Сегодня отмечают свой профессиональный праздник российские дипломаты
Перейти в Дзен
Есть новость?
Присылайте »
Выбор даты связан с историей возникновения первого внешнеполитического ведомства нашей страны.
А именно посольского приказа, самое раннее упоминание о котором датируется 10-ым февраля 1549-ого годом. О людях, в строгих костюмах, владеющих государственными тайнами расскажет наш корреспондент Кирилл Алексеев.
Александр Белоногов показывает снимок своего первого выступления в качестве полпреда в ООН. Об этом дне, говорит, мечтал со школы. Поэтому легко поступил в МГИМО, выучил два языка. Молодого человека заметили и пригласили на службу в МИД. Уже через несколько лет, в 1957 году подающего надежды молодого дипломата отправляют в Америку. В ассамблеи Белоногов работает референтом сразу в двух комитетах.
- Конечно, впечатления были колоссальные у меня. Впервые в Америке. Впервые на сессии генассамблеи, впервые я столкнулся с многосторонней дипломатией. Всё было очень интересно».
В ООН, говорит Белоногов, был получен колоссальный опыт. Карьера пошла вверх. Дипломата сначала отправляют в Англию, а потом уже в качестве посла он приезжает в Египет. В 1984 году отношения с этой арабской республикой были очень тяжёлыми. Перед Белоноговым стояла непростая задача восстановить все разорванные связи. Президент Садат в середине 70-х, ориентируясь на Запад, выгнал из страны 15 тысяч советских специалистов, а позже и во все разорвал дипломатические отношения между Каиром и Москвой.
- Нас лишили консульств, и даже жилой дом был отобран. Шаг за шагом, через частые разговоры с президентом Мубараком, мы все-таки нашли компромиссы.
Работа послом в Египте была ещё и небезопасной, часто с риском для жизни. Каир постоянно бурлил, то и дело случались вооруженные мятежи. Самый жуткий 3-дневный солдатский бунт разгорелся прямо у стен нашего посольства.
- Мы оказались в эпицентре мятежа, безопаснее было находиться у себя дома. Нежели находиться на территории посольства. Сам я оставался на территории.
Расслабиться не давали и в ООН, спустя 30 лет, после своей первой поездки, Белоногов вновь вернулся в Нью-Йорк, уже постпредом Советского Союза. Отношение к русским дипломатам было предвзятым. Всячески «уколоть» Александра Белоногова постоянно пытался его коллега Энтони Уолтерс. Человек жесткий, в прошлом кадровый разведчик, делал все возможное, чтобы усложнить и без того непростые отношения государств. Однажды даже вручил ему список из 20 человек, с намеком на их скорейший отъезд из штатов.
- Их ни в чем не обвиняли. Объясняя тем, что слишком много советских людей в Нью-Йорке. С этого начались наши серьезные конфликты тогда.
Похоже практика давления на наших представителей в ООН до сих пор осталась. Теперь дипломатические нападки с блеском отражает Виталий Чуркин. Постоянные выпады происходят, как и во времена Белоногова, с американской стороны. Саманта Пауэр, не чурается переходить на недипломатический язык.
- Американский представитель в ООН делает все, для того чтобы обострить ту ситуацию для нас, которая существует в Совете безопасности.
Постоянные провокации в ООН, говорит Александр Белоногов, индикатор дипломатической несостоятельности российских оппонентов. К нападкам, голословным обвинениям, подмене фактов, переходят, когда нечего сказать по существу и когда закончились разумные доводы. Опытный дипломат об этом знает очень хорошо, ведь за 44 года службы он постоянно находил свидетельства этому утверждению.
- Вот одна из книг «на дипломатической авансцене» записки постпреда СССР при ООН.
В этой книге, как и в трех других, Александр Белоногов постарался описать всю свою службу, начиная с учебы в МГИМО и заканчивая работой заместителем министра иностранных дел. На подходе очередной том, в котором Белоногов пообещал открыть все свои профессиональные секреты.