Во Вьетнаме вспоминают самые трагические события в истории государства
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Март 1965-го года - США вводят свои войска на территорию чужой страны, это произошло вслед за беспощадными бомбёжками вьетнамских провинций.
Уже через два месяца численность американских солдат во Вьетнаме превысит двести тысяч человек. Но сломить население не удалось. О тактике и хитрости солдат подземелья до сих пор ходят легенды. Наш корреспондент Инна Чукина услышала правду из первых уст.
Нгуен Тхань Куанг, офицер инженерных войск Вьетнама в запасе: «Когда мы только на ту дорогу она начиналась на Севере, она ещё не называлась Тропой Хошимина, но мы знали, что сворачивать с неё нельзя, даже если это будет стоить тебе жизни».
Ветеран Нгуен Тхань Куанг преуменьшает опасность тех первых дней войны. Его инженерная рота шла фактически на верную смерть. Под постоянными авиаударами им метр за метром надо было восстанавливать тропу Хошимина – дорогу, которая соединяла Север и Юг страны и по которой могла продвигаться армия. Со дня на день американцы должны были начать сухопутную операцию. После того как счёт сбитым американским самолетам пошёл на сотни. В США поняли, что быстрой победы во Вьетнаме им так не одержать, и спустились с небес на землю, в прямом смысле. Началось всё с двух батальонов морской пехоты.
Джон Адамс: «Я поехал во Вьетнам останавливать коммунизм, я был в этом уверен. Отец очень мною гордился. Сказал, ты вернёшься героем».
Джон Адамс, как и все его сослуживцы, был уверен, что летит в далёкую Азию всего на месяц. Но задача «найти и обезвредить», с которой морпехов отправили во Вьетнам генералы, была обречена в обеих составляющих. Найти в непроходимых джунглях врага, было не просто сложно – невозможно.
- Ну, чтоб вы поняли мы уже на глубине 10 метров, а колодец уходит ещё на 10 метров вниз.
А ещё в тоннелях партизаны организовывали склады боеприпасов, полевые госпитали и даже прятали танки. Днём работали на рисовых полях, ночью превращались в страшный кошмар американских бойцов.
- Мы доводили их до безумия, они боялись засыпать, потому что как только они разбивали лагерь, мы появлялись незаметно отовсюду и просто вырезали их всех. И также исчезали.
Если удавалось, испуганные морпехи просто бросали оружие и убегали. Уже через несколько месяцев партизаны сменили древние карабины, на современные американские винтовки. Сейчас это скорее развлечение для туристов, причём, чаще американских, но когда то давно здесь же на полигоне в кучи партизаны пристреливали трофейное оружие, например, вот такие М-16. На победу была направлена вся нехитрая промышленность Вьетнама. В каучуковых рощах по ночам собирали сок, чтобы потом превратить его в матрасы и покрышки. Но даже те шины, что отслужили на дорогах, превращались в обувь для вьетконговцев.
- Вот так ножом берём и вытаскиваем. Научиться делать их несложно. Зато носить такие сандали можно несколько лет. У меня есть одни, которым уже 17 лет и выглядят как новые. Это трудная работа.
На такое сопротивление по всем фронтам Пентагон отвечал ещё большим давлением. Перебрасывались новые танки, автоматы, пулемёты и вместе с ними тысячи новобранцев США. К концу кампании численность американского контингента составляла уже 540 тысяч человек. И кажется, экспортёры демократии совсем забыли о том, что они в этой войне кому-то помогали. Всё больше это становилось похоже на оккупацию.
Масштабные протесты начались в Вашингтоне, Нью-Йорке. Никто не понимал - за какие высшие цели погибли 60 тысяч, а пропали без вести 2 тысячи американских граждан.
Джон Адамс: «Мы выходим из самолета, вернулись домой, а с двух сторон стоят протестующие, кричат на нас, и я не мог понять, что происходит? Почему они не считают нас героями?! Кто-то из них мне плюнул в спину. Я помню тот день как сейчас».
Проигрывая операцию за операцией, под давлением общественности США всё-таки вывели свои войска. Слагаемыми этой победы маленькой отсталой страны против современной военной машины, вьетнамцы считают патриотизм, самоотверженность народа и помощь союзников. Нгуен Тхань Куанг вспоминает, что там - на тропе Хошимина - побеждать помогала даже песня о далёкой русской девушке Катюше.