чижовка Воронежской области".

Битва за Воронеж стоит в одном ряду со Сталинградским сражением и прорывом блокады Ленинграда. Наступление противника в этом направлении было полной неожиданностью для советского командования. Цель немецкой операции под кодовым названием «Блау» - сравнять город с землей и развернуть соединения на юг.

Но ожесточённые бои затянулись на месяцы. В итоге неудачного прорыва окружения, противник был разгромлен. Счет убитым и раненым шел на тысячи, накал боев достигал такого ожесточения, что гибли не только рядовые, но и генералы. Вероятно, тогда из-за большого количества жертв, моего прадеда тоже  посчитали убитым. Правда, спустя годы ошибку в документах так и не исправили.

Надежда Лягина библиотекарь, заведующая музеем деревни Петровская: «Когда создавалась Книга памяти Шенкурского района, Николай Васильевич оказался, что он погибший. Считается погибшим 17 февраля 1942 года».

В битве за Воронеж прадед получил несерьезное ранение в руку. Но продолжил воевать. Его дивизию перебросили на Северо-Западный фронт. В Наградном листе указано, что во время сражения у Старой Руссы он буквально косил из пулемета фашистов - в одиночку «уничтожил сразу пятнадцать немецких солдат». Самого прадеда судьба не раз уводила от смерти.

Галина Васильева, дочь Платонова Н.В. : «Бой прошел, только сели на привал, он говорит, ребята, вы не прыгайте на верх-то… Я только сел, тут «жжж», прожужжала. Только, через меня полетели земля и осколки. А он говорил им - ребята, спуститесь ниже, идите ко мне».

Прадед никогда не считался набожным человеком, но после таких невероятных историй спасения – перед каждым сражением сначала молился. Выжить помогли мысли о семье - в родной деревне у него подрастала дочь, которую он не видел с рождения.        

Лидия Шумилова, дочь Платонова Н.В. : «Мне очень хотелось папу, так шли какие-то эвакуированные, зашли к нам как-то попить чай… Какой не придет эвакуированный, так я села на шею, что ты, папа, пришел».

Родина наградила моего прадеда несколькими медалями и Орденом Славы. Но сам Николай Васильевич это считал не главным, он не любил повышенного внимания к себе, считая главной своей  заслугой то, что смог вернуться с фронта живым.      

Мой прадед прожил до 72 лет и умер дома, в своей постели, в окружении огромной семьи: у него было семеро детей одиннадцать внуков и пятнадцать правнуков. Всех въезжающих в деревню Петровская со стороны Москвы теперь встречает этот скромный мемориал. Слева все, кто погиб, справа все, кто вернулся с войны живым. Всего более двухсот фамилий – и это только из одного села. Есть здесь фамилия и моего прадеда – Платонов Николай Васильевич. Трудно представить, как бы сложилась история нашей семьи, если бы он оказался в левом, траурном списке.