Для получения гражданства РФ глухонемые беженки обязаны сдать русский устный
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Две украинские беженки, спасаясь от войны, приехали в город Иваново в надежде получить российское гражданство. Но чиновники им отказали. По закону, иностранцам необходимо сдать экзамен на знание русского языка.
В том числе устный. И только потом на основании полученных результатов подавать документы в миграционную службу. Женщины и рады бы поговорить по-русски с комиссией, но это невозможно. Они - глухонемые. А местные чиновники, как оказалось, исключений для инвалидов не делают. О разных видах глухоты - физической и душевной – наш корреспондент Антон Гуськов:
Инна Беляева и Лилия Потешкина - беженки из Донецка. Но залпов орудий и звука бомбежек две подруги никогда не слышали — у них врожденная глухота. Контакт с внешним миром — только через сурдопереводчика. Спасаясь от войны, они еще в июле прошлого года взяли билет в один конец - в город Тейково Ивановской области. Пригласили друзья по переписке из местного общества глухих.
Инна Беляева, глухонемая: «Возвращаться я не хочу, хочу остаться в России, здесь спокойно люди живут. В Донецке родственников не осталось, а дом мой разрушен».
Но остаться в России навсегда оказалось не так-то и просто. Проблемы возникли, когда Инна и Лилия захотели оформить разрешение на временное проживание — это первый шаг к тому, чтобы поменять синий украинский паспорт на красный российский.
Тем, кто хочет получить российское гражданство, сначала придется сесть за парты и сдать экзамен по русскому языку. Если испытание пройдено успешно, иностранец получает вот такой сертификат. Этот документ он потом и должен предоставить в миграционную службу.
На русском Инна и Лилия умеют и читать, и писать. По движению губ могут понять, что говорит собеседник. Только вот произнести что-то вслух глухонемым беженцам здоровье не позволяет. В повседневной жизни найти контакт с окружающими им помогает единственный в районном центре сурдопереводчик, но на экзамене его помощь будет чем-то вроде медвежьей услуги.
Елена Пономарёва, председатель Тейковского общества глухих: «Когда они будут сдавать тест, их попросят что-то ответить на устном языке. Этот тест буду сдавать я, но никак не они».
При таком раскладе устный тест по русскому будет провален. А исключений для глухонемых экзаменаторы не делают — говорят, не положено.
Олеся Тарасова, руководитель центра тестирования Ивановского государственного политехнического университета: «Один компонент тестирования проходит в устной форме. Этот компонент, который проверяет умение разговаривать на русском языке. То есть это, естественно, является необходимым».
Пока в вузе от глухонемых требуют хоть что-то сказать, чтобы получить сертификат о знании русского языка, в миграционной службе требуют предъявить тот самый сертификат. Без него не будет разрешения на временное проживание.
Надежда Трутнева, начальник Тейковского отделения управления федеральной миграционной службы РФ по Ивановской области: «Обязаны предоставить этот документ. У нас в законодательстве нет никаких исключений ни для глухонемых».
Корр.: «А как им получить этот сертификат, если они не могут сдать экзамен?
Надежда Трутнева: «Я не могу ответить на этот вопрос».
По-человечески глухонемых, конечно, жалко — говорят чиновники. Но развернуть бюрократическую машину в выгодном для Инны и Лилии направлении ни один из ее винтиков так и не решился. Подруги уже написали письмо депутату Государственной Думы — просят внести в закон поправки, которые бы освобождали глухонемых от устного экзамена.