Как советские солдаты спасали мировые шедевры Дрезденской галереи

852 0

Перейти в Дзен Есть новость?
Присылайте »

Сегодня особенный день для искусствоведов всего мира, особенно для немецких. Ровно 70 лет назад британская и американская авиация начала бомбардировку Дрездена.

Это был устрашающий акт и демонстрация мощи союзников. Город был практически уничтожен, в том числе и здание знаменитой галереи, в которой хранились шедевры мирового искусства. Советские военные, вошедшие в то, что осталось от Дрездена, смогли сохранить уцелевшие экспонаты. Они были отправлены в Москву, отреставрированы, а после возвращены Германии. Наш корреспондент Максим Уразаев - о ценностях, над которыми не властны даже войны.

 «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. «Динарий Кесаря» кисти Тициана. Сегодня, находясь в Дрезденской галерее,  сложно представить, что эти шедевры были спасены неизвестным советским солдатом, фактически стали немецкими трофеями страны советов. В Москве попали в руки лучших реставраторов. И именно поэтому многовековые полотна удалось сохранить.

Андреас Хеннинг, куратор галереи старых мастеров в Дрездене: «И это одна из реставрированных советскими реставраторами  картин «Святой Себастиан» от Антонелла Де Мессина. Тут коллеги из Москвы заметили, что над левой бровью и на левой руке отслаивалась краска и, как видите, исправили этот дефект».

13-е февраля – для сотрудников Дрезденской галереи – особый день. Как и для всей Германии, день скорби и вместе с тем – радости. 70 лет назад ударами британской королевской и американской авиации Дрезден был разрушен до основания. Пострадали в том числе, полотна и здание  галереи – копоть пожарищ на скульптурах ее фасадов  отчетливо видна до сих пор.

Американские бомбардировщики попытались стереть Дрезден с лица земли.  И им это удалось. За несколько дней от авиаударов погибли по разным оценкам до половины мирных жителей  Дрездена. Цифры жертв очень сильно разнятся – от 35 тысяч до 300 и даже пятисот тысяч.

Михаил Мягков, доктор исторических наук, научный директор Российского военно-исторического общества: «Была военная цель – по сути террористическая. Стереть город с лица земли, напугать немцев, а заодно показать советскому союзу, что будет с советскими городами, если что-то пойдет не по западным планам. Сегодня это Дрезден, а завтра может быть Москва, Свердловск».

Бомбардировку Дрездена называют «бомбовым холокостом». Многие отечественные историки считают, что действия авиации союзников - военное преступление. Такую картину застали советские войска, войдя в город – Дрезден в руинах. Казалось бы в такой разрухе не до полотен Рафаэля.

Елена Бондарева, историк, директор центра общественных и издательских программ Фонда исторической перспективы: «Когда красная армия пошла в город была поставлена в том числе, и вот такая культурная задача – найти, отыскать и спасти».

Полотна чудом сохранились во время авиаударов – их успели вывезти до разрушения всех мостов Дрездена. И еще большим чудом нашлись. В сырых, без всякой охраны и отопления шахтах заброшенной штольни хранились больше тысячи полотен. Самые дорогие экспонаты Дрезденской галереи. Искусствоведы в годовщину бомбежки обычно отмечают спасение мировых шедевров от гибели. Хотя и был смерти подобен для немцев и вывоз сразу 1200 картин в Москву.

Гилберт Лупфер, искусствовед : «Советы оставили только немецкие картины 19 века, ибо они планировали создать большой музей новый музей без немецких работ». 

На протяжении следующих 10 лет никто ничего не знал, что произошло с этими работами. Если смотреть на это с исторической точки зрения, большинство картин вновь вернулись обратно, и поэтому Дрезден вышел из этой ситуации довольно положительно.

Искусствовед Лупфер в своих оценках произошедшего по-немецки сдержан. Возвращение полотен из Москвы, страны-победителя в побежденную Германию – явление беспрецедентное. К тому же до этого 10 лет лучшие советские реставраторы восстанавливали все же пострадавшие от влаги картины. После чего выставили в Москве - в музее имени  Пушкина. А после – без всяких условий передали все полотна в Дрезден. До сих пор  неизвестно, сколько шедевров все же утеряно в результате авиаударов по городу, как и человеческие жертвы потери произведений искусства так никто и не посчитал.

По самым скромным оценкам – треть всех полотен в Дрездене исчезли. Возможно, все – таки, не безвозвратно.  Если произведения не сгорели, город и его окрестности по-прежнему могут стать местом сенсационных находок.